Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор научных публикаций в периодических изданиях




Задание: Составить аннотированный список научных статей по отдельным темам дисциплины из периодических изданий за последние пять лет. Каждое правильно составленное описание из списка – 1 балл.

Примерный перечень журналов:

1. Вестник Московского университета. Серия 5, география: Науч. журн. / МГУ им. Ломоносова. – М.

2. География и природные ресурсы: Науч. журн. / СО РАН. – Иркутск.

3. Геоэкология: Науч. журн. / РАН. – М.

4. Известия Академии наук. Серия географическая: Науч. журн. / РАН. – М.

5. Известия Российского географического общества: Науч. журн. / РАН. – М.

6. Использование и охрана природных ресурсов: Инф.-аналит. бюллетень / НИА «Природные ресурсы». – М.

7. Экология и жизнь: Научно-поп. и образ. журн. / АНО «Журнал ²Экология и жизнь²». – М.

Схема составления описания следующая:

Таблица 8

Автор Название статьи Краткое содержание Год № журнала № страниц (с… по …) Тема дисциплины, к которой относится статья
             

Составление тестовых заданий

Задание: Составить тестовые задания по темам дисциплины в соответствии с нишеприведенными рекомендациями. Каждое правильно составленное задание – 1 балл.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие стандартизированные формы тестовых заданий:

- закрытая форма, предполагающая выбор одного или более правильных вариантов ответов из числа предложенных;

- открытая форма с ограничениями на ответ, предполагающая ввод в качестве ответа одного или нескольких чисел, слов или формул;

- форма на установление правильной последовательности (порядка).

- форма на установление соответствия между двумя предложенными множествами.

Тестовое задание закрытой формы состоит из неполного тестового утверждения с одним ключевым элементом и множества допустимых заключений, одно или несколько из которых являются правильными. Тестируемый выбирает из данного множества правильные заключения. Недопустима ситуация, когда все перечисленные заключения являются либо правильными или неверными.

Тестовое задание открытой формы требует сформулированного самим тестируемым заключения на требования задания. Имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один ключевой элемент. В качестве одного ключевого элемента может быть число, слово или словосочетание. В содержании задания на месте ключевого элемента стоит многоточие.

Тестовое задание на установление правильного порядка состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.

Тестовое задание на установление соответствия состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия.

Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов во второй группе должно превышать количество элементов первой группы, но не более чем в два раза. Максимально допустимое количество элементов во второй группе не должно превышать 10. Количество элементов в первой группе должно быть не менее двух.

Требования, предъявляемые к заданиям в тестовой форме и диагностическим тестам

К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:

- логическая форма высказывания;

- правильность формы;

- краткость;

- правильность расположения элементов задания.

К рекомендациям по улучшению формы заданий можно отнести следующие:

1) представлять задания в логической форме высказывания, а не вопроса;

2) устранять в заданиях повелительные слова типа «оцените», «назовите», «решите» и.т.п.;

3) прибавить число ответов там, где можно (с целью уменьшить вероятность угадывания). Число ответов в разных заданиях может быть разным. Оно не должно быть одинаковым;

4) использовать в основном задания с выбором нескольких правильных ответов. Такие задания практически исключают догадку;

5) количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12.

6) задание должно быть составлено с учетом того, что среднее время ответа составляет полторы минуты, а максимальное время не превышает трех с половиной минут.

 

Подготовка иллюстративного материала (в виде компьютерной

Презентации) по темам лекций

Задание: Составить презентацию по теме лекционного занятия (см. учебную программу). Презентация для одной лекции оценивается в 10 баллов.

Критерии оценивания презентации следующие:

Таблица 9

Качественные характеристики работы Макс. балл Факт. балл
I. Оценка работы по формальным критериям:    
1. Внешний вид презентации и правильность оформления титульного листа    
2. Наличие плана лекции    
3. Правильность цитирования, в том числе:    
  - наличие в тексте сносок и гиперссылок    
  - правильность оформления списка литературы    
4. Наглядность и качество слайдов    
5. Наличие и качество приложений    
6. Количество слайдов не менее 15    
II. Оценка работы по содержанию:    
1. Соответствие содержания презентации теме лекции    
2. Логическая структура работы, в том числе:    
  - отражение структуры лекции в плане    
  - сбалансированность разделов    
  - логическая связь между разделами    
3. Наличие элементов научной новизны    
4. Наличие структурных схем, диаграмм и таблиц    
5. Умение делать выводы. Качество заключения    
6. Предоставление ссылок на новейшую литературу    

Шкала оценивания:


21 – 30 баллов – «3»

31 – 40 баллов – «4»

41 – 50 баллов – «5»

51 – 60 баллов – «6»

61 – 70 баллов – «7»

71 – 80 баллов – «8»

81 – 90 баллов – «9»

91 – 100 баллов – «10»


6.6 Вопросы к зачету:

1. Этапы взаимодействия человека и природы.

