Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Iэтап организационный(информационно- накопительный)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выживание – это активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности, в условиях автономного существования. Эти действия заключаются в преодолении стрессов, проявлении находчивости и изобретательности, а также в эффективном использовании снаряжения и подручных средств.

2. Такая форма активного занятий содействует развитию и сплочению как временного коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе.

3. Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность участников, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

4.Развитее туристических навыков. Организация досуга молодежи.

Иновационность проекта предполагает решение проблемы по организации досуга, гражданско-патриотического воспитания молодежи.

 

 

Актуальность проекта

 

Поступайте так, как, дерзал я: сжигайте за собой корабли, разрушайте позади себя мосты. Только в таком случае для тебя и твоих спутников не останется другого выхода, как только идти вперёд. Ты должен будешь пробиться, иначе ты погибнешь.

Фритьоф Нансен.

 

Большинство людей сегодня стараются вести здоровый образ жизни. Они начинают правильно питаться, посещают тренажёрные и гимнастические залы. Но занятия в тренажёрном зале это занятия в помещении. А заниматься спортом на свежем воздухе для здоровья гораздо полезнее.

Актуальным на сегодняшний день становится не всем известный активный отдых. Это как раз то, что повышает дееспособность и настроение, создаёт смену обстановки, увеличивает возможности общения, поддерживает внешний вид и физическое состояние.

Значимость физической культуры не измеримо возрастает из года в год, это связано с тем, что в наше время резко сокращается доля физического труда на производстве и в быту и одновременно усиливается воздействие на организм неблагоприятных факторов, загрязнения окружающей среды особенно в промышленных городах, нерационального питания и т. д., что отрицательно влияет на здоровье. Дети и молодёжь большую часть своего свободного времени проводят за компьютером и игровыми приставками вследствие чего, многие юноши призывного возраста не могут гордиться хорошим физически развитым организмом. В последнее время в условиях климатических изменений, наводнений, землетрясений, назревает необходимость обучения молодёжи необходимыми знаниями поведения в экстремальных ситуациях, как теоретически, так и практически. Необходимость подготовки в области выживания ещё никогда не была так велика, как сегодня. Это обусловлено не только тем, что мы стали больше путешествовать, ездить по всему миру и экзотично проводить отпуск, но и тем, что и сам мир изменился и стал нестабильным. Выживание – это активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности, в условиях автономного существования. Эти действия заключаются в преодолении стрессов, проявлении находчивости и изобретательности, а также в эффективном использовании снаряжения и подручных средств. Жизненно важно быть готовым к любой ситуации, и подготовка к выживанию является лучшим страховым полисом, который может у вас быть. Простое применение базовых принципов и знание того, что можно делать в экстремальной ситуации, сделает природу и мир, окружающий вас, более безопасным для вас. Можно оказаться в одиночестве в любом месте земного шара – в тропических джунглях, арктических льдах, в пустыне и в открытом море, но проблемы выживания, аналогичны как для военного, так и для гражданского человека. Выживание означает умение жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью. Люди, прошедшие адаптацию и реализующие полученные знания имеют шансы не только сохранить жизнь, но и решать задачи, ранее, казалось бы, неразрешимые для них.

Современный человек независимо от планируемых действий и маршрута передвижения в земном и неземном пространстве, сроков и географического положения должен быть готов к действию в аварийной ситуации без связи с внешним миром, когда можно рассчитывать только на себя. Для человека, попавшего в экстремальную ситуацию вследствие непредвиденных обстоятельств, например, крушение корабля, аварии самолёта, военнослужащих, а также заблудившихся туристов, грибников, охотников выживание является в основном психологическим вопросом и количеством и качеством имеющихся знаний в этой области. Навыки выживания применимы и в большом городе, так как город тоже изобилует множеством опасностей, приводящим к экстремальным ситуациям.

Географическое расположение г. Ноябрьск даёт возможность овладеть запасом знаний по школе выживания в природе данного региона. Так как многие люди предпочитают выбираться для активного отдыха на природу (охоту, рыбалку) и лучше всего при попадании человека в экстремальную ситуацию он должен обладать необходимыми знаниями и навыками, как выйти из сложившийся ситуации с минимальными потерями для себя, а так же оказать помощь попавшим в трудную ситуацию.

