Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Допускаемые напряжения изгиба

Расчет допускаемых напряжений

Допускаемые контактные напряжения

Расчет на усталость рабочих поверхностей зубьев колес при циклических контактных напряжениях базируется на экспериментальных кривых усталости, которые обычно строят в полулогарифмических координатах (рис. 2.1).

Рис. 2.1

 

Здесь: − наибольшее напряжение цикла, NH − число циклов нагружений, ( ) − предел выносливости материала, N HG (N H 0) − базовое число циклов (абсцисса точки перелома кривой усталости).

Допускаемое контактное напряжение рассчитывают для каждого зубчатого колеса передачи по формуле

,

где определяют по эмпирическим зависимостям, указанным в табл.2.2;

− коэффициент безопасности, рекомендуют назначать SH = 1,1 при нормализации, термоулучшении или объемной закалке зубьев (при однородной структуре материала по всему объему); SH = 1,2 при поверхностной закалке, цементации, азотировании (при неоднородной структуре материала по объему зуба);

ZN (KHL) − коэффициент долговечности,

, но 2,6 при SH = 1,1;

и при SH = 1,2.

Если , то следует принимать .

Коэффициент ZN учитывает возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач (при N H < N HG ).

Расчет числа циклов перемены напряжений выполняют с учетом режима нагружения передачи. Различают режимы постоянной и переменной нагрузки. При постоянном режиме нагрузки расчетное число циклов напряжений

,

где c − число зацеплений зуба за один оборот (для проектируемого одноступенчатого редуктора с = 1);

− частота вращения того зубчатого колеса, по материалу которого определяют допускаемые напряжения, об/мин;

t – время работы передачи (ресурс) в часах; t = Lh.

 

Таблица 2.2

Термообработка Твердость зубьев** Группа сталей **, Па SH **, МПа SF **, МПа **, МПа
на поверх­ности в сердце­вине
Нормализация, улучшение 180…350 НВ 40, 45, 40Х, 40ХН, 45ХЦ, 35ХМ и др. 2HB+70   1,1 1,8HB     1,75 2,74HB
Объемная закалка 45…55 HRC 40Х, 40ХН, 45ХЦ, 36 ХМ и др. 18HRC +150    
Закалка ТВЧ по всему контуру (модуль мм) 56…63 HRC   45…55 HRC 25…55 HRC 55ПП, У6, 35ХМ, 40Х, 40ХН и др. 17∙HRCпов +200     1,2     40HRCпов  
Закалка ТВЧ по всему контуру (модуль mn < 3 мм) 45…55 HRC 35ХМ, 40Х, 40ХН и др. 17HRCпов +200     40HRCпов  
    Азотирование 55…67 HRC   50…59 HRC   24…40 HRC 35ХЮМ, 38ХМЮА   40Х, 40ХФА 40ХНМА и др         1,2   12HRCсердц +300     1,75 40HRCпов     30HRCпов  
Цементация и закалка 55…63 HRC 30…45 HRC Цементируе­мые стали 23HRCпов   40HRCпов  
    Нитроцемента­ция и закалка 55…63 HRC 30…45 HRC Молибденовые стали 25ХГМ, 25ХГНМ   Безмолибде­новые стали 25ХГТ, 35Х     23HRCпов       1,5 40HRCпов  
* Распространяется на все сечения зуба и часть тела зубчатого колеса под основанием впадины. ** Приведён диапазон значений твёрдости, в котором справедливы рекомендуемые зависимости для пределов выносливости и предельных допускаемых напряжений (рассчитывают по средним значениям твёрдости в пределах допускаемого отклонения, указанного в таблице); HRCпов − твёрдость поверхности, HRCсердц − твёрдость сердцевины.

 

Постоянный режим нагрузки является наиболее тяжелым для передачи, поэтому его принимают за расчетный также в случае неопределенного (незадаваемого) режима нагружения.

Большинство режимов нагружения современных машин сводятся приближенно к шести типовым режимам (рис. 2.2):

Рис. 2.2. 0 − постоянный, I − тяжелый, II − средний равновероятный, III − средний нормальный, IV − легкий, V − особо легкий

 

Режим работы передачи с переменной нагрузкой при расчете допускаемых контактных напряжений заменяют некоторым постоянным режимом, эквивалентным по усталостному воздействию. При этом в формулах расчетное число циклов NH перемены напряжений заменяют эквивалентным числом циклов NHE до разрушения при расчетном контактном напряжении.

