Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инспектирование морских судов в портах

В соответствии с положениями Меморандума Власти обя­зались поддерживать эффективную систему контроля со стороны государства порта с целью обеспечения, не проводя дискриминации флага, того, чтобы иностранные торговые суда, посещающие порты их государств, отвечали нормам

Пиратство и морской терроризм

 

47.Удостовер­ение личности моряка, порядок его оформления, хранения и использования.

Конвенция № 108 «О национальных удостоверениях лич­ности моряков» 1958 г. Россией ратифицирована. Вступила в силу 19 февраля 1961 г.

Каждый Член МОТ, для которого Конвенция имеет силу, по заявлению любого из своих граждан, являющегося

моряком, выдает ему удостоверение личности, соответству­ющее положениям Конвенции. Однако, если выдача таких документов особым категориям моряков данной страны яв­ляется невозможной, может выдаваться паспорт, подтверж­дающий, что его владелец является моряком, и такой пас­порт имеет такую же силу, как и удостоверение личности моряка.

Любой участник Конвенции может выдать удостовере­ние личности моряка любому другому моряку, обративше­муся за таким документом, который несет службу на борту судна, зарегистрированного на территории этого государства.

Удостоверение личности моряка хранится всегда у моряка.

Удостоверение личности моряка составляется в простой форме из прочного материала и таким образом, чтобы вся­кое его изменение можно было легко обнаружить.

В удостоверении личности моряка указывается фамилия и звание выдавшего его представителя власти, дата и место выдачи и пометка о том, что данный документ является удо­стоверением личности моряка в целях Конвенции.

Удостоверение личности моряка содержит следующие сведения о нем:

а) имя полностью (фамилия, имя и другие части имени, когда такие имеются);

б) дата и место рождения;

в) национальность;

г) приметы;

д) фотография;

е) подпись или, если владелец документа не может рас­писаться, отпечаток большого пальца.

Любое ограничение срока действия удостоверения лич­ности моряка должно ясно указываться в нем.

Национальное законодательство может предписывать включение в удостоверение личности моряка дополнитель­ных сведений.

Любой моряк, имеющий действительное удостоверение личности моряка, выданное компетентными властями тер­ритории, для которой Конвенция имеет силу, допускается к возвращению на эту территорию.

Моряк допускается к возвращению в течение периода по крайней мере в один год по истечении срока, указанного в этом документе.

Если в удостоверении личности моряка имеется место для соответствующих записей, каждый участник Конвенции так­же должен разрешать доступ на свою территорию моряка, име­ющего действительное удостоверение личности моряка, если такой доступ на территорию требуется для следующих целей:

а) для явки на свое судно или перехода на другое судно;

б) для транзитного проезда в целях явки на свое судно в другой стране или в целях возвращения на родину;

в) любой другой цели, одобренной властями.

Каждый участник Конвенции, прежде чем разрешить до­пуск на территорию для одной из целей, определенных выше, может требовать удовлетворительных доказательств, вклю­чая документальные доказательства, от заинтересованного моряка, судовладельца или его представителя или от соот­ветствующего консула, о намерении и о способности после­днего выполнить это намерение. Участник Конвенции мо­жет также ограничить пребывание моряка на своей терри­тории сроком, который считается разумным для данной цели.

 

20. Цели, порядок и основания инспектирования судов в морских портах.

Инспектирование морских судов в портах

Если в течение десятилетий усилия ИМО были направле­ны на разработку и принятие международных конвенций, устанавливающих требования к обеспечению безопасности мореплавания, то в последние годы ситуация коренным об­разом изменилась. Международное сообщество пришло к пониманию того, что недостаточно только установить стан­дарты, необходимы большие усилия по их реализации в по­вседневную практику торгового судоходства. Таким обра­зом, центр тяжести сегодня перенесен не на разработку но­вых международных норм, а на эффективное обеспечение выполнения уже действующих конвенций. Центральное место в этом процессе занимает контроль со стороны госу­дарства порта.

Контроль — понятие довольно емкое и может включать различные виды управляющего воздействия. Наиболее ши­рокое распространение в практике торгового судоходства получила такая форма контроля как инспектирование су­дов на предмет соответствия требованиям действующих международных конвенций.

