Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Д.Лондон «Северные рассказы».




Вопрос 4. Многообразие форм неоромантического творчества в литературе рубежа веков. Рассказы «северного цикла» д.Лондона. «Сирано де Бержак» Э.Ростана. «Овод» Э.Л.Войнич как революционно-романтический роман

Неоромантизм и романтизм. Протест против буржуазного общества, неприятие его выражали представители неоромантизма и романтизма. Неоромантизм получил распространение в Англии, Германии, несколько меньше в других странах. В это направление включают Стивенсона, Конрада, Хаггарда, Конан-Дойля, Честер­тона. В Германии дань неоромантизму отдали Гофмансталь, Гаупт­ман, Газенклевер. Люди различных идейных убеждений, неороман­тики сходились в одном — они отрицательно относились к современной буржуазной цивилизации. Но если критические реалисты и натуралисты, изображая капиталистическую действительность, критиковали ее, то неоромантики, отвергая эстетические ценности! буржуазного общества, уводили своих читателей или в далекое прошлое, или в экзотический мир нетронутых цивилизацией стран Африки, Азии, Южной Америки. Они создали свой яркий красочный, полный увлекательных приключений мир, в котором действовали незаурядные, сильные, романтические герои. Если и Англии и Германии неоромантики в чем-то продолжали своих предшественников — романтиков начала XIX в. (отсюда и название неоромантизм — новый романтизм), то в других странах этот процесс происходил несколько иначе. Так, например, в США романтизм был господствующим направлением до гражданской войны 1861— 1865 гг., явления позднего романтизма, или постромантизма, продолжали существовать и в конце XIX — начале XX в. К числу писателей-романтиков относятся А. Бирс, Брет Гарт. Романтическая направленность очень сильна в творчестве Джека Лондона. То же самое можно сказать о латиноамериканский литературе, где романтизм сохраняет свое значение почти на протяжении в го XIX в. и только в конце его и начале XX в. начинает уступать позиции реализму. Отдельные явления романтизма сохра­нились и в, творчестве западноевропейских писателей (Уайльд, Ростан).

Д.Лондон «Северные рассказы».

Творчество Джека Лондона отличается большим разнообразием. Он писал рассказы, романы, очерки, пьесы. Одно из первых мест в его творчестве занимают северные рас­сказы. Действие в них развертывается на далеком Севере, в пре­делах Аляски и Канады, в краю Вечного Холода и Белого Без­молвия.

Во многих северных рассказах Лондон развертывает бальза­ковскую тему разлагающего влияния золота, превращающего лю­дей в фанатиков и изуверов. Таков Джекоб Кент («Человек со шра­мом»). Самовольно заняв пустующую хижину, он собирает плату с путников, останавливающихся в ней. Алчность, одолевавшая его всю жизнь, становится болезнью, убивающей в нем все человече­ское. Кент превращается в маньяка, в ненормального человека. Похож на него Рассмунсен из «Тысячи дюжин». Как и Кент, Рассмунсен одержим одной идеей — идеей обогащения, и она порабо­щает его. Ради нее он не щадит ни проводников, ни собак, выма­тывая из них последние силы. Не жалеет он и себя: страсть к день­гам вытесняет у него заботу о собственном здоровье.

В ряде рассказов Лондон ставит тему развращающего влияния буржуазной цивилизации на быт и нравы северной страны. Аляска сравнительно недавно стала американским владением. До второй половины XIX в. она принадлежала России. В те времена это была пустынная, малозаселенная территория, на которой жили индей­ские и эскимосские племена и небольшое число белых. Изображение быта и нравов золотоискателей является одной из значительных тем северных рассказов. Положительный герой северных рассказов—образ в какой-то мере собирательный. Этот образ сочетает в себе разные индивиду­альные особенности, свойственные многим персонажам. Так, у Хичкока, героя рассказа «Там, где расходятся дороги», преоблада­ют 'бескорыстие и храбрость. Материальный расчет в его глазах не играет никакой роли. Ради спасения девушки-индианки он го-тон рискнуть жизнью.

Более разносторонне обрисован Мэйлмют Кид — один из люби­мых героев Лондона. Он — старожил Севера, хорошо знает его быт и нравы. Он пользуется огромным уважением и во всех спорных случаях обычно становится арбитром, слово которого имеет решаю­щее значение. Это он решительными действиями пресекает глупую ссору товарищей, готовую закончиться кровавой дуэлью («На соро­ковой миле»). А в рассказе «За тех, кто в пули» он оказывает по­мощь и поддержку Джеку Уэстондейлу, скрывающемуся от пресле­дования полиции.

Северные рассказы отличаются большими художественными достоинствами. Джек Лондон выступает в них как замечательный кнастер прозы-, выдающийся рассказчик. Являясь представителем критического реализма в США, защищая его основы, Джек Лондон в то же время на всю жизнь сохранил любовь к романтике..Романтика для него была одним из важнейших средств, с помощью которого он выражал свой протест против несправедливости и пошлости, серости буржуазной жизни. Она была той мечтой, к которой он всегда стремился, а с другой стороны, она являлась той сферой, где раскрывались человеческие способности, тем, что позволяло писателю верить в достоинство человека, в его творческие силы.