,

где − коэффициент эквивалентности, значения которого для типовых режимов нагружения приведены в табл. 2.3.
Таблица 2.3

Режим работы Расчёт на контакт. усталость Расчёт на изгибную усталость
Термооб- работка m /2 Термическая обработка m Термическ. обработка m
  любая   1,0 улучшение, нормализация, азотирование   1,0 закалка объёмная, поверхност- ная, цементация   1,0
I 0,5 0,3 0,20
II 0,25 0,143 0,10
III 0,18 0,065 0,036
IV 0,125 0,038 0,016
V 0,063 0,013 0,004

 

Базовое число циклов NHG перемены напряжений, соответствующее пределу контактной выносливости , рассчитывают по эмпирическим следующим зависимостям

.

Из двух значений (для зубьев шестерни и колеса) рассчитанного допускаемого контактного напряжения в дальнейшем за расчетное принимают:

– для прямозубых (цилиндрических и конических) передач – меньшее из двух значений допускаемых напряжений и ;

– для косозубых цилиндрических передач с твердостью рабочих поверхностей зубьев Н 1 и – меньшее из двух напряжений и ;

– для косозубых цилиндрических передач, у которых зубья шестерни значительно (не менее 70...80 НВ) тверже зубьев колеса,

,

где – меньшее из значений и .

Допускаемые напряжения изгиба

Расчет зубьев на изгибную выносливость выполняют отдельно для зубьев шестерни и колеса, для которых вычисляют допускаемые напряжения изгиба по формуле

,

где − предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба, значения которого приведены в табл. 2.2;

SF − коэффициент безопасности, рекомендуют SF = 1,5...1,75 (смотри табл. 2.2);

YA (КFC) − коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (например, реверсивные передачи), при односторонней нагрузке YA = 1 и при реверсивной YA = 0,7...0,8 (здесь большие значения назначают при Н 1 и Н 2 > 350 НВ);

YN (KFL) − коэффициент долговечности, методика расчета которого аналогична расчету ZN (смотри выше).

При , но .

При Н > 350 НВ , но .

При следует принимать = 1. Рекомендуют принимать для всех сталей . При постоянном режиме нагружения передачи

.

При переменных режимах нагрузки, подчиняющихся типовым режимам нагружения (рис. 2.2),

,

где принимают по табл. 2.3.

Вместо [a]f в формулу (9.14) подставляют меньшее из [a]fl и [a]f2.

Полученное значение модуля пг округляют в большую сторо­ну по табл. 8.1. Рекомендуется модуль колес принимать мини­мальным. Уменьшение модуля зацепления пг и соответствующее увеличение числа зубьев ζ способствуют уменьшению удельного скольжения, что увеличивает надежность против заедания. При малом пг увеличиваются коэффициенты перекрытия εα (плав­ность зацепления) и к.п.д., уменьшаются шум и трудоемкость нарезания колес, заметно снижается отход металла в стружку.

С другой стороны, принимать m< 1 мм в силовых цилиндри­ческих передачах не рекомендуется из-за опасности разрушения зуба при кратковременных перегрузках, а также из-за неодно­родности материала и изнашиваемости.

2. Определяют число зубьев шестерни ζ ι и колеса ζ2. Для некорригированных прямозубых передач zlmin=17. Если Ζι< 17, то это означает, что для данной передачи более опасным являются изгибные, а не контактные напряжения. В этом случае передачу следует корригировать или принимать Ζι=17. Тогда z2=17w. Так как новое значение di = mz2 больше прежнего, то можно уменьшить b2 = b2 d2/d2.

Следует иметь в виду, что с увеличением z\ уменьшается шум, возрастает к.п.д., легче обеспечить точность зацепления. Реко­мендуется z\ = 18...35.

3. Вычисляют фактическое передаточное число.

4. Определяют фактические основные геометрические разме­ры передачи. Делительные диаметры шестерни и колеса подсчи­тывают с точностью до 0,01 мм.

5. Проверяют пригодность заготовок колес. Чтобы получить при термообработке ранее принятые для расчета механические характеристики материалов шестерни и колеса, необходимо вы­полнить у с л о в и е пригодности их заготовок:

 

 

где £>пред и Япред — предельные размеры заготовок (см. табл. 8.4); Aiar и S3аг — размеры заготовок колес.

Для цилиндрической шестерни диаметр заготовки (см. рис. 8.26)

 

Здесь 6 мм — припуск на механическую обработку.

Для колеса с выемками (см. рис. 11.9) за толщину сечения заготовки принимают большую из двух значений:

 

 

Для колеса без выемок — монолитного (см. рис. 11.8) 53аг = ^2 + 4 ММ.

Если условия пригодности заготовок не выполняются, то из­меняют материал колес или вид термообработки.

6. Определяют окружную скорость колес υ и назначают степень точности изготовления (табл. 8.2).

