Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие земель промышленности, связи, обороны, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения




 

Такая категория земель (часть 4 ст. 6), как земли про­мышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения изначально в земельном законодательстве выделя­лась как земли специального назначения, в дальнейшем ее на­звание неоднократно менялось («земли промышленности, транс­порта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения», «земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения»). Состав рассматриваемой категории земель фор­мировался посредством постепенного исключения из него видов земель определенного целевого назначения, которые образовы­вали или входили в новые категории земель (земли городов, лесного фонда, водного фонда, природоохранного, оздоровитель­ного, рекреационного и историко-культурного назначения). Пе­речень входящих в данную категорию земель либо их целевого назначения всегда был открытым, что сохранилось и в коммен­тируемом Кодексе.

Основное целевое назначение земель промышленности, транс­порта, связи, энергетики, обороны и иного назначения определе­но нечетко. Некоторые авторы полагают, что оно состоит в со­здании различного рода объектов недвижимости и их эксплуа­тации. Другие указывают, что основное целевое назначение данных земель - служить пространственным базисом для раз­мещения объектов и сооружений различного хозяйственного на­значения.

Выполнение землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения функции пространствен­но-операционного базиса для размещения различных объек­тов - их важный юридический признак. Вместе с тем следует учитывать, что земельные участки, относящиеся к данной кате­гории земель, не всегда используются исключительно для разме­щения объектов: на них, например, могут устанавливаться зоны с особыми условиями пользования, в границах которых запре­щено размещение каких-либо объектов, или вестись добыча по­лезных ископаемых карьерным способом, или организовывать­ся войсковые стрельбища. Кроме того, без конкретизации раз­мещаемых объектов и осуществляемой деятельности обособить земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения проблематично, так как операционным базисом могут служить и земли, относящиеся к другим катего­риям.

Существует также точка зрения, что основным назначением данной категории земель является специальное назначение их для целей, обусловленных располагаемым на этих землях объек­том (объектами). Всем землям (промышленности, транспорта, связи и др.) присущи общие и специальные цели использова­ния, которые дополняют друг друга. С учетом разнообразия указанных объектов полагаем, что необходимо объединить эти цели общим признаком, который в настоящее время в законо­дательстве четко не сформулирован.

В качестве решения обозначенных выше проблем в литера­туре предлагаются разные варианты деления данной категории на новые, более мелкие, категории или подкатегории с единым, четким основным целевым назначением.

В структуре категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения можно выде­лить:

- земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики и осу­ществления деятельности в данных областях, которую можно охарактеризовать как производственную (в справочной литера­туре производство определяется как процесс трансформации ре­сурсов в товары или услуги, имеющие ценность; как процесс использования труда и материальных ресурсов для создания товаров или услуг; как регулируемый людьми процесс созда­ния продуктов (изделий, энергии и услуг);

- земельные участки, предоставленные для размещения объектов обороны, размещения и постоянной дислокации госу­дарственных таможенных органов, и осуществления деятельно­сти в указанных областях;

- земельные участки иного назначения.

Нормы, определяющие правовой режим данных земель, нуж­даются в систематизации. Они рассредоточены по очень боль­шому количеству нормативных правовых актов, принадлежа­щих к различным отраслям законодательства: земельного, в области охраны окружающей среды, гражданского, об архитек­турной, градостроительной и строительной деятельности, а также регламентирующего деятельность в области промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и т.д. Вместе с тем, пра­вовой режим отдельных видов земель, относящихся к рассмат­риваемой категории, закреплен недостаточно четко. Например, отсутствуют понятия видов земель, что затрудняет определение конкретного целевого назначения земельных участков.

Общая особенность правового режима категории земель про­мышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения состоит в том, что законодательством предусмотре­но установление зон с особыми условиями пользования (сани­тарных, охранных, защитных, контролируемых зон, береговых полос, приаэродромных территорий и других) вокруг объектов промышленности, транспорта, связи и энергетики, обороны, на территориях осуществления некоторых видов деятельности. Порядок установления таких зон определяется большим коли­чеством нормативных правовых актов, в том числе техничес­ких. Цель создания зон - обеспечение безопасности различ­ных объектов, охрана жизни и здоровья людей, домашних жи­вотных, охрана окружающей среды.

Государственное управление землями земель промышленнос­ти, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения можно классифицировать на общее управление, специальное управление и ведомственное (отрас­левое) управление. Последнее осуществляется республикански­ми органами государственного управления в отношении земель­ных участков, предоставленных подведомственным организаци­ям. Как отмечается в юридической литературе, наиболее суще­ственную роль данные органы управления выполняют при пла­нировании использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, которое осуще ствляется совместно с территориальными органами управления, решении вопросов о пространственно-операционном базисе раз­вития отраслей экономики, размещения значимых для государ­ства объектов.

В частности, Министерство промышленности Республики Бе­ларусь организует разработку краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития соответствующих отраслей, а также отдель­ных производств; согласовывает с местными исполнительными и распорядительными органами решения о размещении государ­ственных организаций.

Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее — Мин­транс) координирует размещение и функционирование объектов сервиса в авиационных организациях. Департамент «Белавтодор» Минтранса разрабатывает основные направления развития сети автомобильных дорог общего пользования, координирует размещение и функционирование объектов сервиса на республи­канских автомобильных дорогах.

Министерство связи и ин­форматизации Республики Беларусь разрабатывает с участием других республиканских органов государственного управления концепции и программы развития связи и информатизации, схе­мы развития сетей связи и систем информатизации.

Министерство энергетики Республики Беларусь организует и координи­рует деятельность по созданию ядерной энергетики и осуществле­нию строительства и эксплуатации атомной электростанции в Республике Беларусь1.

Министерство обороны Республики Бела­русь участвует в разработке и реализации концепций и программ военного строительства, разрабатывает и реализует программы и планы строительства и развития Вооруженных Сил, видов Воо­руженных Сил, родов войск, специальных войск и систем обес­печения, а также транспортных войск Республики Беларусь.

Некоторые государственные органы, осуществляющие ведом­ственное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, наделены полномочи­ями и в отношении земель, земельных участков, принадлежа­щих неподведомственным им лицам. Так, Минтранс определя­ет в пределах предоставленных полномочий порядок прокладки и переустройства инженерных коммуникаций не только в пре­делах полосы отвода (она относится к землям автомобильного транспорта), но и на придорожных полосах (в контролируемых зонах) республиканских автомобильных дорог; обеспечивает со­гласование строительства и реконструкции промышленных, сель­скохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории аэродромов гражданской авиации.

В ходе реализации своих полномочий по обеспечению охра­ны окружающей среды, экологической безопасности в определенной отрасли, республиканские органы государственного уп­равления, государственные организации обеспечивают и охра­ну земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обо­роны и иного назначения. Например, входящий в структуру Ми­нистерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Департамент по надзору за безопасным ведением работ в про­мышленности выполняет специальные (регулирующие, конт­рольные, надзорные, исполнительные и иные) функции в облас­ти промышленной безопасности, безопасности перевозки опас­ных грузов, а Департамент по ядерной и радиационной безо­пасности осуществляет специальные функции в области обеспе­чения ядерной и радиационной безопасности. Одной из задач Белорусской железной дороги является охрана окружающей среды от вредных воздействий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...