Сочетание реалистического с романтическим, «романтизм в реализме» и «реализм в романтизме» наиболее полно выявились в северных рассказах. Писатель в большинстве случаев рассказывает о событиях не­обычайных. В центре его внимания находятся романтически при­поднятые исключительные личности: охотники, бродяги, золото­искатели. Они бегут от капиталистической цивилизации и в условиях Севера ведут свободную, независимую, полную опасностей и приключений жизнь.

Не все северные рассказы обладают одинаковыми достоинст­вами. Хотя и редко, но у Лондона встречаются рассказы, отразив­шие влияние буржуазной идеологии.Таковы рассказы «Сын волка», «Люди солнечной страны», в которых заметна идеализация люден «белой расы». Таков рассказ «Закон жизни», утверждающий мрачною биологическую филосо­фию жизни.

К циклу северных рассказов близко примыкают две изве­чные повести о Животных: «Зов предков» (1903) и «Белый Клык» (1906). В них Лондон обращается к изображению животных и показывает их с таким мастерством, какое редко Можно встретить в мировой литературе. Очень сильно звучат в этих повестях гуманистические мотивы. Животные — не только помощники человека, но самые близкие друзья и това­рищи. Автору ненавистны те люди, которые жестоки к ним. На примере Бэка и Белого Клыка он показывает, что побои озлобляют животных, делают их врагами человека. И наоборот, доброта, справедливость развивают в них лучшие качества: любовь, преданность, чувство долга. Северные рассказы отличаются большими художественными достоинствами.

Характерной особенностью северных рассказов являете динамизм, большая насыщенность действием. Как правило в них много движения, борьбы, столкновения. Лондон мастер напряженной интриги, стремительно развивающегося сюжета, острых драматических коллизий.

Большое внимание уделяет Лондон изображению внутрен­него мира своих героев, их психологии. В северных рассказах он создает потрясающие по силе и выразительности картины человеческих переживаний. Он изображает нестерпимые муки голода, страстную любовь к жизни, трагическую смерть от хо­лода или ужас перед надвигающейся гибелью.

Не все северные рассказы обладают одинаковыми достоин­ствами. Хотя и редко, но у Лондона встречаются рассказы, отразившие влияние буржуазной идеологии.

 

«Овод» Войнич В те же годы выступила в литерату­ре Этель Лилиан Войнич. Первый роман Войнич «Овод» (1897) принес ей широкую извест­ность. Но особенной популярностью эта книга, отчасти навеянная образами русских революционеров, пользовалась позднее — в ре­волюционной России.

В романе изображена Италия 30-х и 40-х годов XIX в., но при всей исторической точности романа еще сильнее отражена в нем современ­ная писательнице эпоха — полная опасностей деятельность револю­ционеров в России, политические и литературные споры в английских салонах. Главный герой романа Артур Бертон, революционер и талантливый журналист, известный под прозвищем «Овод», связан; кровными узами и с Англией, и с Италией. Незаконный сын италь­янского священника и англичанки, он посвятил свою юность наци­онально-освободительной борьбе Италии, став членом тайного об­щества «Молодая Италия». Но предательство духовника, выдавшего полиции тайну исповеди, заставляет его разочароваться в религиоз­ных идеалах; клевета заставляет его покинуть Италию. Во второй' части романа он предстает уже законченным революционером, разоблачающим лживые идеалы и иллюзии своих соотечественников; Антирелигиозная борьба занимает главное место в деятельности Овода, ибо он видит в католической церкви опасного и мощного врага народных движений в Италии.

С большой глубиной раскрыт сложный характер его антагониста и отца Лоренцо Монтанелли. Это искренне верующий священник (позднее — кардинал), к тому же выдающийся человек и нежно любящий отец. Но религия вступает в его душе в неразрешимый конфликт с живыми человеческими чувствами. Свою земную любовь к матери Артура он считает смертным грехом; воспитывая юного сына, он скрывает от него свое, отцовство; сам того не желая, он способствует аресту и гибели Овода. Только после его казни Мон­танелли в глубоком отчаянии проклинает религию и свое ей слу­жение.

Роман «Овод» пронизан революционной романтикой, в нем чув­ствуется связь с традициями Байрона, Шелли, Гюго и в то же вре­мя — влияние русской литературы (Чернышевского, Степняка-Кравчинского).

