Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этногенез и этническая история




Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет»

Им. М.К. Аммосова

Физико-технический институт

Кафедра «Технологии обработки драгоценных камней и металлов»

 

Реферат

по дисциплине: Народы и культуры циркумполярного мира

на тему: «Энцы»

Работу выполнил студент

IV курса

Группы ФТ-12-2

Каратаева В.Э.

 

Работу проверила: Алексеев А.А.

 

 

Якутск 2015 г.

Этноним основной

Энцы

Автоэтноним (самоназвание)

Этноним был введен в 30-е годы ХХ в. Г.Н.Прокофьевым. Как и в отношении ряда народов Севера, он имеет искусственный характер и является производным от энецкого энэтэ / эннэчэ — "человек", "мужчина".

 

Другие этнонимы

В более ранней традиции энцы известны под именем енисейских самоедов, которое использовалось в качестве официального, по территории проживания, языку и культуре, они делились на две этнотерриториальные группы.

Родственные народы

Ненцы, Селькупы, Нганасаны.

 

Численность и расселение

Численность в Российской Федерации — 237 человек (перепись 2002), в том числе 213 чел. в Красноярском крае, в основном в Таймырском Долгано-Ненецком районе (197 чел., из которых владеют энецким языком 66 чел. (33,5 %)).[1][4]

 

Наибольшее количество энцев (86 человек) в 2002 году проживало в посёлке Потапово[5].

 

Энцы живут, в основном, в посёлках в устье Енисея, в районе города Дудинка, посёлка Усть-Авам и др. в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Несколько энцев живут в самом городе Дудинка (Таймыр), некоторые — с нганасанами в других местах Таймыра.

 

Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно две трети численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой, зимой откочевывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озером Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади или Могади) и имела самоназвание сомату-онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду (родственники по жене).

 

Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай. Этнографическая специфика этих групп в значительной степени утрачена и они рассматриваются в качестве чисто территориальных подразделений.

 

 

Этнические и этнографические группы

 

Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно 2/3 численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и р. Пурой, зимой, откочевывали южнее в лесотундру между р. Малая Хета и оз. Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади) и имела самоназвание сомату / онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду — "родственники по жене", ненцы — манто / мадо.

 

Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай, образующие единство с самоназванием пэ-бай "лесные баи", также их называли энцы группы сомату.

 

Имевшаяся в прошлом этнографическая специфика этих групп, в настоящее время в значительной степени утрачена и сейчас они рассматриваются в качестве территориальных подразделений энцев. Этническая территория энцев исторически граничила на западе с кочевьями "обдорских самоедов" — ненцев, на юге, с "казымскими самоедами" — лесными ненцами,"туруханскими самоедами", "остяко-самоедами" — селькупами и "инбаками" — кетами, на востоке, с "тунгусами" – эвенками и "пясидской самоядью" — нганасанами. Административно, она входила в Мангазейский уезд Енисейской губернии.

 

Расовая принадлежность, антропологический тип

Язык

Энецкий язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, в которой он наиболее близок ненецкому, несколько отличаясь от последнего фонетическим строем и лексикой, по звуковому составу, фиксируется сходство с нганасанским. Он подразделяется на два диалекта: тундровый (маду бада) и таежный (бай бада), которые соответствуют двум территориальным подразделениям энцев. Характер языкового взаимодействия энцев, прежде всего с ненцами, в различных этнокультурных средах происходит по-разному. Возможна полная утрата языка, связанная с ассимиляцией (Байкаловский с/с), при сохранении в среде старшего поколения понимания энецкой речи. Малохетские и Воронцовские энцы практикуют двуязычие, причем ненецкий, наряду с русским, выступает в качестве языка межнационального общения. В Потаповском с/с почти все ненцы (1963 г., 8 семей), владели энецким языком. В целом, языковые процессы на Енисейском Севере можно охарактеризовать как интеграционные.

 

Письменность

Религия

 

Христианизация не имело определяющего влияния на традиционную мировоззренческую систему, поскольку удаленность территорий, где жили энцы, сложности организационного характера, несовместимость мировоззренческих систем, не позволяли миссионерам проводить целенаправленную христианизаторскую политику.

 

Этногенез и этническая история

История энцев обычно рассматривается в рамках общесамодийского этногенеза. В родовой этнонимике энцев, ряде элементов их культуры, присутствует южносибирская традиция, которая проникает на Север с переселением в IХ и ХIII вв. ряда южносамодийских родов, принимавших участие в формировании лесных ненцев и энцев. Вторым этнокультурным компонентом, который выделяется в составе энцев, является аборигенный, арктический, зафиксированный в ряде энецких преданий в качестве персонаж "Моррэдэ-нью", "охотника за дикими оленями". Влияние аборигенов, процесс ассимиляции которых южносамодийским населением был достаточно длительным, прослеживается в одежде, жилище и ряде других элементах культуры энцев. Трактовка ряда этнонимов энецких родов, также говорит об участии северного, аборигенного населения в их формировании. Соотношение южносибирских и аборигенных компонентов, на основе анализа родового состава, имеет следующее количественное выражение: тундровые энцы — южносибирские компоненты 44.5%, аборигенные компоненты 33.3%, тундрово-ненецкие, селькупские и пр. компоненты 22.2%; лесные энцы — южносибирские компоненты 98.2%, аборигенные компоненты 1.8%. Сложение этнической территории обеих этнотерриториальных групп энцев, вероятно, закончилось к ХVII в. В этот период она включала обширные пространства тундры и лесотундры от бассейна Нижнего и Среднего Таза на юго-западе, до правобережья Енисея и Енисейской губы на северо-востоке для тундровых энцев. Лесные энцы расселялись в бассейне Среднего и Верхнего Таза и далее на восток до правобережья Енисея в районе рек Нижняя Тунгуска и Курейка.