В последние годы инспектирование иностранных судов в портах на предмет соответствия требованиям ряда между­народных конвенций приобрело поистине глобальный ха­рактер. Если Парижский меморандум о взаимопонимании о контроле со стороны государства порта был подписан еще в 1978 г., то к настоящему времени уже приняты Латиноа­мериканский и Токийский меморандумы.

Ожидается заключение региональных меморандумов го­сударствами Африки, Персидского залива. Уже достигнуто соглашение по проекту Меморандума о взаимопонимании в зоне Индийского океана. Некоторые государства принима­ют участие более чем в одном региональном меморандуме Так, США сотрудничают с государствами-участниками Па­рижского меморандума и имеют статус наблюдателя в То­кийском меморандуме

Региональным соглашением, оказавшим значительное влияние на становление и развитие правового режима инс­пектирования судов в портах является Парижский меморан­дум о взаимопонимании, о контроле со стороны государства порта. Многолетний опыт практического использования по­ложений Меморандума позволяет сделать вывод, что подоб­ного рода соглашения можно считать наиболее эффективным из правовых инструментов в деле обеспечения безопасности мореплавания.

Парижский меморандум был подписан в 1978 г. Англи­ей, Бельгией, Данией, Нидерландами, Грецией, Ирланди­ей, Испанией, Италией, Норвегией, Португалией, Финлян­дией, Францией, Германией и Швецией и вступил в силу с 1 июля 1982 г. 10 ноября 1995 г. в число полноправных чле­нов Парижского Меморандума была принята Россия.

В соответствии с положениями Меморандума Власти обя­зались поддерживать эффективную систему контроля со стороны государства порта с целью обеспечения, не проводя дискриминации флага, того, чтобы иностранные торговые суда, посещающие порты их государств, отвечали нормам, содержащимся в следующих договорах:

Международная конвенция о грузовой марке 1966 г.,

Протокол 1988 г. к Международной конвенции о грузо­вой марке 1966 г.,

Международная конвенция по охране человеческой жиз­ни на море 1974 г. (СОЛАС-74),

Протокол 1978 г. к Международной конвенции по охра­не человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-78),

Протокол 1988 г. к Международной конвенции по охра­не человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-88),

Международная конвенция по предотвращению загряз­нения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к этой конвенции (МАРПОЛ-73/78),

Международная Конвенция ПДМНВ-78/95,

Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72),

Конвенция о минимальных нормах на торговых судах 1976 г. (Конвенция МОТ №147).

Меморандум устанавливает, что ежегодным общим ко­личеством осмотров должно охватываться 25% числа инос­транных торговых судов, зашедших в порты их государства.

Глава 7. Правовое обеспечение безопасности мореплавания

Для достижения целей Меморандума стороны взяли на себя обязательство консультироваться и сотрудничать друг с другом, а также обмениваться между собой информацией.

48.Мореходная книжка, порядок ее оформления, хранения и использования.

 

21. Роль, права и обязанности капитана морского торгового порта.

Непосредственно в морских портах полномочия и функ­ции по осуществлению государственного надзора, обеспе­чению безопасности мореплавания, предусмотренные дей­ствующим законодательством РФ, возлагаются на капита­на морского порта.

Согласно ст. 74 КТМ РФ капитан морского порта осуще­ствляет функции по обеспечению безопасности мореплава­ния и порядка в морском порту.

Капитан морского порта действует в соответствии с по­ложением о капитане морского порта, утверждаемым феде­ральным органом исполнительной власти в области транс­порта, капитан морского рыбного порта в соответствии с по­ложением о капитане морского рыбного порта, утвержден­ным федеральным органом исполнительной власти в облас­ти рыболовства по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Капитан морского порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта, капитан морского рыбного порта федерально­му органу исполнительной власти в области рыболовства.