В 1920 г. Э. Л. Войнич вместе со своим мужем уехала в Соединенные Штаты. Там (в Нью-Йорке) она дожила до 96 лет, занима­ясь, главным образом, музыкой. Но в 1945 г. (видимо, под впечатле­нием победы над фашизмом и вспыхнувших в ней патриотических чувств) она написала роман «Сними обувь твою» — об Англии XVIII в. и об английских предках Артура-Овода. Большой радостью было для престарелой писательницы узнать от посетивших ее со­ветских журналистов о той исключительной любви, которой окружен в Советской России герой ее лучшего романа Овод, пламенный и самоотверженный революционер,

 

ЭдмонРостан «Сирано де Бержерак» (1868-1918) был носителем гуманистических традиций. Драматург по-своему переосмыслил образ писателя 17 века Сирано де Бержерака и сделал его внутренне обаятельным, глубоко благородным человеком, широко мыслящим и способным страстно, самозабвенно сражаться за свои убеждения. На фоне худосочных декадентских героев, раздираемых противоречиями, Сирано де Бержерак воспринимался как цельный, сильный духом герой. В то же время он беспредельно далек от модных ницшеанских «сверхлюдей»: Сирано демократ по убеждению и по образу жизни, он поборник свободы не только для себя, но для всех. Он воплощает дух свободомыслия. В пьесе излагается неоромантическая концепция героизма как внутренней способности человека преодолевать силу обстоятельств. Ростан сумел выйти за рамки эпигонства, сформулировал и художественно воплотил программу неоромантизма, создав гуманистические характеры, подняв на новую высоту жанр поэтической драмы. Во французской литературе Ростан является эпигоном романтической драмы. Но неоромантизм Ростана лишен той социальной насыщенности, которая отличает драму романтиков 30—40-х гг. Излюбленный герой Р. — благородная и одаренная личность, не понятая окружающей средой и гибнущая в борьбе с ней. Героев своих Р. индивидуализирует только внешне, по существу же и Сирано, и Орленок, и Шантеклер являются носителями абстрактного понятия человеческого благородства. Такие же внешние, вызванные только требованиями сцены черты отличают друг от друга и персонажей, воплощающих косность, абстрактную неправду той среды, к-рая противостоит героям (Меттерних в «Орленке», граф де Гиш — в «Сирано»). Герои Р. борются с отвлеченной пошлостью и лицемерием и обличают «неправду», даже отдаленно не задевая основ буржуазного общества: за все это Р. снискал широкую популярность среди буржуазной публики. Несомненными достоинствами театра Р. являются его сюжетность, интенсивность действия, выразительный диалог, неглубокое, но блестящее остроумие. «Сирано» — не только лучшая пьеса Ростана, но, возможно, и самая «авторская». Великую и всепоглощающую любовь Сирано к его Прекрасной Даме — Роксане нетрудно было разглядеть в поклонении самого Эдмона своей жене и музе Роземонде. И, кроме того, Ростану был чрезвычайно близок главный герой, лицо реальное. Савиньен де Сирано де Бержерак в первой половине XVII века действительно служил в гасконской гвардии, был известным удальцом, завзятым дуэлянтом, но также и философом и драматургом, и автором двух утопических романов. Использовав реальные факты его биографии, Ростан вместе с тем наделил своего Сирано некоторыми собственными чертами и уж, во всяком случае, собственным поэтическим даром.

 

5. Французский символизм: эстетика и творчество. Образцы символической лирики в поэзии Ж.Мореаса, С.Малларме, А.Самена. Место символизма в литературе конца века и его значение для поэтического искусства последующих десятилетий.

.

Предтеча символизма во Франции – Ш.Бодлер, выпустивший в 1857 книгу «Цветы зла». В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками. Близость различных переживаний должна, по мнению символистов, выразиться в символе. Девизом символистских исканий стал сонет Бодлера «Соответствия» со знаменитой фразой: «Перекликаются звук, запах, форма, цвет». Поиск соответствий – в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств.

Символизм как направление в литературе возник во Франции в 70—80-х годах XIX в. Затем эта школа появилась в Бельгии, Германии, Австрии, России. Своим названием символизм обязан слову «символ», условно обозначавшему сущность явления вместо его конкретно-образного выражения. При этом символ употреблялся не в его обобщенно-реалистическом или романтическом значении, а как выражение субъективного отношения писа­теля к окружающей действительности. Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», — опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В символизме различают несколько различных течений, групп. Во Франции наиболее видными pro представителями были Верлен, Рембо, Малларме, в Бельгии — Метерлинк и Верхарн, в Германии — Гауптман и Георге, в Австрии — Рильке и Гофмансталь. В каждой стране течение обрело национально-историческое своеобразие. Идейная основа многих символистов была идеалистической: они обращались к философии Шопенгауэра, Ницше, Бергсона. Однако художественная практика символистов была намного богаче и шире их теорий. Сложность и противоречивость символизма обусловлены в первую очередь тем, что в понятие «символ» у разных писателей нередко вкладывалось разное содержание.

Так, например, у раннего Метерлинка (период маленьких драм) символика носит идеалистический, пессимистический харак­тер, стремится выразить слабость человека перед грозными силами вездесущей судьбы. У Верлена символы отражают неопределенную зыбкость его настроения. Рембо при помощи символов старается создать свой эстетский мир, стать ясновидцем, изобрести особую поэтическую речь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...