Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнекитайская философия. Конфуций




Китайская филосоофия является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу. В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представитель этого периода: Лао-цзы.

конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представитель: Конфуций.

моизм: смысл учения заключался в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе.

школа законников (по-европейски — легизм): занималась проблемами социальной теории и государственного управления.

школа имён: несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу.

школа «инь-ян» (натурфилософы).

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.

Главный интерес китайской философии - отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Невмешательство, или не деяние (увэй - созерцательное отношение к действительности) - одно из главных требований дао по отношению к человеку. Дэ - опредмеченное, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека. Ци - мельчайшая телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао. Мужское начало Ян, женское начало - Инь. Для китайской философии характерно единство противоположностей: ян – инь, день – ночь, небо – земля, свет – тьма, тепло – холод.

Конфуций - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. Конфуцианство - философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего, как участника социальной жизни. Почитание знати, требование признания строгой субординации внутри общества, этические правила «почтения». «Сяо» - «почтение к родителям», «ди» - «почтение к старшему брату», «чжун» - «верность правителю и своему господину». Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды изложены в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения") Конфуций объявлял власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства ставил нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со II века до н.э. и до начала XX века конфуцианство являлось в Китае официальной государственной идеологией Конфуций, один из великих мудрецов древности, является своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Конфуций считается также великим первоучителем всех китайцев. На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая (частично это касается и их соседей - японцев, корейцев, вьетнамцев) свято чтили его как учителя жизни. Для дальневосточной цивилизации Конфуций примерно то же, что Иисус для христиан или Мухаммед для мусульман. Но китайский мудрец был все же только человеком, причем простым и доступным в общении, каким и должен быть учитель. Он подчеркивал, что в своих идеях опирается на мудрость старины "Передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее".

 

 

Древнекитайская философия. Лао Цзы

Главный интерес китайской философии - отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Приоритет этики в размышлениях основных представителей китайской философии. Распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот Период в истории Древнего Китая часто называют «золотым веком китайской философии». Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

даосизм: Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. Представитель: Лао Цзы

конфуцианство: правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. Представитель: Конфуций

моизм: смысл учения заключался в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, все должны печься о взаимной пользе. Представитель: Мо-Цзы

школа законников: занималась проблемами социальной теории и государственного управления. Представители

школа имён: несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу.

Школа «инь-ян»

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. В школах мировоззренческие основания были слабы и заимствованы из других школ, только в даосизме теоретическая база была наиболее развитаю представителем которого был Лао –Цзы.

Лао-цзы - один из величайших мудрецов Китая, основоположник даосизма - одной из трех религий, мирно соседствующих в жизни китайского народа, Центральной идеей философии Лао-цзы была идея двух первоначал — Дао и Дэ. Дао - естественный закон самих вещей, путь, по которому в своем развитии должны следовать человек, природа и космос. Невмешательство, или не деяние (увэй) – одно из главных требований дао по отношению к человеку. Вся природа - внешнее проявление дао, и лишь перед человеком, освобожденным от всяких стремлений и желаний, раскрывается сущность дао. Такое погружение в дао и есть бессмертие. Дао есть независимое начало, отец и мать всего сущего, оно властвует над законами неба и животворит все твари.

Отсюда проистекает признание ничтожества и суетности всего, что находится вне дао: телесный мир лишь источник терзаний, болезней и смерти. Духовный же мир освобожден от страданий и болезней, это мир бессмертия.. При этом Лао-Цзы в сущности не приписывал полного физического отстранения от жизни: не бежать от мира, а лишь внутренне освободиться от него, поборов в себе страсти и творя всюду добро. Он проповедовал путь медленного восхождения от подножия к вершине, от плотских искушений, соблазна, богатства, изнеженности к нравственной чистоте и красоте. Лао-Цзы учил: “Предаваться роскоши - это всё равно, что хвастаться наворованным”, "Нет греха тяжелее страстей. Нет большего преступления, как признавать похоть вседозволенной".

К худшим человеческим порокам мудрец относил гордость, стремление к почестям и славе. Он проповедовал добродетель, любовь ко всему сущему, простоту и смирение. "Я имею три сокровища, которыми дорожу, - говорил Лао-Цзы, - первое - человеколюбие, второе - бережливость, а третье - состоит в том, что я не смею быть впереди других".

Соблюдение дао являлось необходимым требованием при управлении государством, при этом естественным с точки зрения мирового закона строем Лао-Цзы признавал монархию. Он считал, что мудрый правитель должен быть примером добродетели для своего народа. Подобно всем великим Учителям, Лао-Цзы считал войну преступным и противоестественным явлением, признавая при этом священное право государства на защиту. Учение Лао-Цзы было направлено на "внутреннего человека", ибо по его словам "мудрец заботится о внутреннем, а не о внешнем", он не стремился активно воздействовать на современников, не основал никакой школы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...