На капитана морского торгового порта и капитана морс­кого рыбного порта соответственно возлагается осуществ­ление следующих функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в указанных портах:

контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодатель­ства РФ о торговом мореплавании;

регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;

регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;

выдача дипломов, квалификационных свидетельств,

Глава 7. Правовое обеспечение безопасности мореплавания 151

подтверждений их выдачи и паспортов моряка членам эки­пажей судов;

проверка судовых документов, дипломов, квалифика­ционных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;

контроль за соблюдением требований, касающихся по­рядка захода судов в порт и выхода их из порта;

оформление прихода судов в порты и выхода их из пор­тов. В случае, если морской торговый порт и морской рыб­ный порт имеют смежные акватории, капитан морского тор­гового порта оформляет приход судов в морской торговый порт и выход судов из него, за исключением судов, исполь­зуемых для промысла водных биологических ресурсов; ка­питан морского рыбного порта оформляет приход судов, используемых для промысла водных биологических ресур­сов, в морской рыбный порт и выход таких судов из него;

контроль за деятельностью лоцманской службы и систе­мой управления движением судов;

контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;

выдача разрешений на подъем затонувшего в море иму­щества и проведение в порту строительных, гидротехничес­ких и иных работ;

расследование аварийных случаев с судами.

49.Минимальные стандарты обеспечения условий проживания и отдыха моряков на судах морского флота.

 

 

22.Основания и порядок запрещения выхода судов в море капитаном морского порта.

Капитан порта имеет право отказать в выдаче разреше­ния на выход в случае:

1) непригодности судна к плаванию, нарушения требо­ваний к загрузке, снабжению судна, комплектованию эки­пажа судна или наличия других недостатков судна, создаю­щих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоро­вью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;

2) нарушения требований, предъявляемых к судовым до­кументам;

3) предписания санитарно карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов и других упол­номоченных на то государственных органов;

4) неуплаты установленных портовых сборов.

Портовые власти по просьбе лица, имеющего требова­ние, возникающее в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением порто­вых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным при­чинением вреда, могут задержать судно и груз впредь до пре­доставления судовладельцем и грузовладельцем достаточ­ного обеспечения.

Ответственность за убытки, причиненные необоснован­ным задержанием судна и груза, несет лицо, по требованию которого состоялось задержание.

Распоряжение портовых властей о задержании судна и груза по вышеуказанным требованиям действительно в те­чение 72 часов, за исключением дней, официально рассмат­риваемых как нерабочие. В случае, если в течение указан­ного срока не вынесено постановление о наложении ареста на судно и груз судом, арбитражным судом или управомо-ченным законом налагать арест третейским судом по мор­ским делам, судно и груз подлежат немедленному освобож­дению.

За нарушение правил, касающихся безопасности мореп­лавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с за­конодательством РФ.

50. Минимальные стандарты обеспечения условий проживания и отдыха моряков на судах морского флота.

Конвенция № 133 «О помещениях для экипажа на борту судов (дополнительные требования)» 1970 г. Россией рати­фицирована. Вступила в силу 27 августа 1991 г.

Конвенция устанавливает требования, предъявляемые к помещениям для экипажа в зависимости от водоизмещения судна. Например, площадь офицерских кают, в которых не имеется индивидуального салона или кабинета, должна со­ставлять не менее 6,50 кв. м. на одного человека на судах водоизмещением менее 3000 тонн и не менее 7,50 кв. м. на судах водоизмещением 3000 тонн и более. Там, где это воз­можно, на судах в 3000 тонн или более, старшему механику и старшему штурману, помимо каюты, предоставляется смежный с ней салон или кабинет.

Минимальные внутренние размеры койки должны со­ставлять 198 см на 80 см.

Площадь столовых для офицеров и рядовых матросов должна составлять не менее 1 кв. м. на одного человека, ис­ходя из запланированного числа посадочных мест.

На судах в 8000 тонн и более оборудуется курительная комната или библиотека, в которой могут демонстрировать­ся фильмы или телевизионные передачи, а также помеще­ние для занятий и игр в свободное время; следует рассмат­ривать возможность создания плавательного бассейна.

Минимальная высота во всех помещениях для экипажа, где необходима полная свобода передвижения, не может быть менее 198 см при условии, что компетентные органы власти могут разрешать в определенных ограниченных пре­делах уменьшение высоты в любом помещении или в части любого помещения, когда они считают, что это оправдано и что такое уменьшение не приводит к неудобствам для эки­пажа.

9. Конвенция №92 «О помещениях для экипажа на борту судна «1949 г. (пересмотренная). Россией ратифицирована. Вступила в силу 29 января 1953 г.

