Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крестьянская реформа Александра II.




Соц.-полит. предпосылки для отмены крепостного права (КП):

1. КП сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства;

2. Поражение России в Крымской войне простимулировало быстрое развитие промышленности и показало необходимость быстрого и решительного изменения во всех сферах жизни;

3. к сер. XIX – в России огромное количество акционерных обществ, требующих изменения условий;

4. обострение классовой борьбы, усиление революционного движения.

5. руб. 50-60х гг - крестьянские бунты, волнения, восстания.

3 января 1857 года – создан Негласный комитет, который был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. Подготовку реформы кулировал зам. МВД Милютин.

19 февраля 1861 г. – Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости (в составе 17 законодательных актов) + сопровождался еще 22 законодательными актами.

Основные положения крестьянской реформы:

· наделение помещиком крестьян землей по добровольному соглашению. Изначально 2 проекта: 1. освобождение крестьян без земли; 2. отобрать землю у помещиков силой и отдать крестьянам → решение: государство выкупает землю у помещиков и продает крестьянам – 6% годовых (оброчная стоимость) на 49 лет. Поэтому гос-во выпустило ценные бумаги, отдает помещикам за землю, те вкладывают их в банк под 5% годовых и живут на проценты. Т.обр., вся тяжесть реформы легла на крестьян.

· в течение 9 лет с 1861 года крестьяне не имели права отказаться от земли (гос-во боялось, что огромная масса крестьян хлынет в города, работать на земле и кормить страну будет некому)

· 20% крестьяне д/б заплатить за землю сразу, 80% - давал крестьянский банк на 49 лет под 6% годовых (294% выкупной ссуды – итого).

· вся земля в 34 губерниях делилась на 3 категории: количество выделяемой земли зависело от ее качества.

· землей наделялись лица мужского пола

· в большинстве случаев собственником земли являлась община

· спорные вопросы решались посредством мирового посредника

· до совершения выкупной сделки крестьяне оставались временно обязанными (предполагалось, что все сделки будут заключены в теч. 2 лет, но многие оставались временно обязанными (платили оброк и отрабатывали барщину) в теч. 9 лет.

· Крестьяне получили свободу, гражданские права (могли сами определять свою судьбу и судьбу своих детей).

· Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

· Помещики лишились права продавать крестьян, отдавать в услужение, переселять, судить и наказывать.

Закон 24 ноября 1866 - реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании.

Закон 12 июня 1886 - гос крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку.

Но все равно до 1917 года крестьяне оставались обособленным сосоловием, пока не были ликвидированы все суды, в т.ч. и волостные (чисто для крестьян).

Итоги реформы:

1. Сохранялись феодальные традиции (выкупалась не земля, а личность крестьянина)

2. способствовала быстрому обнищанию крестьян (были не в состоянии выплачивать процент)

3. Средний крестьянский надел с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%)

Но:

4. уравнение крестьян в естественных правах с другими слоями общества

5. появились свободные рабочие руки

6. развитие внутреннего рынка

7. сельское хозяйство входит в торговый капиталистический оборот.

 

Земская и городовая реформы 60-70-х годов XIX в. Становление системы местного самоуправления.

Предпосылка: Отмена крепостного права обнаружила устарелость многих учреждений и правовых норм, возникла потребность в дальнейших преобразованиях.

а) Земская реформа 1864 года

Документ – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Созданы на уровне губерний – губернское земское собрание (распорядительный орган); на уровне уездов – уездное з.с (исполнительный орган). Главное, что оба - всесословные органы местного самоуправления.

Компетенция З.С.:

1. Сбор и распределение налогов (часть забирали себе, часть отправляли в столицу);

2. содержание земских зданий и путей сообщения;

3. меры по обеспечению народного продовольствия;

4. благотворительные мероприятия;

5. страхование имущества;

6. вопросы местной торговли и промышленности;

7. вопросы в области здравоохранения и образования

Избирались на три года по куриальной системе (1 - курия землевладельцев (собственники не менее 200 десятин земли), 2 – городская к. (предприниматели и владельцы недвижимости), 3 – сельская к. (крестьянские сообщества)) – только мужчины с 25 лет.

Минусы реформы:

· не были созданы высший координирующий орган и низшее звено системы - волостное земство;

· земства не имели права контроля над местной администрацией (перед ними не несли ответственность полиция и губернатор, а сам губернатор имел право отменить решения земств);

· система не гос. органов, а общественных. (з.с. не имели права оказать влияние на политику центра; председателя з.с. утверждал министр внутренних дел, а з.у. - губернатор)

· могли обращаться к правительству с ходатайствами, но не обладали правом законодательной инициативы.

б) Городская реформа 1970 года

Документ – «Городовое положение» - создана система органов городского общественного управления.

Состав: городское избирательное собрание, городская дума, городская управа (два последних органа возглавляло одно должностное лицо – городской голова, которого контролировал губернатор. Голова имел право приостанавливать решение горуправы).

Компетенция:

1. О назначении выборных должностных лиц;

2. установление городских сборов (сборы с торговли, трактиров, жилых помещений);

3. установление правил о заведовании городскими имуществами;

4. о займах

5. о приобретении городской недвижимости.

Дума (чисто исполнительный орган) избиралась на 4 года, половина состава обновлялась каждые 2 года. На основе имущественного ценза (избирать могли только плательщики налогов и сборов, мелкие рабочие служащие–нет).

Гор органы управления зависели от гос. власти, но помогали торгово-промышленному развитию городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни.

Итоги: Реформы 1860-1870 гг. способствовали социально-экономическому развитию страны и преодолению отставания от буржуазных стран Европы, они способствовали формированию независимой от власти общественной жизни (особенно земская реформа), что явилось важным этапом на пути к становлению в России гражданского общества. Но непоследовательные и незавершенные.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...