Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа итогового государственного экзамена

Форма 1-ИГА

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Академия МНЭПУ»

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УМР
    (ФИО)
«   »   20 __ г.
           

Программа итогового государственного экзамена

Уровень образования: высшее профессиональное

Направление 38.03.02.«Менеджмент»

Профиль (специализация):__________________________________________________________

 

Раздел 1. Основы менеджмента

1.1 Сущность и содержание менеджмента.

Понятие менеджмента. Основные определения менеджмента. Законы и принципы менеджмента. Содержание менеджмента рассмотреть в трех направлениях: наука и практика управления, организация управления, процесс принятия решений.

1.2 Управленческие революции в области менеджмента.

Сущность и содержание исторических периодов зарождения менеджмента. Особенности управленческих революций (религиозно-коммерческая, светско-административная, производственно-строительная, индустриальная (промышленная), бюрократическая).

1.3 Развитие взглядов на менеджмент.

Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гильбрет). Административная школа управления: основные принципы А. Файоля. Основное содержание школы человеческих отношений (Э. Мэйо).

1.4 Современные подходы к управлению.

Процессный подход в менеджменте. Системная концепция. Ситуационный подход: этапы применения.

1.5 Миссия и цели организации.

Сущность и содержание миссии. Определение понятия «цель» и требования, предъявляемые к целям. Виды целей: организационные (фирмы) и индивидуальные (работника).

1.6 Стратегия и тактика менеджмента.

Основные понятия и сущность стратегического управления. Основные этапы стратегического управления. Оперативное управление: методы и принципы. Основные этапы оперативного управления.

1.7 Внутренняя и внешняя среда организации.

Внутренние переменные факторы. Элементы внешней среды прямого и косвенного воздействия. Характеристики внешней среды.

1.8 Организационные структуры менеджмента.

Понятие о структуре управления и ее подразделениях. Требования, предъявляемые к структуре управления. Виды структур управления: достоинства и недостатки.

1.9 Система функций менеджмента.

Сущность и содержание основных функций менеджмента: планирование, контроль, мотивация, организация, координация и регулирование.

1.10 Планирование как функция менеджмента.

Сущность планирования. Виды планирования: стратегическое, тактическое и оперативное. Рассмотреть виды управленческой деятельности в рамках стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационная стратегия.

1.11 Организация в системе менеджмента.

Понятие организации. Формальная и неформальная организация. Аспекты организационного процесса: делегирование полномочий; деление на подразделения по целям организации. Типы административного аппарата.

1.12 Мотивация в менеджменте.

Понятие мотивации. Содержательные (Маслоу, МакКлелланд, Герцберг) и процессуальные (теории ожидания, справедливости и модель Портера-Лоулера) теории мотивации. Формы и методы стимулирования. Использование мотивации в практике менеджмента.

1.13 Регулирование и контроль в системе менеджмента.

Контроль как процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности. Субъекты и объекты контроля. Механизм контроля и принципы его осуществления. Принципы контроля Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Этапы процесса контроля.. Самоконтроль. Организация внешнего и внутреннего контроля.

1.14 Коммуникационные процессы в менеджменте.

Понятие коммуникаций. Направления коммуникаций: вертикальные и горизонтальные. Структура коммуникационного процесса. Характеристика элементов коммуникационного процесса. Типы коммуникаций. Коммуникационные модели.

1.15 Менеджеры в системе управления.

Сущность деятельности менеджера. Определение ролевых функций менеджера. Два основных типа руководителя. Уровни управления. Предприимчивость менеджера. Имидж руководителя. Руководство организацией как социальной системой. Социально-психологический климат коллектива.

1.16 Конфликтность в менеджменте.

Общее понятие. Функции конфликта. Типы конфликтов. Уровни конфликта в организации. Структурные методы управления конфликтом. Последствия конфликта.

1.17 Методы управления в менеджменте.

Экономические методы: финансовая политика, ценовая политика, хозяйственный расчет. Административные методы. Социально-психологические методы (анкетирование, интервьюирование, анализ и т.д.).

1.18 Власть и руководство в системе менеджмента.

Понятие власти и руководителя. Источники власти в организации. Виды власти, краткая характеристика.

1.19 Стиль руководства и авторитет руководителя.

Определение стиля руководства. Характеристика стилей руководства. Автократический лидер (теория X). Демократический лидер (теория Y).

1.20 Управленческие решения в системе менеджмента.

Решение - составная часть управленческой функции. Классификация управленческих решений. Структура и процесс принятия решений. Модели и методы принятия решений.

1.21 Управление персоналом организации.

