Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цена, предельный доход и эластичность спроса по цене для монополиста




Монопольное положение на равновесном рынке достигается не только посредством массовости производства (характерно для естественной монополии), но и через создание своей рыночной ниши, т.е. своего круга потребителей, что обеспечивает эффективное вложение капитала (характерно для случайной монополии).

Цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке. Средство достижения цели - монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

Кривая спроса на продукцию чистого монополиста имеет отрицательный наклон.

Предельный доход монополиста всегда меньше, чем цена, т.к. кривая спроса имеет отрицательный наклон.

MR< P

Взаимосвязь между предельным доходом, ценой и наклоном кривой спроса для монополиста можно преобразовать в соотношение, которое связывает предельный доход с эластичностью спроса по цене.

MR = P (1 + 1/Ed)

Данное уравнение показывает, что

MR < P, т.к. эластичность спроса по цене отрицательна для кривой спроса монополиста.

MR для любого объема производства зависит от P и Ed.

Данное уравнение можно использовать, чтобы показать как общий доход зависит от эластичности спроса по цене.

 
Эластичность спроса по цене MR Воздействие снижения цены на общий доход  
Неэластичный -1<Ed < 0 MR<0 TR сокращается  
Единичная эластичность Ed = -1 MR=0 TR неизменный  
Эластичный <Ed< -1 MR>0 TR увеличивается  
       

 