В соответствии с Конвенцией помещения для экипажа должны удовлетворять установленным требованиям к раз­мещению и конструкции помещений для экипажа, венти­ляции и отоплению, освещению, расположению и площади кают Все суда должны обеспечиваться надлежащим сани­тарным оборудованием, включая умывальники, ванны и (или) души.

На каждом судне с экипажем в 15 человек и более, ис­пользуемом для плавания продолжительностью более трех дней, должно иметься помещение для медицинского пункта.

Помещения для экипажа должны содержаться в чистоте и условиях, нормально пригодных для жизни, в них не дол­жно храниться имущество, не являющееся личной собствен­ностью занимающих эти помещения лиц.

Капитан, или специально выделенный им для этой цели офицер, в сопровождении одного или более членов экипа­жа должен осуществлять проверку всех помещений для эки­пажа не реже, чем один раз в неделю. Результаты таких про­верок должны письменно фиксироваться.

10. Конвенция № 68 «О питании и столовом обслужива­нии экипажей на борту судна» 1946 г. (статья 5). Россией не ратифицирована. Вступила в силу 24 марта 1957 г.

Ст.5 Конвенции устанавливает, что в каждом государ­стве, ратифицировавшем Конвенцию, должно действовать законодательство, регулирующее нормы питания и столо­

вого обслуживания, с целью охраны здоровья и обеспече­ния благосостояния экипажей судов. Такое законодатель­ство предусматривает:

а) удовлетворительное снабжение пищей и водой с уче­том состава экипажа, а также продолжительности и харак­тера рейса в отношении количества, питательности, каче­ства и разнообразия;

б) устройство и оборудование пищеблока на борту всех су­дов, с тем, чтобы экипажи были обеспечены хорошей пищей.

 

 

23.Порядок расследования аварийных случаев с участием морских судов.

В интересах обеспечения безопасности мореплавания не­обходимо тщательно расследовать каждое аварийное морс­кое происшествие, с тем чтобы выводы такого расследования способствовали предотвращению в будущем допущенных ошибок.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. каждое государство организует расследование квалифици­рованными экспертами каждого морского происшествия или навигационного инцидента в открытом море (с участи­ем плавающего под его флагом судна), приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьез­ных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или ущербу морской среде. Государ­ство флага и другое государство сотрудничают в проводи­мом расследовании. Расследование аварийных морских про­исшествий и их классификация осуществляются в соответ­ствии с национальным законодательством.

Целями расследования аварийного случая являются его классификация, установление обстоятельств, причин, по­следствий, убытков, оценка действий причастныхлиц, атак-же разработка профилактических мер по предупреждению аварийности.

Предварительное расследование аварийного случая осу­ществляет капитан судна

Аварийный случай, повлекший повреждения, подпада­ющие под признаки эксплуатационного повреждения, за ис­ключением событии, указанных ниже, расследуется и клас­сифицируется капитаном судна самостоятельно Надзор за расследованием таких аварийных случаев осуществляется су­довладельцем

Кораблекрушения и аварии с судами расследуются ка­питанами портов Надзор за расследованием таких аварий­ных случаев осуществляется министерством (ведомством) по принадлежности порта

Аварийный случай, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным министерствам (ведомствам), атак-же аварийный случай, происшедший на акватории морско­го торгового порта РФ, расследуется капитаном морского торгового порта с участием представителей судовладельца аварийного судна

Капитан судна о происшедшем аварийном случае обязан сообщить судовладельцу Если аварийный случай произо­шел на акватории российского порта, донесение направля­ется также и капитану данного порта

Об аварийном случае, затрагивающем иностранные ин­тересы, имевшем место в иностранных территориальных водах, капитан судна обязан сообщить судовладельцу, в кон­сульство или посольство РФ в порту захода и обратиться к ним за оказанием содействия и помощи О происшедшем случае также информируется представитель соответствую­щего страхового общества

О всех случаях повреждения СНО судовладелец обязан немедленно сообщить территориальному подразделению Главного управления навигации и океанографии Минобо­роны РФ, Гидрографического предприятия, органа управ­ления морского или внутреннего пути, капитану порта в за­висимости от того, в чьем ведении находилось поврежден­ное оборудование

Сообщение об аварийном случае должно содержать сведе­ния, указанные в «Перечне передаваемых судовладельцу све­дений по аварийному случаю» и «Перечне передаваемых ми­нистерству (ведомству) сведений по аварийному случаю» При необходимости министерство (ведомство) может устанавли­вать дополнительный объем сведений и порядок их передачи

при необходимости ленты самописцев, их расшифров­ку, путевую карту с прокладкой, схему маневрирования, ра­диолокационные планшеты, таблицы маневренных харак­теристик, графики теневых секторов РЛС, схемы и чертежи повреждений, другие необходимые документы.

