Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма гос-ва. Понятие механизма гос-ва.




Возникновение и сущность гос-ва.

Теологическая теория. Она была одной из первых теорий происхожде­ния государства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.). Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким обра­зом — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчи­няться государственной власти. Органическая теория. Ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в. хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв до н. э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики. Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и нрава факторами военно-политическою характера завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой пси­хики потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости оп­ределенных вариантов действия и отношений и пр. Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева п. других, т е. в XVII—XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось раз­ными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т. п.). Историко – материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко за­бывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естествен­ного развития первобытного общества, развития прежде всего экономи­ческого, которое не только обеспечивает материальные условия возник­новения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и ус­ловия возникновения государства и права.

Функции государстваэто основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и кон­кретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

Внутренние ф-ции. 1. Охранительная функция: Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая функция: Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан: Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом.” В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2).

 

 

Форма гос-ва. Понятие механизма гос-ва.

Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления – это система формирований и взаимоотношений главы гос-ва, высших органов законодательной и исполнительной властей.

Формы правления. 1.Монархическая: Абсолютная (Саудовская Аравия), Дуалистическая (Иордания), Парламентская (Великобритания). 2. Республиканская: Парламентарная (Германия), Президентская (США), Полупрезидентская (Франция).

Республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы гос-ной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. 1. Парламентарная – хар-тся принципом верховенства Парламента (наличие премьер министра, канцлера). Глава гос-ва избирается Парламентом, президент формально обладает полномочиями. 2. Президентская (дуалистическая) – в руках президента исполнительная власть (главы гос-ва и правительства) Главный признак – отсутствия ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. 3. Полупрезидентская – глава гос-ва избирается населением и сам формирует правительство, которое ему подотчётно.

Законодательная власть РФ представлена Федеральным собранием РФ (Парламент). Ст11 «Органы власти»: Президент, Федеральное Собрание, Правительство и судьи.

Форма гос-ного устройства – это национально-территориальная орг-ция гос-ва, взаимоотношения центральных и тер-ных органов власти. 3 вида: унитарное, федеративное и конфедеративное устройство.

Унитарный преобладает (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, большинство стран Латинской Америки и ряд стран Азии). Признаки унитарных гос-в: Единая конституция; Единая система высших органов гос-ной власти; Единое гражданство; Единая система права; Единая судебная система; Тер-рия подразделяется на административно-тер-ные единицы.

Федерация - союз, объединение; сложное союзное гос-во, состоящее из гос-ных образований (штаты, земли, провинции, республики), которые обладают юр. и определённой политической самостоятельностью(США, Канада, Австрия, Бразилия, Швейцария, Индия, Россия). Признаки: Тер-рия в политико-административном отношении не представляет единое целое; Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из союза (право Цессии); Субъект федерации наделяется учредительной властью; Субъекты имеют право издавать собственные законодательные акты; Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему; Наличие двойного гражданства; Двухпалатная структура союзного парламента

Конфедерация – союз, в котором, образующие его гос-ва сохраняют свою независимость, имеют собственные органы власти и управления (Британское содружество наций, Европейский союз).

Россия включает 89 субъектов: 21 - республику, 6 – краёв, 49 – областей, 1 – автономную область (Еврейскую), 10 – автономных округов.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократический и авторитарные государственно-правовые режимы (антидемократические).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...