 

50. Точность зубчатых колёс

Расчет зубчатых передач.
Из механических передач, применяемых в машиностроении, наибольшее распространение получили зубчатые, так как обладают рядом существенных преимуществ перед другими передачами.
Основные преимущества зубчатых передач:
• возможность осуществления передачи между параллельными, пересекающимися и скрещивающимися осями, иными словами при всех видах расположения осей;
• высокая нагрузочная способность и как следствие малые габариты;
• большая долговечность и надежность работы (ресурсы до 30 000 ч и более);
• высокий к.п.д. (до 0.97…0.98 в одной ступени);
• возможность применения в широком диапазоне скоростей (до 150 м/с), мощностей (до десятков тысяч кВт) и передаточных отношений (до нескольких сотен и даже тысяч);
• постоянство передаточного отношения.
В то же время для обеспечения надежной и качественной работы зубчатых передач к ним предъявляются повышенные требования к точности изготовления.
Многообразные условия применения зубчатых передач диктуют различные требования к их точности.
Для делительных и планетарных передач с несколькими сателлитами основным эксплуатационным показателем является высокая кинематическая точность, т.е. точная согласованность углов поворота ведущего и ведомого колес передачи. Кинематическая точность обеспечивается, например, при установке колеса на зубообрабатывающий станок с точной кинематической цепью с минимально возможным радиальным биением.
Для высокоскоростных передач (окружные скорости зубчатых колес могут достигать 60 м/с) основным эксплуатационным показателем является плавность работы передачи, т.е. отсутствие циклических погрешностей, многократно повторяющихся за оборот колеса. Циклическая точность обеспечивается, например, точностью червяка делительной передачи станка и точностью зуборезного инструмента. Плавность передачи значительно повышается после шевингования зубчатых колес или их притирки.
Для тяжелонагруженных тихоходных передач наибольшее значение имеет полнота контакта поверхностей зубьев. Контакт зубьев зависит от торцового биения заготовки и ряда других причин. Контакт зубьев значительно улучшается после притирки зубчатых колес.

Косозубые колёса

Косозубые колёса

Косозубые колёса являются усовершенствованным вариантом прямозубых. Их зубья располагаются под углом к оси вращения, а по форме образуют часть спирали.

  • Достоинства:
    • Зацепление таких колёс происходит плавнее, чем у прямозубых, и с меньшим шумом.
    • Площадь контакта увеличена по сравнению с прямозубой передачей, таким образом, предельный крутящий момент, передаваемый зубчатой парой, тоже больше.
  • Недостатками косозубых колёс можно считать следующие факторы:
    • При работе косозубого колеса возникает механическая сила, направленная вдоль оси, что вызывает необходимость применения для установки вала упорных подшипников;
    • Увеличение площади трения зубьев (что вызывает дополнительные потери мощности на нагрев), которое компенсируется применением специальных смазок.

В целом, косозубые колёса применяются в механизмах, требующих передачи большого крутящего момента на высоких скоростях, либо имеющих жёсткие ограничения по шумности

53. Цилиндрические косозубые и шевронные зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения

Косозубые зубчатые передачи, как и прямозубые, предназначены для передачи вращательного момента между параллельными валамя (рис. 36). У косозубых колес оси зубьев располагаются не по образующей делитель­ного цилиндра, а по винтовой линии, составляющей с образующей угол (рис. 37). Угол наклона зубьев р принимают равным , он одинаков для обоих колес, но на одном из сопряженных колес зубья наклонены вправо, а на другом влево.

Рис. 36. Цилиндрическая косозубая передача

 

Передаточное число для одной пары колес может быть . В прямозубых передачах линия контакта параллельна оси, а в косозубых расположена по диа­гонали на поверхности зуба (контакт в прямозубых передачах осуществляется вдоль всей длины зуба, а в косозубых — сначала в точке увеличивается до пря­мой, «диагонально» захватывающей зуб, и постепен­но уменьшается до точки).

Достоинства косозубых передач по сравнению с прямозубыми: уменьшение шума при работе; меньшие габаритные размеры; высокая плавность зацепления; большая нагрузочная способность; значительно меньшие дополнительные дина­мические нагрузки.

За счет наклона зуба в зацеплении косозубой передачи появляется осевая сила.

Направление осевой силы зависит от на­правления вращения колеса (рис. 37), на­правления винтовой линии зуба, а также от того, каким является колесо — ведущим или ведомым. Осевая сила дополнительно нагру­жает валы и опоры, что является недостатком косозубых передач.

 

Рис. 37. Усилия в косозубой цилиндрической передаче

 

Шевронные зубчатые колеса пред­ставляют собой разновидность косозубых колес (рис. 38).

