Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолог в школе М.М. Кравцова





 


   Психолог в школе М. М. Кравцова

ДЕТИ-ИЗГОИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ

2005 МОСКВА


УДК 159. 922. 7 ББК 88. 8 К 771


Введение


 


Серия " Психолог в школе

Кравцова М. М.

К 771 Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. — (Психо­лог в школе). — М.: Генезис, 2005. — 111 с.

Практически в любом классе, любой детской или подростковой груп­пе встречаются ребята, которых не принимают сверстники. Книга по­священа анализу именно этой проблемы.

Автор характеризует детей группы риска — тех, кто может в первую очередь попасть в число отверженных, и тех, кто может стать зачинщи­ками гонений. В книге изложены рекомендации психологу, учителям и родителям, приведены меры профилактики и конкретные програм­мы работы с отвергаемыми детьми, а также с классом, где есть дети-изгои.

Книга адресована психологам и педагогам.

ISBN-5-98563-009-9                                      © -Генезиса 2005.

© Кравцова М. М., 2005.


Проблема отвергаемых детей особо интересует и волнует меня не только потому, что я постоянно сталкиваюсь с ней в своей психологической практике. Я сама училась в классе, где постоянно вспыхивали конфликты и кто-то становился изгоем. А всем остальным надлежало если не активно участвовать в травле, то по крайней мере всячески выражать ему свое презре­ние. В первом классе девчонки договорились за что-то побить после уроков мою подругу, пригрозив мне тем же, если я ее предупрежу. И я помню, как страшно было решиться побежать навстречу ее бабушке, предупредить о готовящейся расправе над внучкой. С честью выйти из этой ситуации мне помогло только то, что я была не одна — нашлось еще двое сочувствующих, а втроем противостоять большинству легче. Я с восхищением вспоминаю свою одноклассницу Катю, которая отказывалась голосовать против очередного отверженного, открыто вставая на его защиту...

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, оди­ночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его из­менить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре вни­мания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выби­рая неадекватные способы поведения, что добиваются внима­ния «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребя­та — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Работая в школе и организуя занятия с подростками при фа­культете психологии МГУ, я нередко встречала детей, для ко­торых «вхождение в группу» было трудноразрешимой задачей.


ДЕТИ-ИЗГОИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ

Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?


Часть 1

Психологические

аспекты проблемы

отверженности


Собственные наблюдения, биографии разных людей и при­меры из художественной литературы наводят на мысль, что в любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пас­сивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше — их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников. По­пробуем разобраться в природе такого явления, как отвержение одного или нескольких членов коллектива.

Глава 1 Действующие лица

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, их жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руковод­ством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе есть нейтральные наблюдатели. На мой взгляд, наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Часто дети про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой. «Любимой иг-


ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ---------------------

рой Эндрю Саски (тогда обязательный в каждом классе хулиган и драчун) было снять с Колина штаны и спрятать их. Тогда как некоторые из нас сочувствовали Колину, большинство, я подо­зреваю, были рады, что он существует: с ним Эндрю Саски по­стоянно был занят и не трогал остальных» — вот как объясняет эту типичную для многих школьных коллективов ситуацию в своем романе «Скоро тридцать» английский писатель Майкл Гейл.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне из­менить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследовате­лей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Например, пятиклассница Света, стремящаяся стать королевой класса, подговаривала одноклассников объявить бойкот своей сопернице Наташе. Света своими насмешками и проделками мог­ла испортить жизнь любому, поэтому с ней никто не хотел свя­зываться, хотя тихая Наташа многим нравилась. В бойкоте согла­сились участвовать все, кроме Аркаши. Он сказал, что Наташа его друг, поэтому он будет продолжать с ней дружить. Поступок Аркаши, который до этого ничем особым не выделялся, учился сред­не, мог начать плакать из-за двойки или испачканных брюк, опа­саясь наказания, произвел на одноклассников такое впечатление, что Свете пришлось оставить Наташу в покое.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изго­ем. Например, когда, подчиняясь воле учителя, ребенок вынуж­ден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно при­нимать участие в травле соседа по парте.

Рассмотрим психологические особенности основных действу­ющих лиц.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...