Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление научного феномена - эмоционального интеллекта




О собенности эмоционального интеллекта детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения


Введение

 

Проблема развития эмоциональной сферы ребенка становится всё более актуальной в настоящее время. Причину этому можно назвать: выявившийся сравнительно недавно, как научный феномен, эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект - способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя саморегуляцию, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. [2] Д. Гоулман пишет о том, что наш взгляд на человеческий интеллект невероятно узок, хотя в совсем недалекие времена определяющим параметром в жизни человека считался именно коэффициент интеллекта. От его показателей, как считалось, зависит успешность человека в любом виде деятельности и, если смотреть на это в более масштабном варианте, чуть ли не насколько счастлив человек будет в жизни. [7]

В реальной жизни традиционный коэффициент интеллекта показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д., но для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства и эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту

Например, Д.Гоулман доказывает, что наши эмоции играют гораздо большую роль в мышлении, принятии решения и личном успехе, поэтому предлагает основные усилия отвести на развитие эмоционального интеллекта т.к. это обеспечивает лучшее качество жизни развивающейся личности. [7]

Сигналом для развития данной темы является массовое обследование родителей и преподавателей, которое показывает распространенную во всем мире тенденцию современного поколения детей, заключающуюся в том, что они более неблагополучны эмоционально, чем прошлое поколение: более одинокие и угнетенные, более злые и непокорные, более нервные и склонные волноваться, более импульсивные и агрессивные.

Именно поэтому ведущей задачей гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагается достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения в узком смысле слова (как усвоения), а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления.

Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности. Таким образом, мы приходим к выводу, что в основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект: понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми. Предпосылками возникновения эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте являются: обобщение переживаний, совместная деятельность, нравственное представление дошкольника, отношение «Я - Ты» у ребёнка дошкольного возраста, которое считается генезисом личности и чувства, развитие которых опережает интеллектуальное, и которые дают начальную целостность человеческому существу.

Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого требования, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.

Многие теоретики лидерства утверждают, что именно уровень эмоционального интеллекта определяет успешный или неуспешность в дальнейшей жизни. Способность понимать себя и других людей, контролировать свои и чужие эмоции, формировать, сплачивать и мотивировать людей на достижение цели - все эти навыки определяются эмоциональным разумом.

В данной работе мы попытаемся выявить, что, а точнее, кто является для ребенка основой для формирования эмоционального интеллекта. Несут ли наиболее существенный вклад родители ребенка или же основная нагрузка по развитию эмоциональной грамотности должна ложиться на плечи воспитателей детского сада, какова роль сверстников и действуют ли эти составляющие эффективно в комплексе либо же какой-то из них всё же занимает доминирующее значение.

Рассмотрим вопрос о том, какие факторы в большей степени влияют на развитие эмоционального интеллекта. И на основе ответов на эти вопросы попытаемся определить существует ли разница в развитии эмоционального интеллекта у детей, посещающих и не посещающих дошкольное учебное учреждение. И установить взаимосвязи между посещением детского сада и своевременным и успешным формированием эмоционального интеллекта у дошкольников.

дошкольный эмоциональный интеллект


Специфика эмоционального интеллекта

Появление научного феномена - эмоционального интеллекта

 

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Э. Торндайк, Д. Гилфорд, Г. Айзенк. Впервые понятие «социальный интеллект» употребил в 1920 г. Э. Торндайк. Он обозначил им дальновидность в межличностных отношениях и способность мудро поступать в человеческих отношениях. [18]

В настоящее время под социальным интеллектом понимают индивидуально-личностное свойство человека, которое проявляется в способности формировать отношение к самому себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать своё поведение и поведение окружающих.

Впервые обозначение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Р. Бар-Он. С 90-х годов XX века появился новый термин - «эмоциональный интеллект» (EQ). Его ввели в обиход американские психологи П. Саловей и Дж. Майер. Вместе с Д. Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно. [9]

Но, к сожалению, как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект. Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Р. Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». [9, с. 6]

Д. Гоулман - как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». [7, с. 23]

В настоящее время проблема эмоционального интеллекта весьма активно исследуется зарубежными учёными, достаточно вспомнить такие имена, как Д. Гоулман, Г. Орме, Дж. Мейер П. Сэловей, Д Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг.

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

Л.С.Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. [2, с. 79]

С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального. В подтверждение этого можно привести слова Д.Б. Эльконина о том, что психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального). В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что «общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает». [2, с. 81]

В российскую психологическую науку понятие эмоционального интеллекта было введено Г.Г. Горсковой. Термин "эмоциональный интеллект" отражает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. В соответствии с определённым подходом к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие «эмоциональный интеллект» можно охарактеризовать как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой. [3, с. 9]

Как было отмечено П. Саловейем и Д. Майером эмоциональный интеллект есть уникальная способность рационально использовать информацию эмоционального характера для достижения успешности в различных областях жизнедеятельности. [2]

Итак, эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями, как своими так и других людей.

Как самостоятельный научный феномен эмоциональный интеллект, в свою очередь, имеет собственную структуру, рассмотрение которой мы начнем в следующей части.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...