Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II.Практическая часть




1. Объясните особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе.

 

2. Прокомментируйте предпосылки, причины, значение расширения педагогических профессий и специальностей в современных условиях для социокультурного развития общества.

 

3. Охарактеризуйте перспективы развития педагогических профессий. Объясните влияние новых социально-экономических и информационных условий на их развитие.

 

4. Дайте расширенное определение профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности).

 

5. Ответьте на вопрос: Как соотносятся понятия «компетентность» и «компетенция» педагога? (Задание выполняется в микрогруппах с последующей защитой. Каждая группа представляет не менее трёх определений).

6. Познакомьтесь с профессиональным стандартом «Педагог». Какие разделы в нем выделяются? Какие направления деятельности современного учителя можно считать приоритетными?

Тема 5.

Педагогическое образование - первый этап профессионального становления педагога

Цель: осознание социальной значимости своей будущей профессии, дальнейшее развитие мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, понимание необходимости профессионального самопознания и саморазвития в условиях обучения в педагогическом вузе.

Задачи: студенты должны знать профессионально значимые качества личности современного учителя; пути и способы самосовершенствования профессионально-личностных качеств учителя в процессе получения образования; цели, задачи, структуру и содержание профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования; способы профессионального самопознания и саморазвития; возможности образовательного процесса вуза в стимулировании профессионального самовоспитания будущего учителя; уметь анализировать свойства и качества личности учителя (на основе саморефлексии); раскрывать современные требования к подготовке учителя; обосновывать свою профессиональную позицию в отношении различных проблем образовательной практики; характеризовать специфику довузовского, вузовского и послевузовского этапов системы непрерывного педагогического образования; освоить навыки проектирования индивидуальных образовательных траекторий.

Основные понятия: профессиональное становление педагога; личностный рост учителя; факторы профессионального становления; педагогическая культура; профессионально-значимые качества личности педагога; педагогическая этика и педагогическое творчество; личностная профессиональная перспектива, карьера педагога.

Основные документы: Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Форма изучения: семинарское занятие с использованием технологий case-study, самостоятельная работа.

 

I. Теоретическая часть

План

1. Профессиональное становление педагога. Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления. Взаимосвязь профессионального и личностного становления как условие самореализации человека.

2. Соотношение общей и педагогической культуры. Педагогическая культура личности как условие успешности в педагогической профессии.

3. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Этика и эстетика, мастерство и техника, творчество в профессии педагога.

4. Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Образовательно-профессиональный путь студента педвуза.

5. Особенности обучения в педагогическом университете.

6. Источники и пути самообразования педагога. Понятие личностной профессиональной перспективы. Планирование профессионального роста. Способы достижения профессиональных целей. Карьера педагога.

 

Общие рекомендации по подготовке вопросов плана занятия

При подготовке теоретических и практических вопросов занятия вам необходимо выполнить несколько типов познавательных задач: описать незнакомые объекты, явления, процессы; выявить и оценить свойства этих объектов, явлений, процессов; выявить состав, строение и структуру данных объектов, явлений, процессов; построить классификацию объектов, явлений, процессов; установить связи между явлениями, характеристиками каких-либо процессов.

 

При подготовке вопроса №1 необходимо дать описание понятию «профессиональное становление педагога», для этого требуется выявить ключевые признаки данного явления, установить соотношение между понятиями «личностное становление» и «профессиональное становление педагога». Описать факторы профессионального становления педагога и объяснить их влияние на успешность данного процесса. Показать влияние профессионального и личностного становления на успешность процесса самореализации человека

При ответе на вопрос №2 нужно выделить основные признаки понятия «педагогическая культура педагога», выявить роль и место педагогической культуры в структуре общей культуры. Показать, как наличие педагогической культуры влияет на успешность педагога в профессии.

При ответе на вопрос №3 требуется выделить профессионально-значимые качества педагога в общей структуре личности и объяснить их влияние на успешность учителя в профессии. Необходимо показать механизмы развития данных качеств.

При ответе на вопрос №4 и №5 опишите разные взгляды ученых (Е.А. Климов, А.К. Маркова) на этапы становления профессиональной деятельности педагога. Подробно опишите этап обучения студента в педагогическом вузе, объясните, как особенности обучения в вузе влияют на процесс профессионализации будущего учителя.