В результате расследования аварийного случая капита­ном порта или судовладельцем должны быть установлены:

соответствие судна, экипажа, снабжения, оборудования конвенционным и национальным требованиям;

навигационный фактологический анализ плавания;

условия и обстоятельства, при которых произошел ава­рийный случай;

причинно-следственные связи, обстоятельства и усло­вия, приведшие к аварийному случаю, его причины, послед­ствия и классификация;

51.Минимальные стандарты качества, количества и условий продовольственного обеспечения экипажа морских судов.

 

10. Конвенция № 68 «О питании и столовом обслужива­нии экипажей на борту судна» 1946 г. (статья 5). Россией не ратифицирована. Вступила в силу 24 марта 1957 г.

Ст.5 Конвенции устанавливает, что в каждом государ­стве, ратифицировавшем Конвенцию, должно действовать законодательство, регулирующее нормы питания и столо­

Глава 8. Международно-правовое регулирование труда моряков _ 223

вого обслуживания, с целью охраны здоровья и обеспече­ния благосостояния экипажей судов. Такое законодатель­ство предусматривает:

а) удовлетворительное снабжение пищей и водой с уче­том состава экипажа, а также продолжительности и харак­тера рейса в отношении количества, питательности, каче­ства и разнообразия;

б) устройство и оборудование пищеблока на борту всех су­дов, с тем, чтобы экипажи были обеспечены хорошей пищей.

 

24.

52.Порядок назначения и выплаты компенсации морякам и их семьям в случае травмы, утраты трудоспособности и гибели в связи с выполнением профессиональных обязанностей.

 

Конвенция № 55 «Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков» 1936 г. Росси­ей не ратифицирована. Вступила в силу 9 декабря 1949 г.

Обязательства судовладельца в соответствии с положе­ниями Конвенции охватывают следующие виды риска:

а) болезни и травмы, происшедшие в период времени между датой начала работы, установленной в трудовом до­говоре, и датой истечения срока найма;

б) смерть, последовавшая в те же сроки в результате бо­лезни или травмы.

Однако национальное законодательство может предус­матривать исключения:

а) в случае травмы, не связанной со службой на судне;

б) в случае травмы или болезни, причиненных умыш­ленным действием, заведомой небрежностью или проступ­ком заболевшего, получившего увечье или умершего лица;

в) в случае болезни или физической неполноценности, намеренно скрытых в момент поступления на службу.

Судовладелец несет расходы по оказанию помощи вплоть до выздоровления больного или пострадавшего от травмы или до того момента, когда будет установлено, что болезнь или потеря вследствие нетрудоспособности вследствие трав­мы носят постоянный характер. Однако национальное за­конодательство может предусматривать, что оказание по­мощи за счет судовладельца может быть ограничено перио­дом времени не менее шестнадцати недель со дня причи­нившего травму несчастного случая или начала болезни.

Судовладелец несет расходы по репатриации больного или получившего травму моряка, списанного с судна в ре­зультате болезни или несчастного случая.

 

25. Цели и порядок пограничного и таможенного контроля морских судов.

 

Таможенный надзор на морском транспорте

После предоставления судну карантинными властями свободной практики в порту на борту судна осуществляется таможенный досмотр. Таможенный режим в российских портах регулируется Таможенным кодексом РФ.

В соответствии с Кодексом общее руководство таможен­ным делом в РФ осуществляет Президент РФ и Правитель­ство РФ. Центральным органом в таможенной системе яв­ляется Государственный таможенный комитет РФ. Следует отметить, что согласно Таможенному Кодексу таможенные органы являются правоохранительными органами.

