Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы для подготовки домашнего задания

Информация и сигнал

Термин информация происходит от латинского слова information, что означает разъяснение, осведомление, изложение. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чем-либо, которые получают и передают люди. Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, звуках природы, в показаниях часов, термометров и других приборов. Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Эту информацию мы получаем в виде сигналов - изменения физических величин (давлении, температуры, цвета и др.). Различают световые, цветовые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие типы сигналов.

Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.

Сравните лестницу и наклонную плоскость. В первом случае имеется строго определенное количество фиксированных высот, равное число ступенек. Все их можно пронумеровать. Наклонная плоскость соответствует бесконечному количеству значений высоты.

В жизни человек чаще всего имеет дело с непрерывными сигналами. Примерами непрерывных сигналов являются речь человека, скорость автомобиля, температура в течение определенного количества времени и многое другое. Примером устройств, подающих дискретные сигналы, является светофор. Он подает три сигнала: зеленый, красный и желтый, т.е. принимает три значения.

Виды информации

Сигналы из внешнего мира поступают в мозг человека через его органы чувств для анализа и осмысления.

По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:

ü Визуальная (с помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);

ü Аудиальная (с помощью органов слуха воспринимается звуковая информация – речь, музыка, звуковые сигналы, шум);

ü Обонятельная (с помощью органов обоняния люди получают информацию о запахах окружающего мира);

ü Вкусовая (с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет – горький, кислый, сладкий, соленый);

ü Тактильная (органы осязании (кончики пальцев и весь кожный покров) дают человеку информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шероховатый и т.д.)

Около 80-90% информации здоровый человек получает при помощи органов зрения (визуально), примерно – 8-15% - при помощи органов слуха (аудиально) и только 1-5% - при помощи остальных органов чувств. А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая.

Виды информации по форме представления:

ü Числовая – количественные характеристики объектов окружающего мира – возраст, рост, вес человека, численность населения, запасы полезных ископаемых и т.д.

ü Текстовая – все, что напечатано или написано на любом из существующих языков.

ü Графическая – рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии и т.д.

ü Звуковая – все, что мы слышим – человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машин и т.д.

ü Видеоинформация – последовательности изображений – фильмы, мультфильмы.

Свойства информации

Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельности. Учеба в колледже – это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.

Информация нужна человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает ему в этом? Принятию правильного решения способствует владении е объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией. Объективность, достоверность. Полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации. Рассмотрим их подробнее.

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения. Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, становится субъективной, т.к. преображается (в большей или меньшей степени) в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека (субъекта).

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверная информация может быть: в случае преднамеренного искажения; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при преуменьшении и преувеличении значения реального факта (слухи и рыбацкие истории, реклама и др.)

Информация полна, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.

Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для оного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например исторические, могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом языке, т.е. вам непонятна.

Вопросы и задания

1. Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получаете информацию.

2. Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.

3. Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком.

4. С помощью органов чувств человек непрерывно получает информацию. В чем особенность учебы в колледже с точки зрения получения информации?

5. Перечислите известные вам свойства информации.

6. Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то своевременной информацией для вас будет:

А) сведения о погоде в такой же день прошлого года;

Б) прогноз погоды на выходной день.

7. Волга впадает в Каспийское море – это:

А) достоверная информация;

Б) недостоверная информация.

8. Слухи, вымыслы, непроверенные гипотезы - это:

А) достоверная информация;

Б) недостоверная информация.

9. Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь, будет для вас наиболее полезной:

А) если вы попадете на необитаемый остров;

Б) в нашей повседневной жизни.

10. О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля:

А) должен обладать полной информацией;

Б) может иметь неполную информацию.

11. Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля:

А) должен обладать полной информацией;

Б) может иметь неполную информацию.

12. Первоклассник, восьмиклассник и ученик 11 класса получают разную информацию из учебника информатики. Как вы можете это объяснить?

13. Каждый из вас, работая с одними и теми же учебниками, получает разное количество информации. Как можно это объяснить?

14. Какой вид информации воспринимает человек, когда сидит у окна и смотрит на осенний пейзаж?

15. Какой вид информации воспринимает человек, когда по радио передают спортивный репортаж?

16. Какой вид информации воспринимает человек, когда выходит на улицу и ощущает свежесть морозного утра?

17. Какой вид информации воспринимает человек, гуляя по осеннему парку, собирая красивый букет желтых, красных, слегка шероховатых листьев?

18.

Информация может быть определена, как: 1) совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними; 2) все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме; 3) полученные сведения, являющиеся новыми, доступными; 4) количественная мера устранения неопределенности; 5) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.   Заполните таблицу, ответив да/нет на вопросы с позиции каждого из приведенных выше определений 1-5.
Являются ли информацией Ответы
         
Сведения, содержащиеся в Библиотеке Конгресса США?          
Нерасшифрованные космические послания?          
Сведения, содержащиеся в книге, которую вы читаете повторно?          

 

19. Укажите тип сигнала, соответствующий графическим изображениям.

А) Б)

20. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:

Пример Вид информации
По способу восприятия По форме представления
Чертеж к задаче по геометрии    
Письмо другу    
Карина в галерее    
Радиопередача    
Телепередача    
Аромат сирени    
Вкус лимона    
Температура воздуха    
Желтый цвет    

21. Установите соответствие между свойствами информации и их описаниями:

Объективность   Информация выражена на языке, доступном для получателя
Достоверность Информация позволяет получателю решать стоящие перед ним задачи
Актуальность Информация важна, существенна в настоящий момент времени
Полезность Информации достаточно для понимания ситуации и принятия решения
Понятность Информация отражает истинное положение дел
Полнота Информация не зависит от чьего-либо мнения

22. Приведите примеры информации, которая в конкретной ситуации является:

Актуальной (своевременной) Неактуальной
Достоверной Недостоверной
Объективной Необъективной
Полной Неполной
Полезной Бесполезной
Понятной Непонятной

Домашнее задание

1. Что такое информатизация общества? Чем она отличается от компьютеризации общества?

2. Понятие информационной революции. Роль и значение информационных революций.

3. Поколения ЭВМ.

4. Информационное общество. Характерные черты информационного общества.


 

Материалы для подготовки домашнего задания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...