Человек как главный фактор реализации целей организации. Анализ психологических качеств личности. Основные аспекты социальной и психологической совместимости. Организация деятельности кадровых служб. Этапы и требования к отбору и найму персонала. Оценка профессиональной деятельности, ее основные задачи. Кадровая политика. Элементы системы работы с кадрами. Деловое общение. Психология делового общения.

1.22 Проектирование организации.

Понятие и факторы проектирования организации. Содержание элементов проектирования организации.

1.23 Основные типы организаций.

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. Типы организаций по взаимодействию с человеком. Новое в типах организаций.

1.24 Развитие организационной культуры.

Понятие и содержание организационной культуры. Изменение организационной культуры. Организационная культура: функции. Три уровня организационной культуры: поверхностный, подповерхностный, глубинный. Элементы организационной культуры. Пути формирования организационной культуры. Типы организационных культур.

1.25 Теории лидерства в менеджменте.

Понятие и теории лидерства. Подходы к определению лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход.

Раздел 2. Финансовый и производственный менеджмент

 

2.1 Сущность и содержание финансов как экономической категории.

Понятие финансов. Функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизационная. Понятие и звенья финансовой системы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок.

2.2 Финансы коммерческих организаций и предприятий.

Сущность и функции коммерческих организаций (предприятий). Финансовые отношения предприятий. Денежные фонды предприятий. Выручка от реализации продукции. Затраты на производство, их структура и классификация. Распределение выручки от реализации продукции, работ, услуг. Понятие прибыли и рентабельности: рентабельность активов, продукции, продаж.

2.3 Кредит и кредитные отношения.

Сущность и функции кредита. Принципы кредитных отношений. Формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, государственный. Показатели оценки кредитоспособности: коэффициент ликвидности, покрытия, обеспеченности собственными средствами.

2.4 Цель и задачи финансового менеджмента.

Цель, задачи и структура финансового менеджмента. Основные концепции финансового менеджмента. Методы финансового менеджмента: общеэкономические, прогнозно-аналитические, специальные. Финансовый менеджмент как система управления. Финансовый менеджмент как аппарат управления. Финансовый менеджмент как форма предпринимательства. Финансовый механизм и его структура. Роль и значение финансового менеджера. Функции финансового менеджера.

2.5 Эффект финансового рычага и финансовый риск.

Понятие эффекта финансового рычага. Составляющие эффекта финансового рычага: дифференциал и плечо финансового рычага. Связь финансового рычага с финансовым риском.

2.6 Эффект операционного рычага и предпринимательский риск.

Понятие операционного рычага, порога рентабельности и запаса финансовой прочности. Связь издержек с операционным рычагом. Влияние операционного рычага на прибыль предприятия.

2.7 Управление рисками в финансовом менеджменте.

Финансовый риск как объект управления. Понятие риска. Виды рисков. Способы снижения степени риска. Организация управления рисками. Средства разрешения риска: избежание, удержание и передача риска. Приемы снижения степени риска: диверсификация, лимитирование, самострахование, хеджирование.

2.8 Управление оборотным капиталом.

Понятие и основные элементы оборотного капитала. Политика управления оборотным капиталом. Управление денежными средствами и ликвидностью. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Управление товарными запасами. Методы и модели управления элементами оборотного капитала предприятий. Источники финансирования оборотного капитала.

 

2.9 Управление собственным капиталом.

Собственный капитал предприятия. Формы функционирования собственного капитала предприятия: уставный фонд, резервный фонд (резервный капитал), специальные (целевые) финансовые фонды, нераспределенная прибыль, прочие формы собственного капитала. Источники формирования собственного капитала: внутренние и внешние. Этапы политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.

 

2.10 Управление заемным капиталом.

Состав заемного капитала предприятия: долгосрочный и краткосрочный. Классификация привлекаемых заемных средств: по целям привлечения, по источникам привлечения, по периоду привлечения, по форме привлечения, по форме обеспечения.

 

2.11 Стратегия и тактика финансового менеджмента при осуществлении финансового планирования и прогнозирования.

Финансовое планирование и прогнозирование. Состояние стратегии и тактики финансового менеджмента при осуществлении финансового планирования. Понятие финансового прогнозирования. Основные этапы прогнозирования потребностей финансирования. Методы финансового прогнозирования: бюджетный и «метод процента от продаж».

2.12 Комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами.

Чистый оборотный капитал и текущие финансовые потребности предприятия. Ускорение оборачиваемости оборотных средств как способ снижения текущих финансовых потребностей. Выбор политики комплексного оперативного управления текущими активами и текущими пассивами.

2.13 Понятие, цели и значение стратегического менеджмента.

Сущность стратегического менеджмента и его роль в общей системе управления предприятием. Цели и задачи стратегического менеджмента. Понятие стратегии. Отличительные признаки стратегического и оперативного управления.

2.14 Основные этапы стратегического планирования.