2. Главные экологические кризисы в истории человечества и пути их преодоления.

3. Объект и задачи геоэкологии. Соотношение географии и экологии. Междисциплинарный системный подход к проблемам геоэкологии.

4. История геоэкологии как научного направления. Работы Томаса Мальтуса, Адама Смита, Джоржа Перкинса Марша, Элизе Реклю.

5. Развитие экологии в России. Работы В.В. Докучаева, Г.Н. Высоцкого, Л.Г. Раменского, В.Н. Сукачева, В.Б. Сочавы.

6. В.И. Вернадский, роль и значение его идей. Понятие ноосферы.

7. Римский клуб, его роль в формировании современных взгладов на взаимоотношения геосфер Земли и общества. Глобальное моделирование.

8. Современные исследования в области разработки экологической политики на глобальном, национальном и локальном уровнях.

9. Современные международные программы, исследующие глобальные изменения в экосфере, их научные результаты.

10. Земля как планета: геоэкологические следствия.

11. Гомеостазис системы.

12. Энергетический баланс экосферы.

13. Биологический круговорот углерода.

14. Круговорот фосфора в биосфере.

15. Круговорот азота в биосфере.

16. Круговорот серы в биосфере.

17. Круговорот ртути в биосфере.

18. Круговорот свинца в биосфере.

19. Изменения энергетического баланса и круговоротов вещества под влиянием деятельности человека.

20. Роль биоты в функционировании экосферы.

21. Планетарная модель географической зональности суши (географическая поясность, зональность, секторность).

22. Эволюция географической зональности и антропогенный вклад в нее.

23. Население мира как геоэкологический фактор: численность, пространственное распределение, возрастная структура, миграция, прогноз численности, демографическая политика.

24. Этнические проблемы.

25. Потребление природных ресурсов, его региональные и национальные особенности, необходимость регулирования.

26. Понятие об услугах экосистем и их соотношение с понятием благополучия человека.

27. Результаты оценки услуг экосистем: глобальные и региональные.

28. Научно-техническая революция, ее роль в формировании глобального экологического кризиса.

 

6.7 Вопросы к экзамену:

1. Основные особенности атмосферы, ее роль в динамической системе Земля.

2. Антропогенные изменения состояния атмосферы и их последствия (изменения альбедо поверхности Земли, изменения влагооборота, климат городов и пр.).

3. Загрязнение воздуха: источники, загрязнители, последствия.

4. Асидификация, кислотные осадки: источники, распределение, последствия, управление, международное сотрудничество.

5. Фоновое загрязнение атмосферы.

6. Изменения климата в результате увеличения парникового эффекта атмосферы.

7. Режим и баланс углекислого газа и других газов с парниковым эффектом; ожидаемые климатические изменения; природные, экономические, социальные и политические последствия; стратегии приспособления и управления.

8. Нарушение озонового слоя: факторы и процессы, состояние озонового слоя и его изменение, последствия. Озоновые «дыры».

9. Мониторинг и управление качеством воздуха.

10. Состояние воздушного бассейна и методы управления им в России и других странах.

11. Центральная роль воды во многих природных процессах и проблемах окружающей среды.

12. Глобальный круговорот воды, его роль в функционировании системы Земля.

13. Воды суши. Основные проблемы качества воды. Точечное и рассеянное загрязнение природных вод.

14. Водные ресурсы. Эффективное водное хозяйство – искусство балансирования между доступными водными ресурсами и спросом на них.

15. Регулирование водопотребления. Экологические проблемы развития орошения и осушения земель.

16. Экологические проблемы регулирования стока и крупномасштабных перебросов воды. Водно-экологические катастрофы.

17. Опыт управления международными реками и озерами.

18. Основные особенности Мирового океана. Его роль в динамической системе Земли.

19. Проблемы загрязнения прибрежных зон и открытого моря.

20. Использование морских биологических ресурсов. Соотношение естественной биологической продуктивности и вылова.