При ответе на вопрос №6 нужно выделить и описать основные признаки понятий «самообразование педагога», «личностная профессиональная перспектива», «профессиональный рост», «профессиональные цели», «карьера педагога». Классифицируйте и объясните источники и пути самообразования педагога.

Для успешной подготовки ответов на теоретические вопросы занятия, рекомендуется воспользоваться литературой данной в списке ниже. Если Вы считаете, что информации необходимой для выполнения поставленных задач недостаточно, то Вы можете воспользоваться ресурсами сети интернет из списка, приведенного в разделе №9 рабочей программы дисциплины, «Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины».

Основная литература

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009.

Дополнительная литература

1. Бандурка A. M., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие.- М., 2009. - 250 с.

2. Введение в педагогическую деятельность /под ред. А. С. Роботовой - М., 2007.

3. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие.- М., 2008. - 300 с.

4. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165984

5. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

6. Карпович Т. Е. Основы педагогики: Практикум. - М., 2007. - 176 с.

7. Конвенция о правах ребенка. 1989 г. / Гуманитарная сфера и права человека.- М., 1992.-С. 98-112.

8. Кукушин B. C. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - М., 2006. - 224 с.

9. Профессиональный стандарт «Педагог» http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/

10. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2008.

11. Образ учителя в научной и художественной литературе: Учебно-методическое пособие (хрестоматия) / Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 168 с.

12. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонов; под ред. А. А. Орлова - М., 2008.

13. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki

 

II. Практическая часть

1. Объясните влияние самооценки и самовоспитания учителя на процесс его профессионального развития. Подготовьтедоклады или сообщения для участия в обсуждении данной проблемы по следующим темам:

¾ Самовоспитание в жизни великих людей.

¾ Пути и способы самовоспитания учителя.

¾ Этапы профессионального самовоспитания.

¾ Роль и значение самовоспитания в жизни современного учителя.

2. Используя справочную психолого-педагогическую литературу или учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую деятельность» (А.А. Орлов, А.С. Агафонова), дайте описание основных понятий темы: профессиональное становление педагога; личностный рост учителя; факторы профессионального становления; педагогическая культура; профессионально-значимые качества личности педагога; педагогическая этика и педагогическое творчество; личностная профессиональная перспектива, карьера педагога. Выпишите в тетрадь данные определения.

 

3. Опираясь на пособие «Образ учителя в научной и художественной литературе» (Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011), выполните в тетради задания аналитического характера:

а) используя прием «Общее-уникальное» проанализируйте, какое место в структуре учителя различные авторы отводят общекультурным и специальным знаниям. Результаты представьте графически;

б) используя прием «Общее-уникальное» сопоставьте воззрения различных педагогов на сущность и структуру педагогических способностей. Результаты представьте графически;

в) используя прием «Общее-уникальное» сопоставьте воззрения различных педагогов на личные качества, необходимые учителю. Результаты представьте графически.

Тексты выбирайте сами и воспользуйтесь теми, что предложит преподаватель кафедры педагогики, ведущий занятие.

 

4. Прочитайте в пособии «Образ учителя в научной и художественной литературе» отрывки, посвященные описанию различных учителей.

Ответьте на вопросы: Какие профессионально значимые качества отметили бы Вы у этих учителей? Составьте словесные портреты учителей ХХ века. Объясните, кто из учителей больше соответствует Вашим представлениям об идеальном учителе?

 

5. Найдите диагностические методики, позволяющие выявить у себя профессионально-педагогические способности. Зафиксируйте в тетради для диагностических материалов результаты тестирования по методикам 1) «Направленность личности», 2) «Педагогические способности», 3) «Способность к эмпатии», 4) «Самооценка». Диагностика проводится под руководством преподавателя.

 

6. Опишите трехступенчатую структуру образования по схеме «бакалавр - магистр - доктор». Объясните характерные особенности каждой из ступеней.

 

7. Опираясь на представленные в учебном пособии В.С. Кукушина «Общие основы педагогики» (2006) «Кодекс учителя России» и «Заповеди учителя», составьте классификацию основных требований к личности учителя новой школы.

8. Проведите в своей учебной группе микроисследование по теме «Проблемы и перспективы обучения в педагогическом вузе». Для этого после консультации с преподавателем разработайте анкеты для однокурсников, проведите анкетирование и представьте полученные результаты в форме презентации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...