Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мусульманское право: основные источники и институты.




Мусульманское право было тесно связано с религией. Основным источником права признавался Коран — священ­ная книга мусульман, автором которой является Мухаммед. Самого Мухаммеда мусульмане называли шариа-законодателем, поэтому вся система мусульманского права получила название шариат. Существовали дополнения к Корану, кото­рыми являлись сборники преданий о судебных решениях Му­хаммеда и толкования авторитетных мусульманских законо­ведов.

Согласно мусульманскому праву существовали следую­щие линии поведения человека:

1) обязательное;

2) рекомендуемое;

3) безразличное;

4) порицаемое;

5) запрещаемое.

Следует отметить, что система обязательств мусульман­ского права отличается большой продуманностью и довольно четкой для того времени регламентацией. Обязательства из договора распадаются на две группы:

1) договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи;

2) договоры товарищества, поклажи, поручения.
Характерной чертой мусульманского права является

правило, согласно которому риск случайной гибели вещи ле­жит на продавце, а также в сравнительно облегченном поряд­ке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если покупатель, совершив сделку, не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и пр.). Что касается семейных отноше­ний, то мусульманское право исходит из безусловного пре­обладания прав мужчины над женщиной. Шариат разрешал мужчине иметь четырех законных жен и неограниченное чис­ло наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного договора она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в об­щественных местах и т.д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены. Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не со стороны женщины. Большой раз­работанностью отличается мусульманское наследственное право. Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной третью имущества. Отличи­тельной чертой мусульманского наследственного права явля­ется то, что к наследникам переходят только права, но не обя­зательства наследодателя, только то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам умер­шего.

Уголовное право. По характеру ответственности все пре­ступления можно разделить на два вида:

1)те, за которые виновный должен ответить своим телом
или своей жизнью (сюда можно отнести кражу и разбой
(влекущие за собой отсечение руки), прелюбодеяние
жены, убийство в разбое (наказуемое смертной казнью)
и др.);

2)те, которые он может искупить уплатой штрафа, — убийст­во (умышленное и неосторожное), случаи причинения уве­чий и ран.

Признавая кровную месть, шариат разрешает родствен­никам убитого отомстить за преступление по принципу та­лиона. Однако они могут и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный выкуп. Судебные функции в странах халифата ис­полнялись кадиями. Они назначались халифом или его пред­ставителями на местах из лиц, отвечавших необходимым условиям, обычным для классового общества. Помимо су­дебных функций, им поручались и многие другие, в т.ч. над­зор за распределением наследства, выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и др. Процес­суального права как такового шариат не знает. Кадий не был связан никаким сколько-нибудь определенным порядком су­допроизводства. Прокурора и адвоката мусульманский про­цесс не знает. Писаного делопроизводства не существовало так же, как и судебных сроков, за исключением одного: ка­ким бы сложным ни было дело, кадий должен был решить его в один день.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...