Условия максимизации прибыли при монополии
  Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства. Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС): MR = MC<P Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага. Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис. 28.1). Рис. 28.1. Монопольная цена, выпуск и экономическая прибыль в коротком периоде На рис. 28.1 изображены краткосрочные кривые средних и предельных издержек фирмы-монополиста, а также спрос на ее продукт и предельный доход от продукта. Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АСМ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АСМ) х QM. Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис. 28.2). Рис. 28.2. Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости. В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли. Максимизация прибыли в долгом периоде показана на рис. 28.3. Рис. 28.3. Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде Когда фирма-монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде. Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции. В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.   Монопольное равновесие в сравнении с конкурентным На рынке совершенной конкуренции равновесие устанавливается при объемах производства, соответствующих равенству предельных издержек цене товара (МС=Р). С точки зрения взаимодействия отраслевого спроса и предложения такому равновесию на графике соответствует точка Ес, при которой предельные затраты равны рыночной цене. Соответственно, на конкурентном рынке товар будет продаваться по цене Рс в количестве Qc. В случае монополизации рынка одним производителем равновесие установится в точке Еm при объемах производства Qm, при котором обеспечивается равенство MR=MC. Монопольная цена установится на уровне Рm. На графике видно, что равновесие монополизированной отрасли устанавливается при меньшем объеме выпуска продукции и более высоких ценах, чем на рынке совершенной конкуренции. Устанавливая более высокую в сравнении с конкурентной цену, монополия частично захватывает (перераспределяет в свою пользу) выигрыш производителя в сделке: первоначальный выигрыш потребителя составлял площадь треугольника АЕmРm. Устанавливая монопольную цену, продавец захватывает часть потребительского излишка, равную площади прямоугольника ВРсРmЕm. При этом другая часть выигрыша производителя, равная площади треугольника ВЕmЕm, безвозвратно теряется для общества. Помимо отмеченного недостатка для монополистических фирм характерна так называемая Х-неэффективность, связанная с необоснованным завышением заработной платы ее работников, особенно высшего управленческого персонала, содержания дотируемых спортивных команд, неоправданно большого парка автомобилей, чрезмерных представительных расходов и иных подобных затрат. Теоретически такая неэффективность может существовать и у совершенно конкурентной фирмы, но в этом случае ее неизбежно ждут экономические убытки и проигрыш в конкурентной борьбе. Монополия может позволить себе получение экономической прибыли при постоянно существующей Х-неэффективности, когда фактические издержки производства единицы продукции постоянно превышают долгосрочные средние издержки при оптимальной организации производства и отсутствии непрофильных расходов. Ущемление положения потребителя и чистые экономические потери общества вследствие монополизации производства определили необходимость антимонопольного государственного регулирования. Развитое антимонопольное законодательство — характерная черта современного государственного регулирования в капиталистических странах. Еще в 1890 году в США был принят Акт Шермана, положивший начало системе антитрестовского законодательства. Он предусматривал расформирование трестов, монополизировавших отраслевые рынки, и их замену децентрализованно управляемыми, конкурирующими друг с другом предприятиями. На основе этого акта было расформированы два монополистических объединения, контролировавших 75 и 90% производства табачных изделий и нефтеперерабатывающей промышленности. Впоследствии в систему антимонопольного законодательства США были внесены изменения, которые в большей степени направили его действие не против крупных предприятий вообще, а на борьбу с образованием именно монополистических объединений и их союзов. Проблема создания системы свободной совершенной конкуренции оказалась неразрешимой, поэтому основной задачей антимонопольного регулирования стало поддержание конкуренции между контролирующими рынок крупными предприятиями и защита малого предпринимательства. Со временем был сформирован антимонопольный кодекс, который определял все виды действий компаний, нарушающих права других производителей и подпадающих под определение ограничительной практики. К их числу отнесены: — явная монополизация рынка на основе контроля основной доли производства и сбыта в отрасли; — фиксирование цен на основе соглашений между предприятиями-производителями однородной продукции; — объединение компаний, влекущее их господствующее положение на рынке; — личная уния менеджеров, выражающаяся в их участии в директорате нескольких крупных корпораций; — ценовая дискриминация, проявляющаяся в дифференциации цен для различных потребителей; — навязывание покупателям условия дополнительной покупки при приобретении необходимого им товара — связанные контракты; — исключительные контракты, ограничивающие права потребителя приобретать аналогичную продукцию у других предприятий. На основании квалификации подобных действий как противозаконных в отношении допустивших их корпораций принимаются санкции, что является прерогативой судебной власти. Акты, препятствующие ограничению свободной конкуренции, действуют в Германии и других государствах Европы. Они запрещают форму картельных монополистических объединений, ставят экономические ограничения по объему капитала при его купле-продаже и слиянии фирм. Применение антимонопольных мер преследует четыре конечные цели. Первая — эффективное и полное использование всех производственных ресурсов, чему препятствует монополизация. Она позволяет предприятиям-монополистам, контролирующим цены в отрасли, консервировать часть производственных ресурсов для сокращения и стабилизации предложения на уровне, обеспечивающем повышенную цену и максимизирующем совокупную прибыль фирмы. Вторая цель антитрестовского регулирования — содействие развитию национальной экономики. Искусственно ограничивая объемы производства и сдерживая процесс его научно-технического совершенствования, монополисты противодействуют росту национального