21. Международное сотрудничество (Программа региональных морей ЮНЕП, Хельсинская комиссия, конвенции ММО по сбросам загрязняющих веществ с судов, международные исследования МОК/ЮНЕСКО и др.).

22. Перспективы международного сотрудничества и проблемы экологической безопасности по Черному морю, Каспию и Аралу.

23. Основные особенности геосферы почв (педосферы) и ее значение в функционировании системы Земли.

24. Земельный фонд мира и его использование.

25. Земельные ресурсы и продовольственные потребности населения мира.

26. Глобальная оценка деградации почв (ЮНЕП, 1990).

27. Потенциальное плодородие почв и ограничения. Стратегия использования почв и земельных ресурсов.

28. Основные особенности литосферы и основные процессы ее функционирования для поддержания гомеостазиса.

29. Ресурсные, геодинамические и медико-геохимические экологические функции литосферы.

30. Основные типы техногенных воздействий на литосферу. Антропогенные геологические процессы.

31. Геологическая среда и ее устойчивость к техногенным воздействиям.

32. Особенности проявления техногенных изменений в зависимости от особенностей строения геологической среды, сейсмо-тектонической активности, энергии рельефа, состояния массивов (мерзлое, талое, водонасыщенное и т.п.).

33. Рациональное использование геологической среды с позиции сохранения ее экологических функций.

34. Основные особенности биосферы как одной из геосфер Земли.

35. Особая роль и значение живого вещества в функционировании системы Земля.

36. Антропогенное ухудшение состояния (деградация) биосферы; снижение естественной биологической продуктивности экосистем.

37. Современные ландшафты – результат антропогенной трансформации естественных ландшафтов. Классификация современных ландшафтов мира, их распространение.

38. Проблемы обезлесения: распространение, природные и социально-экономические факторы, стратегии.

39. Проблемы опустынивания: определение понятия, распространение, роль естественных и социально-экономических факторов, стратегии.

40. Сохранение генетического разнообразия: состояние проблемы, приоритетные ландшафты и экосистемы, стратегии ex-situ и in-situ.

41. Программы «Всемирная стратегия охраны природы» (1980) и «В заботе о Земле» (1991).

42. Национальные стратегии охраны природы.

43. Структура производства и потребления энергии, ее изменения в прошлом и прогресс.

44. Экологические проблемы различных видов производства и потребления энергии.

45. Экологические чистые и возобновимые источники энергии.

46. Типы добычи полезных ископаемых в связи с использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

47. Вопросы организации территории и перспективного планирования управления качеством окружающей среды при освоении месторождений полезных ископаемых.

48. Экологические проблемы земледелия: распространение, факторы, последствия, экономика, управление.

49. Экологические проблемы животноводства и скотоводства.

50. Экологически устойчивое и экологически чистое сельское хозяйство.

51. Типы промышленности в связи с использованием энергии, сырья, материалов и загрязнением окружающей среды.

52. Управление выбросами, сбросами и отходами промышленности (технологические, экономические, административные и юридические подходы).

53. Промышленные катастрофы и меры защиты от них.

54. Экологические последствия различных видов транспорта (авиационный, автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный, ЛЭП).

55. Стратегии сокращения затрат природных ресурсов и загрязнения окружающей среды при развитии транспорта.

56. Тенденции урбанизации. Экологические проблемы урбанизации: техногенные биогеохимические аномалии.

57. Экологические проблемы урбанизации: качество воздуха, водоснабжение и канализация, удаление и переработка отходов, использование земель.

58. Геоэкологическая оценка территории. Анализ антропогенной нагрузки.

59. Критерии оценки и классификация экологических проблем и ситуаций.

60. Вопросы управления окружающей средой на локальном, национальном и международном уровнях: экономика, право, администрация, политика.

61. Международное экологическое сотрудничество и механизмы его осуществления.

62. Результаты работы комиссии Г.Х. Брундтланд.

63. Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992, 2002, 2012). Система международных экологических конвенций.

64. Понятие об экологической безопасности и ее обеспечение.

65. Стратегии выживания человечества (теория ноосферы, неомальтузианство, рыночные подходы).

66. Концепция несущей способности (потенциальной емкости) территории.

67. Стратегия устойчивого развития. Принципы и индикаторы устойчивого развития. Различие между ростом и развитием.

68. Понятие об экологической экономике. Необходимость экологизации социально-экономических процессов и институтов как важнейшее средство выживания человечества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...