Таможенному досмотру подлежат все товары, перемещае­мые через государственную границу. От таможенного досмот­ра освобождается личный багаж Президента РФ и следующих с ними членов их семей. Личный багаж депутатов Федераль­ного Собрания РФ и членов Правительства освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают гра­ницу в связи с исполнением своих служебных обязанностей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные воен­ные корабли, суда, боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая свои ходом.

В соответствии с Кодексом контрабандой признается пе­ремещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным ис­пользованием документов или средств таможенной иден­тификации (пломбы, печати и т.д.), либо сопряженное с не­декларированием или недостоверным декларированием:

1) наркотиков, психотропных веществ, сильнодейству­ющих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрыв­чатых веществ;

2) вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов, кроме гладко­ствольного охотничьего ружья и патронов к нему;

3) ядерного, химического, биологического и других ви­дов оружия массового уничтожения, материалов и оборудо­вания, которые заведомо могут быть использованы при его создании;

4) стратегически важных сырьевых товаров;

5) предметов художественного, исторического и архео­логического достояния народов РФ и зарубежных стран.

Глава 3. Административный надзор на морском транспорте

За совершение нарушений таможенных правил налага­ются следующие виды взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом РФ на осуществление оп­ределенной деятельности;

4) конфискация товаров и транспортных средств;

5) взыскание стоимости товаров и транспортных средств;

6) конфискация транспортных средств, на которых пе­ревозились товары, являющиеся непосредственными объек­тами нарушения таможенных правил.

К примеру, причаливание к судну, находящемуся под та­моженным контролем, без разрешения таможенного органа влечет наложение штрафа В размере до 10-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

' Постановление таможенного органа о наложении взыс­кания может быть обжаловано в течение двадцати дней со дня вынесения постановления. Жалоба подается в вышесто­ящий таможенный орган. В течение десяти дней наложение взыскания может быть обжаловано в районный (городской) нарсуд, решение которого является окончательным. Следу­ет отметить, что Кодексом предусмотрена и упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил. Ее использование допускается, если за нарушение налагается взыскание в виде штрафа или предупреждения. В этих случаях протокол не составляется, процессуальные действия не проводятся, а взыскание налагается, как прави­ло, на месте обнаружения таможенных правил. При упро­щенной форме применения взыскания должностное лицо составляет акт о наложении взыскания, являющийся доку­ментом строгой финансовой отчетности. Акт о наложении взыскания может быть обжалован начальнику таможенно­го органа или его заместителю в течение 10 дней со дня его составления. Принятое решение является окончательным и обжалованию в порядке, предусмотренном Кодексом и ины­ми административными законодательными актами, не под­лежит.

 

 

27. Ответственность плавсостава за ущерб от загрязнения с морских судов.

Весьма значительным нормативным актом для целей ох­раны морской среды является Закон РФ об охране окружа­ющей природной среды 1991 г. Он содержит подробные положения об экологическом контроле и организации эко­логической экспертизы, о статусе создаваемых заповедни­ков, заказников и пр., о биосферных заповедниках, офи­циально признанных ЮНЕСКО в качестве составной час­ти международной сети наблюдательных станций для сле­жения за изменениями состояния окружающей природной

Глава 6. Охрана морской среды

среды под влиянием человеческой деятельности (ст.61). В законе раскрывается понятие «экологических правонаруше­ний» (ст. 84).

Уголовная ответственность за загрязнение моря предус­мотрена ст. 252 УК РФ «Загрязнение морской среды». В соответствии с ее положениями загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нару­шения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооруже­ний, веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерно­му использованию морской среды, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оп­латы труда, или в размере заработной платы, или иного до­хода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо лишени­ем права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо ис­правительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 4 месяцев.

Те же деяния, причинившие существенный вред здоро­вью человека, животному или растительному миру, рыб­ным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо дру­гим охраняемым законом интересам, наказываются лише­нием свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере от пяти­десяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца. Если указанные выше деяния повлекли по неосторожности смерть человека, то УК РФ предусмат­ривает лишение свободы на срок от 2 до 5 лет.

Гражданско-правовым аспектам предотвращения загряз­нения морской среды посвящены главы XVIII и XIX КТМ РФ («Ответственность за ущерб от загрязнения с судов не­фтью» и «Ответственность за ущерб в связи с морской пере­возкой опасных и вредных веществ»).

