Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стремление к превосходству

Альфред Адлер

Биография

Альфред Адлер (1870-1937 (67лет)) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей.

Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время.

В ранние годы его постоянно окружали болезни и смерть. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в 5 лет он переболел тяжелой болезнью (пневмонией). Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, который был одним из ведущих

европейских медицинских центров того времени.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Некоторое время после этого он

специализировался в офтальмологии (область медицины, изучающая глаза). Затем, после прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром.

В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. С 1902 он стал активным членом этого кружка. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда. В 1911 году (пробыв там 9 лет) Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. Одновременно Общество покинули 9 из 23 членов, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименовавшиеся в «Ассоциацию индивидуальной психологии».

В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он

получил должность профессора медицинской психологии и продолжил свою частную психиатрическую практику.

Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой

популярностью. 28 мая 1937 года, во время лекционного турне, Адлер неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет в шотландском городе Абердине.

Когда Фрейд узнал о его смерти, он написал своему другу, который был очень расстроен этим известием: «Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру. Для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе — неслыханная карьера и доказательство того, как он преуспел. На самом деле мир щедро его вознаградил».

 


Главные ключевые принципы его теории:

1. чувство неполноценности и компенсация

2. стремление к превосходству

3. стиль жизни

4. творческое «Я»

5. порядок рождения

Чувство неполноценности и компенсация

Начнем с того, что именно Адлер ввел термин «Комплекс неполноценности».

Адлер наблюдал, что люди с каким-либо дефектом часто стараются компенсировать имеющиеся у них проблемы путем тренировок и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. Например, Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, приобрел физическую форму, образцовую как для взрослого человека вообще, так и для президента Соединенных Штатов в частности.

Но дефект может вызвать и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату.

Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека(1) и отвержение со стороны родителей(2).

*** (1) Дети, родители которых чрезмерно их балуют, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия.

(2) Родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми.

 

Стремление к превосходству

Адлер в своих ранних размышлениях выражал убежденность в том, что великая движущая сила, управляющая человеческим поведением, — не что иное, как агрессивность. Позднее он отказался от этой идеи в пользу «стремления к власти», но затем он выдвинул теорию, согласно которой люди стремятся к превосходству.

(Стремление к цели.) АльфредАдлер утверждал, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к значимым жизненным целям. По его мнению, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально. Достигая намеченных целей, люди, не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь.

 

Стиль жизни

Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ представляет собой уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни

, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения.

Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек.

Адлер пришел к выводу, что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас каким-то образом компенсироваться. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни — комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности.

С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям.

Типы личности. Человек относится к определенному типу личности исходя из его стиля жизни.

Классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено

«социальным интересом», а другое — «степенью активности».

недостаточная выраженность социального интереса, но различаются по степени активности:

Управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным

интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их

поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром.

Берущий тип. Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему

миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет

социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако,

так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания

другим.

Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни

активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости.

В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности.

Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и

заинтересован в общении с ними.

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует одна возможная

комбинация; высокий социальный интерес и низкая активность. Так как такое невозможно. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что принесет пользу другим людям.

 

 

Творческое «Я»

Каждый человек, как считал Адлер, имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса.

Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности.

 

Родительское влияние

Одним из наиболее распространенных плодов родительского влияния в возрасте 4-5 лет

является чувство подавленности, вызванное чрезмерным отцовским или материнским

наказанием ребенка или жестоким обращением с ним. Это заставляет ребенка искать

облегчения своих страданий, что зачастую выражается в установке психологического

избегания. Так, у некоторых девочек вследствие вспыльчивости отца формируется прототип,

исключающий мужчин из-за их вспыльчивого характера. Либо мальчики, которым пришлось

испытать подавляющее воздействие со стороны строгой матери, могут избегать женщин. Эта

установка избегания может, конечно, выражаться по-разному: например, ребенок может

стать робким, или может быть сексуальным извращением (что является просто другим

способом избегания женщин). Извращения не являются врожденными, а формируются

обстановкой, в которой ребенок живет годами.

 

Порядок рождения.

Адлер обратил внимание на порядок рождения, как одно из основных факторов, которые способствуют созданию собственного стиля жизни.

 

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным,

пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления

первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается».

Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение

«монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда

старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за

родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в

семье. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье, скорее всего, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству.

Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

 

Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому

что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это

обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит

единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не

боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во

взаимоотношениях со сверстниками.

 

Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или

старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего. Благодаря этому

нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй

ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить.

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни

определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры.

 

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих

отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» и, будучи

«малышом», может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только

родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители

ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами

других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше

привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с

отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация

превзойти старших. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим

музыкантом, наиболее честолюбивым студентом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...