В зависимости от вида деятельности, привычек и образа жизни, возможно несколько вариантов экстремальных природных ситуаций, угрожающих человеку в современных условиях. Прежде всего, такая опасность возможна для людей, чья профессия непосредственно связана с пребыванием в природной среде: это не только геологи, археологи, охотники, промысловики, но и водители дальних рейсов, военнослужащие, работники сельского хозяйства и др. Постоянный прямой контакт с природой, с одной стороны, оказывает благотворное влияние на человека как закаливающий и общеоздоравливающий фактор, а с другой стороны, порождает привыкание к природному окружению, которое начинает восприниматься как безопасное. Риск оказаться в экстремальной ситуации возрастает, особенно для людей, которые вынуждены изменить привычное место проживания. Изменение климатогеографических условий ведёт, прежде всего, к изменениям в жизнедеятельности организма, связанным с нарушением суточного режима, привычного рациона питания, качества воды и т.п. Эти изменения значительно усиливаются в случае недостаточной подготовленности или плохой экипировки. Причём это относится не только к людям, чья профессия связана с частыми переездами (военнослужащим, строителям), но и к людям, отправляющимся отдыхать с севера страны на юг, с равнины в горы или другие, непривычные для них районы. Формирование и развитие вышеперечисленных умений возможно лишь в процессе какой-либо практической деятельности. Такой вид деятельности должен помочь проявлять и закреплять вышеперечисленные качества и умения в практической деятельности и общении в коллективе.

Наиболее универсальным видом деятельности в этом случае выступает обучение безопасному поведению, формирование психосоциальной компетентности подрастающего поколения, а именно: учитывая тот факт, что туристская деятельность является наиболее эффективной в вопросе комплексного воспитания участников проекта, логично остановиться на обучении их безопасному поведению в природной среде. Начинать обучение лучше с освоения туристских умений и навыков как основного гаранта безопасного поведения; затем, по мере совершенствования этих навыков, можно переходить к изучению поведения в экстремальной ситуации, способности эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать её требованиям и изменениям, т.е. сохранять высокий уровень мыслительной деятельности. В последние годы определилась весьма актуальная педагогическая задача — и адекватное взаимодействие с окружающими людьми в различных, в том числе и экстремальных ситуациях.

Для решения этой задачи необходимо сформировать и развить у участников жизненно важные умения. К их числу необходимо отнести умения ставить цели, принимать решения и решать проблемные ситуации, критически и творчески мыслить, ставить себя на место другого человека, справляться со стрессами и эмоциями, позитивно общаться с окружающими, осознавать себя как личность.

Выработке этих умений способствует формирование адекватной самооценки, системы собственных этических ценностей, а также воспитание чувства ответственности за свои дела и поступки.

Возможны ситуации, когда воздействие человека на природу приводит к нарушению экологического равновесия. Но наиболее опасной является ситуация автономии, вынужденной или добровольной. Человек, оставшийся с природой один на один, испытывает на себе воздействие не только природных (температура, влажность воздуха, солнечная радиация и т.д.), но и психогенных факторов (страх, одиночество, порождающие состояние стресса, наиболее опасное для человека, которому необходимо в такой ситуации быть собранным, действовать быстро и решительно).

Особенность ситуаций вынужденной автономии заключается в том, что в них может оказаться любой человек, как в случае аварии транспортного средства в удалённом районе, так и в самой прозаической ситуации потери ориентировки в пригородном лесу, если под рукой не оказалось ни спичек, ни компаса, ни запаса продуктов.

Автономное существование в природной среде — один из распространённых видов экстремальных ситуаций. Главная сложность, возникающая при этом — отсутствие помощи извне, даже если в такой ситуации оказался не один человек, а группа. Ведь может случиться так, что ни один человек из группы, попавшей в условия вынужденной автономии, не имеет достаточных навыков выживания. А если на это наложится ещё и отсутствие коммуникативных навыков, неумение действовать в коллективе, то ситуация может обостриться до опасного предела.