 

1. Собственник судна с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за любой ущерб от загрязнения, причиненный судном в результате инцидента, за исключением случаев, предусмотренных статьями 317 и 318 настоящего Кодекса.

2. В настоящей статье и последующих статьях настоящей главы:

1) судном является любое судно, предназначенное или используемое для перевозки нефти наливом в качестве груза, при условии, если судно, способное перевозить нефть, рассматривается в качестве такого судна только тогда, когда оно фактически перевозит нефть наливом в качестве груза, а также в течение любого следующего за такой перевозкой рейса, если не доказано отсутствие на его борту остатков от такой перевозки нефти наливом;

2) потерпевшим лицом является гражданин, юридическое лицо, государство или любая его составная часть;

3) собственником судна является лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна. В случае, если судно принадлежит государству и эксплуатируется организацией, которая зарегистрирована в качестве судовладельца, собственником судна является такая организация;

4) нефтью является любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна;

5) ущербом от загрязнения являются:

ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна, где бы такие утечка или слив ни произошли, при условии, если компенсация за ущерб окружающей среде кроме упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты;

расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб;

6) предупредительными мерами являются любые разумные меры, принятые любым лицом после инцидента, по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения;

7) инцидентом является любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб от загрязнения или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба.

 

Статья 317. Освобождение собственника судна от ответственности

 

Собственник судна не несет ответственность за ущерб от загрязнения, если докажет, что:

ущерб причинен вследствие военных или враждебных действий, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;

ущерб полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;

ущерб полностью причинен небрежностью или иными неправомерными действиями публичных властей, отвечающих за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.

28. Система международно-правового и национально-правового регулирования труда моряков.

По своей природе условия работы моряков таковы, что требуют международно-правового регулирования. Особое значение в этом процессе принадлежит Международной Орга­низации Труда. Международная Организация Труда (МОТ) (International Labour Organisaton — ILO) была основана в 1919 г. согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций с целью объединения совместных усилий прави­тельств, предпринимателей и представителей профсоюзов по достижению социальной справедливости и установлению единых стандартов в сфере трудовых отношений. Согласно Уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и проч­ного мира «на основе социальной справедливости» и улучше­ние существующих условий труда, что может быть достигну­то регламентацией рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели; регламентацией набора рабочей силы путем борьбы с безработицей; установлением гарантий заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и др. Эти положения Устава подтверждены Декларацией относи­тельно целей и задач МОТ, принятой Генеральной конфе­ренцией МОТ в Филадельфии в 1944 году.

По структуре МОТ состоит из следующих основных органов: 1) Международная конференция труда или Генеральная конференция (International Labour Conference), собирающа­яся ежегодно в июне в Женеве. Состоит из национальных делегаций, каждая из которых включает в себя двух делега­тов от правительства, по одному делегату от предпринима­телей и работников, а также экспертов и советников. Кон­ференция обсуждает отчет за год, а также план работы на будущий год, бюджет, информацию по применению кон­венций и рекомендаций, принимает новые конвенции. Международная конференция труда — высший орган МОТ. Согласно Уставу все делегаты пользуются равными права­ми, в т.ч. правом участия в голосовании.

2) Административный Совет (Governing Body) исполни­тельный орган МОТ, руководящий работой Международ­ного бюро труда, различных комиссий и комитетов МОТ Состоит из 28 членов-представителей правительств, 14 чле­нов-представителей предпринимателей и 14 членов-пред­ставителей работников, которые избираются сроком на 3 года на сессиях Генеральной конференции в трех раздельных избирательных коллегиях, состоящих из делегатов конфе­ренций от правительств, предпринимателей и работников

Избирательная коллегия правительств выбирает путем тайного голосования 18 членов Совета, а 10 мест в прави­тельственной группе Совета замещаются без выборов пред­ставителями 10 наиболее развитых в промышленном отно­шении стран Избирательные коллегии делегатов предпри­нимателей и работников избирают каждая 14 членов Адми­нистративного Совета, которые образуют в нем соответ­ственно группы предпринимателей и работников

Административный Совет собирается 3-4 раза в год В функции Административного Совета входит определение пов<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...