Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религия как социальный институт.

Культура как система ценностей.

Ценности — определяющий элемент культуры, её ядро. Для того, чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что — вредно, что является добром, а что злом, то есть для выявления ценностей человек должен применить определённые критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. Их и называют ценностями (ценность как идеальное, воображаемое, как критерий не следует путать с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека.

Культура, рассмотренная в данном, сугубо ценностном аспекте, — это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, адресует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передаёт ценности в обществе.

Ценности выступают как:

-желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности,общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т. д.;

-критерий оценки реальных явлений;

-они определяют смысл целенаправленной деятельности;

-регулируют социальные взаимодействия;

-внутренне побуждают к деятельности.

Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

В стабильных обществах конфликты ценностей, как правило, решаются в рамках имеющейся культуры. При этом "вечными" остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают "вечные" проблемы с ценностями, которые несут новые поколения, и т. д. Общество живёт, развивается культура, сохраняя свою целостность. В нашем же обществе резко сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в рамках старых представлений и идеалов — всё это резко усложняет проблемы, создаёт реальную угрозу существованию общества. В этих условиях умение разрешать конфликты ценностей, идеалов приобретает особое значение. Главное, что необходимо учесть, — на базе каких основополагающих ценностей будут регулироваться более частные политические, социально-экономические конфликты.

Различие в системах ценностей, идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и человеческой цивилизации в целом). Осознание своих социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, мир на земле — это великий урок, который преподала нам наша нелёгкая история; это вывод, который делает наука, анализируя природу социальных взаимодействий, роль ценностей в их регуляции.

Малая социальная группа: сущность и типология.

Малая группа - малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком группы малой является принадлежность к социальным группам, видовым непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами группы малой являются семья, производственная бригада, школьный класс, научный, воинский и др. первичные коллективы, коллективы космической, арктической и антарктической станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер группы малой два человека, максимальный несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований наиболее эффективной является группа малая из 5-7 человек. Виды группы малой:

формальная,

неформальная,

первичная.
Группа малая непосредственное социальное окружение индивида. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе "личность общество". Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через принадлежность к определенным социальным группам и организациям, посредством которых он участвует в жизни всего общества. Группа малая играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, являясь проводником тех идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в данном обществе как целостной системе. Группы малые являются относительно самостоятельными субъектами общественных отношений. С одной стороны, они отражают в себе те общественные отношения, в которые они органически включены, и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений. Обе системы отношении объективных (общественных) и субъективных (психологических) сливаются в единую систему межличностных групповых отношений, что придает группе малой особое качество, отличающее ее от других социальных групп.
Принцип образования группы малой, природа и функционирование зависят от социальной структуры общества, отражают происходящие в нем процессы. Тем не менее группа малая не является "зеркальным отражением" общества. Механизм влияния общества на природу сложен и многократно опосредствован.

 

Религия как социальный институт.

Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов.

Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются:

1. Обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида).

2. Религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь. Список сакрального (священного) можно продолжить до бесконечности.

3. Религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида — символы определенных религий. Православный храм — святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса — верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы).

4. Религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни.

5. Религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека — от рождения до смерти — как бы направляется церковью.

6. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Так, в христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи, т.е. религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...