продукта. Третья цель борьбы с монополизмом — поддержание стабильности в общественном производстве и сокращение безработицы, четвертая — равные права и справедливость в распределении совокупных общественных доходов, реализация принципа соразмерности дохода с реальной производственно-экономической эффективностью деятельности предприятий, их вкладом в развитие национальной экономики. Главным инструментом антимонопольной политики в современных условиях повсеместно остается расширение конкурентного поля деятельности предпринимателей, в том числе обеспечение большей открытости национальной экономики. Антитрестовское законодательство при этом выполняет функцию дополнения среды свободной конкуренции как основного условия стимулирования экономической эффективности производства и ограничения монополистических тенденций. Особенно важен учет данного обстоятельства при реорганизации российской экономики, основу национального хозяйства которой образуют крупные предприятия — отраслевые монополисты. Случай естественной монополии Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие Какую же прибыль получит монополист? Для определения монопольной прибыли необходимо знать соотношение цены и средних издержек производства. 1) P m > ATC. В этом случае фирма получает прибыль, равную (равна площади заштрихованного прямоугольника). 2) ATC < P < AVC. Кривая D лежит ниже кривой совокупных издержек (ATC) при любых значениях Q, и выше кривой AVC при определенном выпуске. В этом случае чистый монополист несет экономические убытки и, минимизируя их, продолжает производство. 3) ATC = P. Цена полностью покрывает экономические издержки, и экономическая прибыль равна нулю. Все эти рассуждения подтверждают неверность заблуждения в том, что чистый монополист всегда получает экономическую прибыль. Успехи монополиста, как и конкурентной фирмы, зависят от рыночной ситуации. Монополизация отрасли не гарантирует фирме высокой прибыли. В долгосрочном периоде монопольная фирма обеспечит равновесие в том случае, если сможет удержать контролируемую ею отрасль от проникновения в нее других фирм. Здесь прибыль никак не может играть роль приманки, т.к. вход в отрасль заблокирован входными барьерами. Чистый монополист, благодаря этим барьерам, может получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде. Монополия лишена кривой предложения, т.к. сама назначает цену, а не принимает ее как данность. Решение об объеме выпуска неотделимо от кривой спроса, с которой сталкивается монопольная фирма.   1.4. Монопольное равновесие. График 1. Экономическая прибыль монополии. График 2. Потери монополии. На графиках показаны кривые средних и предельных издержек монополии. Также показаны спрос на продукт монополиста и предельный доход от него. Монопольный выпуск обозначен через QМ, он является выпуском, соответствующем той точке, где пересекаются кривые предельного дохода и предельных издержек. Для того, чтобы потребители приобрели это количество товара, монополист устанавливает цену, равную РМ. при таких цене и объеме выпуска монополия получает прибыль (РМ – АСМ).общий выпуск равен QМ. следовательно, общая экономическая прибыль равна (РМ – АСМ)QМ.. Однако, обладание монополией не гарантирует прибыль. На графике 1 фирма получает экономическую прибыль. На графике 2 спрос недостаточен, чтобы дать прибыль в точке, где MR=MC. Фирма несет убытки потому, что Р<AC. 1.5. Монопольное предложение. Как известно, кривая спроса представляет из себя комбинацию из цен и количеств товара, предлагаемое фирмой или отраслью. В случае с конкурентными фирмами все просто: они просто реагируют на цены. Монополия же может сама устанавливать цену. То есть она может выбрать цену, которая максимизирует ее прибыль и предоставить потребителям решать, какое количество товара купить по этой цене. Монополия решает, сколько производить, основываясь на информации, которую она имеет по поводу спроса на ее товар. График 3. Реакция монополии на изменение спроса. На графике 3 показана ситуация, когда спрос на монопольный продукт вырос с D 1 до D2. До увеличения спроса монополия продавала количество товара QM, соответствующее точке Е1, в которой кривая предельного дохода MR1 пересекает кривую предельных затрат монополии. Чтобы продать такое количество товара монополист выбирает цену Р1, соответствующую точке А на кривой спроса D1. При этой цене количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется максимизирующему прибыль выпуску в QM штук в месяц. После увеличения спроса до D2 новой кривой предельного дохода является MR2 .но MR2 также пересекает кривую предельных издержек монополии в точке Е1. Следовательно, QM остается максимизирующим прибыль выпуском. Тем не менее, при появлении новой кривой спроса, монополия выбирает цену Р2, соответствующую точке В на кривой D2, чтобы продать QM. Как видно из этого, на изменение спроса монополия реагирует не изменением объема предлагаемого товара, а изменением цены. Выводы по первому разделу. 1. Чистая монополия – это случай, когда на рынке существует единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей. 2. Для поддержания монополии на рынке должны существовать определенные барьеры, препятствующие появлению новых фирм. 3. Фирма обладает монопольной властью в том случае, когда она сама устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данную. 4. Хотя кривая спроса на продукт монополиста имеет отрицательный наклон и она может диктовать рынку цены, монополист не должен забывать, что по низким ценам он сможет продать большее количество товара. 5. При данном предлагаемом количестве продукта цена на него будет определятся спросом. Последствия поглощения монополией конкурентной отрасли Предположим o Рынок обслуживает 1000 конкур фирм o LRACmin=LRMC=5руб за ед. o Крупн компания поглощает независимые фирмы Е-точка равновесия в условиях СК А-точка равновесия в условиях монополии LRAC=LRMC Последствия поглощения- 1)монопольная цена превышает цену,которая существует при СК и монопольный объем производства меньше чем объем производства при СК 2)монополия получает положительную экономическую прибыль (SBMAC), в то время как СК в долгосрочном периоде в равновесии имеет нулевую прибыль. Социальная цена монополии-это потери объемов чистой полезности, которые происходят в результате уменьшении доступности товара для потребителей, когда монополия максимизирует прибыль.(Площадь тр-ка АМЕ отражает соццену монополии. Площадь тр-ка АЕКД отражает стоимость ресурсов,которые монополист больше не использует в данной области.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...