В первой половине ХVII в. на северо-востоке Западной Сибири начинается процесс изменения этнической территории энцев, связанный с переселениями селькупов и формированием их северной этнографической группы. К концу ХVII в. селькупы окончательно закрепляются в бассейне р.Таз, а в ХVIII в., по обеим Баихам. Взаимодействие энцев с селькупами носило различный характер: от прямых военных столкновений, до переселений на новые территории, ближе к низовьям Енисея и вхождения части энецких семей в состав селькупов. Энецкие исторические предания повествуют о военных столкновениях, в этот период времени, между энцами и эвенками и кетами.

 

В результате этих процессов, наибольшему изменению подверглась этническая территория лесных энцев, многие родовые подразделения которых, переселились вниз по Енисею. Но наиболее значительное влияние на энцев в этот период оказали их западные соседи ненцы. Уже в первой половине ХVII в. тундровые ненцы оленеводы,"юрацкая каменная самоядь", в поисках новых пастбищ, активно осваивают бассейн р.Таз и Низовую тундру (Гыданский полуостров), прилежащую левобережью Енисея и Енисейской губе. Продвижение ненцев на запад носило достаточно ярко выраженный военный характер. Исторические повествования энцев упоминают о "трех больших войнах", последнюю из которых энцы выиграли, но в итоге все же были, в основном, вытеснены с левобережья Енисея и бассейна р.Таз. Продвижение обдорских ненцев на восток происходило в течение всего ХVIII в. и объясняется стремлением хозяйственного освоения новых территорий.

 

История энцев на левобережье Енисея имела свое продолжение в истории Тазовской и Береговой "инородческих" управ, образованных в Туруханском крае Енисейской губернии по реформе 1822 г., этническую орснову которых, составило ненецко-энецкое население. В границах этих образований, некоторые группы энцев уже к началу ХIХ в. практически полностью утратили этническую специфику, восприняв ненецкий язык и культуру (Береговая управа), другие, при практически полном усвоении ненецкой культурной традиции, еще долго сохраняли язык и представления о своей этнической принадлежности (Тазовская управа). Окончательно современная этническая территория энцев стабилизировалась к середине ХIХ в.

 

Итогом этих процессов явилось сокращение численности и территории энцев, ограничение ее, в основном, низовьями Енисея в пределах зон лесотундры и тундры, а также включение их в различные территориальные группировки, в состав которых, энцы входили вместе с ненцами, нганасанами и долганами. Другой процесс, который определял этническое развитие энцев в этот период, состоял в частичной интеграции их этнотерриториальных подразделений. Лесные энцы, у ряда семей которых в ХIХ в. появляются многооленные стада, начинают кочевать в северные тундры, в пределах территории тундровых энцев, что способствовало культурному сближению обеих групп.

 

Этнические параметры культуры энцев традиционно фиксируются весьма неопределенно, что объясняется историческими судьбами, демографией и характером расселения этого народа. С одной стороны, можно отметить общесамодийские основы их культуры, с другой, более тесные связи с нганасанами, самым самобытным самодийским народом, что и определяет специфику энецкой культуры. Немаловажное влияние на ее атрибутику оказал региональный процесс становления крупностадного оленеводства (ХVIII-ХIХ вв).

 

Хозяйство

 

Общая динамика хозяйства энцев состоит в переходе от промысловой экономики, "культура охотников на дикого оленя", к домашнему крупностадному оленеводству у тундровых энцев и сохранении в среде лесных, таежного промыслового хозяйства с элементами домашнего оленеводства, в основном, транспортной направленности. Хозяйственный комплекс энцев наиболее выразительно демонстрирует традиционный промысловый календарь, в названиях месяцев которого, отражен тот или иной род занятий. В нем отражена охота на дикого оленя: март сойдадюнг уладири "хорошей охоты на дикого месяц" (лесные энцы), период промысла оленя загоном и скрадыванием, ноябрь кэдэроирио (тундровые энцы), кэдэркорадири (лесные энцы) "гон дикого оленя", период охоты с оленем-маньщиком. Охота на водоплавающую птицу в период линьки в августе у тундровых энцев называлась месяцем кануирио "птенцов месяц", у лесных, дедюдири "лебедя месяц". С рыболовством связаны названия летних месяцев: июнь наардири "лов рыбы" (лесные энцы). В хозяйстве энцев незначительную роль играл пушной промысел. Охота на песца имела скорее ситуационный характер и не нашла отражения в календаре северных самодийцев. Усиление роли оленеводства в хозяйстве энцев, а в низовьях Енисея самое значительное поголовье домашних оленей было сосредоточено в правобережной группе именно у них, нашло отражение в традиционном промысловом календаре. Апрель тундровые энцы называют надииро "первые телята родятся", октябрь, могодиирио "месяц, когда пороз-олень роняет рога" или кораирио "оленя-самца месяц". Май в календаре лесных энцев надидири "рождение оленьих телят", сентябрь отудайдири "гон оленей", октябрь могудидири "конец оленьего гона.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...