 

А) б)

Рис. 38. Шевронная зубчатая передача

 

Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями (рис. 38, а), называют шеврон­ным колесом. Часть венца зубчатого колеса, в пределах которого линии зубьев имеют одно направление, называют полушевроном. Различают шев­ронные колеса с жестким углом (рис. 38, б), предназначенным для выхо­да режущего инструмента при нарезании зубьев. Шевронные передачи об­ладают всеми преимуществами косозубых, а осевые силы (рис. 39) проти­воположно направлены и на подшипник не передаются.

 

Рис.39. Усилия в зацеплении шевронных зубчатых колес

 

В этих передачах допускают большой угол наклона зубьев ( ). Ввиду сложности изготовления шевронные передачи применяют реже, чем косозубые, т.е. в тех случаях, когда требует­ся передавать большую мощность и высокую скорость, а осевые нагрузки нежелательны.

Рис. 40

 

Косозубые и шевронные колеса в отличие от прямозубых имеют два шага и два модуля: в нормальном сечении (см. рис. 44) по делительной окружности — нормальный шаг рп, в торцовой плоскости — торцовый шаг рt. Из условия, что модуль зацепления равен шагу, деленному на число , имеем ; .

Для косозубых и шевронных колес значения нормального модуля тn стандартизованы, так как профиль косого зуба в нормальном сечении со­ответствует исходному контуру инструментальной рейки и, следовательно, т = тп (косозубые и шевронные колеса нарезают, тем же способом и инст­рументом, что и прямозубые). Нормальный модуль тп является исходным при геометрических расчетах.

Определим зависимость между нормальным и торцовым шагом и модулем через угол наклона зубьев.

Если левую и правую части разделим на , получим

; .

Геометрические параметры цилиндрической косозубой и шевронной передач с эвольвентным профилем зуба рассчитают по формулам, приве­денным в табл. 15. По торцовому модулю тt рассчитывают делительные (начальные) диаметры, а до тп — все остальные размеры зубчатых колес.

 

Таблица 15. Геометрические параметры цилиндрической косозубой передачи

Параметр, обозначение Расчетные формулы  
Нормальный модуль  
Торцовый (окружной модуль)  
Диаметр вершин зубьев в  
Делительный диаметр d  
Диаметр впадин зубьев  
Шаг нормальный  
Шаг торцовый (окружной)  
Окружная толщина зубьев  
Ширина впадин зубьев  
Высота зуба
Высота головки зуба
Высота ножки зуба
Радиальный зазор
Межосевое расстояние
Длина зуба
Ширина венца

 

Окружная сила . На косой зуб действует осевая сила (см. рис. 37), радиальная (распорная) сила .

В косозубдй передаче сила , действующая на зуб косозубого колеса (см. рис. 44), направлена по нормали к профилю зуба, т.е. по линии зацепле­ния эквивалентного прямозубого колеса, и составляет угол с касательной к
эллипсу.

Эту силу разложим на две составляющие: окружную силу на эквива­лентном колесе и радиальную (распорную) силу на этом колесе .

Если, в свою очередь, силу разложить по двум направлениям, то по­лучим такие силы: — окружную силу, — осевую.

Для зубчатого колеса с шевронным зубом окружную силу и рас­порную определяют по тем же формулам, что и для косозубой передачи т.е. , . В шевронной передаче осевая сила (см. рис. 39).

 

Винтовая передача (разновидность ко­созубой) состоит из двух косозубых цилиндри­ческих колес (рис. 41). Однако в отличие от косозубых цилиндрических передач с парал­лельными валами касания между зубьями здесь происходит в точке и при значительных скоро­стях скольжения. Поэтому при значительных нагрузках винтовые зубчатые передачи работать удовлетворительно не могут.

Рис.41. Винтовая зубчатая передача

 

Рис. 42

 

Рис. 43

 

 

Модуль зубчатого колеса

Модуль зубчатого колеса

геометрический параметр зубчатых колёс. Для прямозубых цилиндрических зубчатых колёс модуль m равен отношению диаметра делительной окружности d д к числу зубьев z или отношению шага t по делительной окружности к числу: m = d д /z = ts /π. Для косозубых цилиндрических колёс различают: окружной модуль ms = d д /z = ts /π, нормальный модуль mn = tn /π, осевой модуль ma = tа /π, где ts, tn и ta — соответственно окружной, нормальный и осевой шаги по делительному цилиндру. Значения М. з. к. стандартизованы, что является основой для стандартизации других параметров зубчатых колёс (геометрические размеры зубчатых колёс выбираются пропорционально модулю) и зуборезного инструмента (см. Зубчатая передача).

54-56

http://www.cross-kpk.ru/ims/02708/OTM/Glava5/razdel6/razdel56.html

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...