Сущность и значение миссии организации. Этапы разработки стратегических целей организации. Метод «Дерево целей». Сущность и содержание внешней и внутренней среды организации. Методы анализа среды (SWOT-анализ, PEST-анализ, матрица возможностей, матрица угроз). Базовые стратегии функционирования и развития организации.

2.15 Содержание портфельного анализа.

Алгоритм формирования портфеля стратегий. Методы портфельного анализа. Матрица Бостонской консультационной группы (Boston Consulting Group), сфера ее применения. Возможности использования матрицы Дженерал Электрик (привлекательности отрасли). Особенности матрицы Артур де Литтл (ADL/LC). Возможности применения матрицы направленной политики (Shell/DPM).

2.16 Содержание отраслевого анализа.

Состав и последовательность стадий отраслевого анализа. Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик и движущих сил, способных вызвать изменения в отрасли. Методы анализа отрасли. Ключевые факторы успеха.

2.17 Этапы реализации стратегии организации.

Практика реализации ключевых задач стратегии фирмы. Разработка политики и тактики реализации стратегии. Контроль за реализацией стратегии.

2.18 Структура и управление производственным процессом.

Сущность и содержание производственного процесса. Структура производственного процесса. Элементы производственного процесса. Принципы рациональной организации производственного процесса. Характеристики различных типов производства.

2.19 Управление производственным циклом.

Ритм производства. Норма времени на операцию Операционный цикл. Технологический цикл.

2.20 Этапы проектирования производства в производственном менеджменте.

Основные понятия и порядок разработки проектной документации. Выбор площадки под строительство промышленного предприятия. Основные принципы проектирования генерального плана.

2.21 Понятие, цели и значение инновационного менеджмента.

Основные понятия инновационного менеджмента. Цели инновационного менеджмента.Становление научной концепции инновационного менеджмента. Этапы развития инновационного менеджмента. Основные функции инновационного менеджмента. Сущность научно-технической политики.

2.22 Инновационный процесс как объект менеджмента.

Понятие «инновационный процесс». Содержание и структура инновационного процесса. Формы инновационных процессов. Субъекты инновационного процесса.Классификация инноваций и их сущность

2.23 Организация и формы инновационного менеджмента.

Организационные структуры инновационного менеджмента. Классификация инновационных организаций. Формы организации инновационного процесса.

2.24 Основные элементы системы менеджмента качества.

Понятие качества. Принципы управления качества. Значение повышения качества. Понятие «менеджмент качества». Функции менеджмента качества. Система менеджмента качества: сущность, основные элементы. Международные стандарты менеджмента качества

2.25 Концепция базовых стандартов менеджмента качества ИСО 9000.

Принципы менеджмента качества: Ориентация на потребителя; Лидерство руководителя; Вовлечение работников; Процессный подход; Системный подход к менеджменту; Постоянное улучшение; Принятие решений, основанное на фактах; Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

 

 

Раздел 3. Специальные дисциплины

3.1 Кадровая политика организации.

Содержание кадровой политики. Структура и функции кадровой службы. Типы кадровой политики. Методы отбора персонала. Поиск необходимых работников для предприятия. Определение льгот работникам. Профессиональная ориентация и использование методов адаптации работников. Способы обучения работников всех уровней и служб. Виды оценки трудовой деятельности. Кадровое планирование. Расстановка персонала. Поиск резерва на руководящие должности.

3.2 Кадровое планирование в системе управления персоналом.

Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Организация кадрового планирования. Три уровня планирования кадров (стратегическое, тактическое, оперативное). Этапы кадрового планирования. Оперативный план работы с персоналом. Кадровый контроль. Планирование штата и штатного расписания. Учет и аттестация рабочих мест. Описание рабочего места. Сводный баланс рабочих мест. Определение структуры рабочих мест по видам производства, группам профессий и квалифицированным признакам.

3.3 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

Сущность, цели и содержание подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в организации. Требования к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Принципы формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Содержание форм обучения: на рабочем месте, вне рабочего места. Методы подготовки (обучения) персонала. Принципы активизации обучения. Ученический договор

3.4 Управление группами в организации.

Понятие, структура и виды организационных групп. Формальные и неформальные группы. Процессы групповой динамики: формирование и развитие групп, давление, организационная коммуникация. Эффекты, проявляющиеся в результате группового давления: консолидация, конформизм, огруппление мышления. Управление неформальными группами.

3.5 Управление командами.

Понятие команды. Условия создания команды. Формирование команды. Руководство командой.

3.6 Изменения в организации и управление нововведениями.

Природа изменений в организации. Основные виды изменений. Отношения работников к изменениям в организации. Формы сопротивления работников изменениям. Управление нововведением. Методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление

3.7 Организационно-правовые формы организаций.

