Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4 дети-изгои. Часть 2. Преодоление. Работа с классом (группой). Глава 3. Психологическая работа с проблемой отвержения. —после окончания игры учителям необходимо поддерживать и закреплять возникающие в ходе игры положительные из­менения




4 Дети-изгои



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

которой они могут направлять агрессию детей на себя, одновременно отвлекая ее от группы. Угроза, исходящая извне, объединяет детей, групповое сплочение растет, а напряжение в группе уменьшается. Конструктивные вза­имодействия между детьми, вначале являвшиеся лишь от­ветными действиями на внешнюю угрозу, приобретают устойчивость и развиваются.

—Во время игры взрослые должны оказывать детям допол­нительную поддержку, чтобы они учились без применения силы урегулировать конфликт.

—После окончания игры учителям необходимо поддерживать и закреплять возникающие в ходе игры положительные из­менения.

Работа с классом (группой)

Для преодоления негативного отношения одноклассников к отвергаемым детям недостаточно одной лишь работы с аутсай­дерами. Необходимо «лечить» весь коллектив. На мой взгляд, основным направлением психологической работы с недружным классом, группой должны быть мероприятия по развитию тер­пимости. Именно отсутствие терпимости к особенностям дру­гого, к его непохожести и лежит в основе преследований друг друга.

Проводя тематические занятия в классах, я стараюсь вовле­кать отвергаемых детей в процесс урока, поощрять их актив­ность. Подобные занятия позволяют выделить детей, обычно пассивных, не обращавших на себя внимания, показать с выгод­ной стороны непопулярного ребенка. Иногда для непопулярно­го ребенка именно мои уроки становились первой возможнос­тью почувствовать себя успешным и значимым.


ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ

Замкнутый, отвергаемый не только одноклассниками, но и учи­телями (хоть и не явно, но ощутимо) второклассник однажды с искренней радостью бросился мне навстречу: «Посмотрите, какую игрушку мне подарили! » Он стремился продемонстрировать свой новогодний подарок именно мне, потому что я не раз приветли­во обращалась к нему, встретив на перемене, и не упускала слу­чая похвалить на своих уроках (хотя он очень редко давал для этого повод). Я для него стала тем человеком в школе, встреча с которым доставляет положительные эмоции.

Кроме того, подобные занятия дают возможность приучить класс (группу) к работе в команде, находить компромиссы и быть терпимее друг к другу.

Однажды мне пришлось работать с группой подростков, две тре­ти которой составляли учащиеся одного класса, а остальные при­шли из других школ. Естественно, одноклассники вели себя бо­лее раскованно, перемигивались на занятиях, подначивали друг друга и дружно смеялись над промахами как «своих», так и «чу­жих». Но «свои» эти насмешки переносили спокойно, тогда как ребята из других классов замыкались. Мы (преподаватели) по мере сил пресекали подобные проявления, старались поддержать ос­тальных участников. В конце концов одноклассники стали вести себя более сдержанно, а одиночки освоились, сдружились между собой. Но были в этой группе два брата, которые с самого нача­ла выбрали позицию шутов. Они постепенно стали объектами на­смешек всей группы. Возможность вместе со всеми посмеяться и поупражняться в остроумии давала остальным детям ощущение единения с коллективом. Группа объединялась против братьев, которые сначала охотно подыгрывали ей, давая повод для очеред­ных насмешек. Постепенно эта ситуация стала тяготить и самих братьев. Тем более что одному из них нравилась девочка из груп­пы, но в ее глазах он был всего лишь шутом.

Преподавателям было очень тяжело работать в группе, где большинство объединялось против двоих, всячески демонстри-



ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ


 


руя свое превосходство и подчеркивая их ничтожество. Каждое слово, сказанное братьями, комментировалось, каждое выполня­емое ими упражнение сопровождалось смешками. Естественно, ни о какой эффективной групповой работе в такой ситуации не могло быть и речи. Но больше всего нас огорчало то, что бра­тья сами загнали себя в рамки стереотипного поведения и теперь никак не могли его преодолеть, а вся групповая сплоченность сводилась к коллективному издевательству над ними. С классом необходимо было пройти определенную программу — подго­товить ребят к участию в олимпиаде и конкурсу рефератов; ор­ганизовать подготовку к выступлениям на КВН и выпускном вечере, — но пока невозможно было представить себе группу в качестве сплоченной команды на каких-либо мероприятиях. Тогда мы стали четко планировать каждое занятие и, стараясь не отклоняться от «учебного плана», включать в занятия упраж­нения, помогающие сплотить группу, почувствовать, что только вместе они могут чего-то добиться, а также упражнения, демон­стрирующие личностные особенности каждого. Мы «разбивали» все дружеские компании, рассаживая ребят так, чтобы они си­дели рядом с теми, с кем обычно не общаются. Особое внима­ние уделялось разделению группы на команды: мы отслежива­ли, чтобы изгои не попадали в одну команду с зачинщиками, но и не позволяли нескольким зачинщикам оказываться вместе. В процессе обсуждения мы старались отмечать удачи братьев. Нам удалось преодолеть сложившуюся ситуацию, насмешки постепен­но сошли на нет, ребята стали прислушиваться к тому, что го­ворят братья, а те перестали дурачиться.

Приведу примеры тематических занятий с классом (группой).

Каждое занятие рассчитано на один урок (45 минут). Работа ведется с целым классом (в моей практике это 24-27 человек) или подгруппой. На занятии обычно присутствует классный ру­ководитель, который помогает ведущему.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...