Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок работы в читальном зале




При первом посещении читального зала исследователи знакомятся с правилами работы читального зала, заполняют анкету пользователя. На них заводятся карточка пользователя и личное дело, в котором находятся заявления и отношения исследователя, анкета, заказы на выдачу дел и описей, заказы на копирование документов.

Исследователям предоставляется научно-справочный аппарат архива, на основании которого они заказывают и получают до­кументы для работы с ними.

Дела из хранилищ выдаются на основании заполненного блан­ка заказа и учитываются в книге выдачи дел из хранилища. Каждое выдаваемое дело должно иметь лист использования, заполняемый исследователем в ходе работы с делом.

Исследователь может получить под расписку в бланке заказа единовременно не более 5 описей и 10—20 дел не более чем на 5 дней с момента выдачи, максимально — на 10 дней со дня выдачи.

При наличии фонда пользования подлинные документы в чи­тальный зал не выдаются.

При выдаче дел из хранилищ в читальный зал они должны быть полностью оформлены. На время их отсутствия на их место помещается карта-заместитель дела. До выдачи и после полу­чения дело просматривается работником архива. В случае де­фектов в деле составляется дефектный акт, предъявляемый исследователю для принятия мер.

При работе с делами исследователи должны выполнять правила работы в читальном зале. Выносить дела из зала, передавать их третьим лицам, вносить пометы в документы, перекладывать листы в несброшюрованных делах, подвергать их какому-либо физическому воздействию запрещается. В случае порчи доку­ментов или их хищения исследователи подвергаются мерам взыскания вплоть до уголовной ответственности.

 

 

Вопрос 38. Формы массового использования архивных документов

 

Понятие форм массового использования архивных документов

К формам массового использования архивных документов относятся:

ü экспонирование на выставках;

ü использование в средствах массовой информации;

ü проведение информационных мероприятий;

ü выдача во временное пользование;

ü публикация.

 

Содержание форм массового использования архивных документов

Выставки документов организуются архивом самостоятельно,
вместе с другими архивами, музеями, организациями. На их базе могут проводиться экскурсии, научно-практические, методические, информационные мероприятия.

Выставка организуется на основе концепции и тематико-экспозиционного плана. Концепция определяет структуру и со­держание экспозиции. Тематико-экспозиционный план способ­ствует выявлению и отбору документов, иллюстративного, ве­щевого, вспомогательного материала. Он определяет место и средства показа документов в будущей экспозиции. Художествен­ное оформление выставки осуществляется на основе дизайнер­ских и эскизных проектов. Подготовка документов к экспони­рованию состоит из их реставрации, изготовления копий и му­ляжей. При возможности подлинники документов не выставля­ются. В случае же их экспонирования они должны быть за­щищены как от воздействия внешней среды, так и от хищений.

В средствах массовой информации документы используются для подготовки информационных материалов в прессе, на радио и телевидении. В периодической печати возможны основанные на документах статьи и сообщения, обзоры и публикации до­кументов. В телевидении и на радио документы используются для теле- и радиопередач, в тематических программах, информациях, хрониках, интервью, репортажах, готовящихся сотруд­никами архива совместно с работниками радио и телевидения.

К информационным мероприятиям относятся встречи с общественностью, экскурсии в архив, презентации, Дни открытых дверей, лекции, доклады, устные журналы, читательские конференции, за­нятия для студентов и школьников. На них могут проходить выступления архивных работников, знакомящих обществен­ность с архивными документами, показ документов, ознаком­ление с работой архивов. Особое внимание уделяется проведе­нию занятий со студентами и школьниками. Они имеют тема­тический характер, проходят в форме лекций, семинаров, пра­ктических и факультативных занятий.

Выдача дел и документов во временное пользование производит­ся на основании акта выдачи, исходным документом которого является письменный запрос организации, нуждающейся в подлиннике документа. Выдача производится не более чем на 3 месяца. Она регистрируется в книге выдачи дел. Выдаваемые де­ла должны быть полностью оформлены, иметь листы исполь­зования. На их место на время отсутствия помещается карта-заместитель дела. При выдаче и приеме дел в архивохранили­ще проверяется их состав и физическое состояние. При обна­ружении дефектов составляется дефектный акт, а их виновни­ки привлекаются к ответственности.

Самым распространенным видом использования документов явля­ется их публикация. Выделяются научные, научно-популярные, учебные издания. Все они основываются на научных принципах подготовки документов к изданию, но отличаются спецификой отбора, источников, приемов передачи текста документа, соста­вом научно-справочного аппарата. В соответствии с составом публикуемых документов издания могут быть пофондовыми, тематическими, видовыми. Публикации могут быть в корпусе, серии, сборнике, в виде альбома, буклета, плаката, могут быть публикации в периодических и продолжающихся изданиях.


Существуют следующие этапы подготовки публикации:

ü выявление и отбор документов;

ü выбор и передача текста документа;

ü археографическое оформление документа;

ü составление научно-справочного аппарата;

ü формирование макета публикации.

Подбор документов определяется темой, типом, видом издания.

Отбор документов проводится на основе принципов историзма, научной объективности, методов источниковедческого анализа до­кументов.

Источниковедческий анализ предполагает установление под­линности, места, времени, условий создания, внешних особен­ностей, авторства, достоверности, политической направленности, полноты, представительности, научной значимости, новизны ин­формации, степени сохранности, способа воспроизведения текста документов.

Документальная публикация состоит из предисловия, включаю­щего историческую и археографическую части, текстов доку­ментов, примечаний, указателей, содержания с перечнем пуб­ликуемых документов.

При публикации могут применяться хронологический, темати­ческий, географический, авторский, номинальный признаки систематизации или их сочетания.

Систематизация документов закрепляется их общей порядко­вой нумерацией.

Каждый документ сопровождается редакционным заголовком и археографической легендой.

В редакционном заголовке указываются порядковый номер доку­мента в публикации, его разновидность, автор, адресат, крат­кое содержание, дата, место создания, делопроизводственный номер.

В археографической легенде сообщаются поисковые данные (шифр) документа, его подлинность, язык, способ воспроизведения, внешние особенности, в случае необходимости — сведения о более полной его публикации.

Основным пособием по публикации архивных документов являют­ся Правила публикации исторических документов в СССР.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...