Данный проект способен подготовить участников к адекватному поведению и правильным действиям в условиях автономного существования.

Во-первых, занятия позволят получить и развить навыки самообслуживания. При этом осознается тот факт, что в походе их благополучие зависит от них самих: от умений правильно подобрать одежду, приготовить пищу, сохранить одежду и обувь в порядке.

Во-вторых, участники знакомятся с теми факторами, которые воздействуют на человека, находящегося в природной среде, и учатся грамотно им противостоять и использовать их.

В-третьих, при подготовке участники знакомятся с особенностями природы родного края, учатся различать съедобные и несъедобные (ядовитые) растения, грибы, получают сведения о рельефе местности, основных транспортных магистралях, гидросети и т.д.

В-четвертых, участники учатся преодолевать продолжительные физические нагрузки, сложности быта.

В-пятых, постигают цену дружбы, взаимовыручки. Они осознанно подходят к выполнению любого поручения, зная, что это сказывается на благополучии всех членов группы. Здесь девиз «Один за всех и все за одного» вполне понятен и оправдан.

И наконец, в-шестых, участник, овладевший такими навыками, имеет меньше шансов попасть в ситуацию потери ориентировки. Он знает, как себя вести до и во время прогулки, не пойдёт один в незнакомый лес, не предупредив родителей.

Обучение вопросам выживания в экстремальных ситуациях природной среды нужно начинать с обучения основам туристского быта, техники преодоления препятствий, ориентирования на местности. Овладение этими навыками позволит занимающимся полнее представить себе особенности нахождения в природной среде, вооружит его умениями и навыками, необходимыми для сложных экстремальных ситуаций.

Для развития жизненных навыков необходимо организовывать практическую деятельность участников преимущественно на местности, в непосредственном контакте с природной средой во время учебно-тренировочных походов, сборов, соревнований, экспедиций и путешествий. Процесс успешного развития жизненных навыков неразрывно связан с активной умственной и физической деятельностью участников, индивидуальной и коллективной работой в группе в период подготовки. Они должны быть призваны активно соучаствовать в выработке, анализе и реализации действий по решению тактических и технических задач поведения, действий в экстремальных ситуациях.Помимо достижения чисто спортивных результатов, человек, занимающийся активным отдыхом, свободнее и увереннее чувствует себя и держится в обществе, более коммуникабелен, к какой бы стороне жизни ни относилась его деятельность.

Проект ставит перед собой следующие цели:

1. Популяризация и развитие новой экстремальной активности в молодёжной среде города, организация досуга и активного отдыха молодёжи.

Предполагается, что концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов будет направлена на решение основных задач:

- профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде путём привлечения к занятиям экстремальными видами спорта, организация занятости молодёжи города.

- воспитание чувств коллективизма, развитие способности действовать в условиях, приближенных к экстремальным, развитие партнёрских отношений.

- овладение знаниями по оказанию первой медицинской помощи и самовыживанию в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.

- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

- сформирование команды из числа студенческой и работающей молодёжи.

- организация и проведение мастер – классов для участников по школе выживания.

 

Этапы реализации проекта

Iэтап организационный(информационно- накопительный)

· Поиск заинтересованных участников и сбор информации о новых участниках проекта; изучение интересов участников;

· Информативность родителей и участников проекта (проведение анкетирования, сбор заявлений от родителей и воспитанников)проведение организационного собрания; создание инициативной группы и формировании состава участников;

· Презентация проекта, обсуждение и корректировка;

· Обеспечение необходимой материально-технической базы;

· Методическое наполнение проекта, сбор и анализ литературы, обращение к специалистам;

· Поиск источников финансирования.

II этап

· Реализация мероприятий, проведения семинар и обучающих программ.

· проведение мониторинга в целях определения эффективности проекта (на начало, промежуточный мониторинг);

· освещение мероприятий проекта в средствах массовой информации,

III этап

· Проведение игры выживание «Таежный герой»

· Подведение итогов, круглый стол по обмену впечатлениями и мнениями о результатах совместной деятельности;

· анализ проектной деятельности, обобщение и трансляция опыта среди коллег;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...