Коммерческие и некоммерческие организации. Рассмотреть преимущества и недостатки частного предпринимателя, товарищества, общества, кооператива.

3.8 Модели жизненного цикла организации.

Понятие «Жизненный цикл организации». Этапы жизненного цикла организации. Модели жизненного цикла организации: Модель предложенная Д.Миллером и П. Фризеном; Модель жизненного цикла И. Адизеса; Модель «реинкариации организации на основе бизнес-идеи».

3.9 Законы организации.

Понятие Закона и закономерности. Основные законы организации: (законы первого уровня): закон синергии, закон самосохранения, закон развития; (законы второго уровня): закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности. Специфические законы социальной организации.

3.10 Принципы организации.

Понятие и сущность принципов организации. Общие принципы организации. Принципы статической и динамической организации. Принципы рационализации.

3.11 Проектирование организационных систем.

Организационное проектирование: понятие, сущность. Цели и принципы организационного проектирования. Этапы организационного проектирования. Методы проектирования структур

3.12 Эволюция взглядов на сущность и структуру организации.

Классическая теория организации. Теория административного поведения. Теория Гласиер. Теория организационного потенциала. Теория институтов и институциональных изменений. Современные направления теоретических разработок.

3.13 Назначение маркетинга и его основные принципы.

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга Этапы развития. Концепции маркетинга. Отраслевая и функциональная дифференциация. Понятие и виды маркетинговой среды. Принципы организации маркетинговой службы.

3.14 Этапы проведения маркетингового исследования.

Маркетинговые исследования. Этапы проведения маркетингового исследования и их характеристика. Основные качественные и количественные методы, их достоинства и недостатки. Расчет доли, потенциала и емкости рынка. Экспертные методы. Моделирование и прогнозирование спроса.

3.15 Сегментирование рынка.

Сущность сегментации, критерии и признаки сегментации. Особенности сегментации рынков. Критерии сегментирования потребительских рынков и промышленных рынков (рынков предприятий). Отбор целевых рынков и позиционирование товаров на рынке.

3.16 Формирование спроса в маркетинге.

Типология и иерархия потребностей. Понятие спроса, факторы спроса, дифференциация спроса, эластичность спроса и другие закономерности спроса. Маркетинговые инструменты воздействия на спрос.

3.17 Стимулирование сбыта в маркетинге.

Коммуникационная политика фирмы (Promotion), основные инструменты продвижения. Позиционирование товара. Реклама, характерные признаки, условия, носители и средства. Персональные продажи. Связи с общественностью (public relations), другие мероприятия по стимулированию сбыта.

3.18 Сбытовая политика в маркетинге.

Задачи распределения и каналы распределения товаров. Товародвижение. Критерии выбора мест деятельности.

3.19 Товарная политика в маркетинге.

Понятие товара, классификация. Жизненный цикл товара и характеристика отдельных этапов. Ассортиментная политика фирмы. Типы марок, марочная политика фирмы Конкурентоспособность предприятия и товара. Критерии конкурентоспособности товара. Мерчендайзинг, Брендинг, Франчайзинг. Товарные стратегии фирмы. Этапы разработки нового товара и их характеристика. Методы выработки новых идей.

3.20 Управление маркетингом.

Основные этапы процесса управления маркетингом и их характеристика. Организационные структуры управления маркетинговой деятельностью.

3.21 Стратегии маркетинга.

Базовые маркетинговые стратегии по продуктам и рынкам. Их преимущества и рыночные условия. Стратегические матрицы как инструмент маркетинга. Система маркетинговых планов. Стратегическое и тактическое планирование маркетинга. Этапы разработки плана.

3.22 Роль стратегии в антикризисном управлении.

Сущность стратегии и ее особенности в антикризисном управлении. Элементы антикризисной стратегии.

3.23 Сущность и виды банкротства предприятия.

Сущность несостоятельности (банкротства). Установление факта банкротства. Виды банкротств. Процедуры, применяемые в отношении организации-банкрота. Показатели текущей угрозы банкротства. Меры по предотвращению несостоятельности (банкротства) предприятия. Меры по поддержанию платежеспособности. Меры по обеспечению финансовой устойчивости. Нефинансовые меры, направленные на предотвращение угрозы банкротства.

3.24 Государственное управление в сфере экономики.

Сущность и задачи государственного управления экономикой. Высшие федеральные органы государственного управления в сфере экономики. Управление экономикой на уровне субъектов федерации. Роль местных органов власти в управлении экономикой.

3.25 Государственное управление в сфере социальных отношений.

Социальная сфера жизни общества, задачи государственного управления социальными отношениями. Регулирование трудовых отношений. Управление сферами здравоохранения, образования и культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...