Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы исследования




Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмот­ренным принципам, помогает его правильная организация.

Исходя из порядка операций с объектами в научном исследовании, Б. Г. Ананьев разработал классификацию методов современной психологии. В основу ее он положил целостный цикл психологического исследования и все методы распределил по четырем группам.

организационные методы (сравни­тельный, лонгитюдный (т.е. исследование одних и тех же лиц в течение дли­тельного времени) и комплексный методы: «Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным резуль­татам исследования...»).

эмпирические способы добывания науч­ных данных. В эту группу входят: обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы), праксиметрические методы (приемы анали­за процессов и продуктов деятельности: хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ), моделирование (математичес­кое, кибернетическое) и биографические методы (приемы исследования жизненного пути, изучение документации);

приемы обработки результатов эксперимента и наблюдений (стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка) и приемы качественного анализа, включая дифференциацию материала по классам, разработку типологии, со­ставление психологической казуистики (описание случаев);

интерпретационные методы (генетический и структурный методы. Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в харак­теристиках развития, а структурный метод — в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы).

Как и все естественные науки, психосоматика располагает двумя основными методами получения психологических фактов: методом наблюдения (описатель­ный метод) и методом эксперимента. Каждый из этих методов имеет ряд мо­дификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя, который никогда не вмешивается в наблюдаемое явление и лишь описывает его как можно более объективно. Наблюдение — это систематическое, целенаправлен­ное отслеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюде­ние), лонгитюдиналъное (длительное, иногда многолетнее наблюдение за од­ной и той же группой испытуемых), сплошное (исследуются все представители изучаемой группы), выборочное (получение информации о больших группах людей, путем изучения только какой-то их части, составляющей репрезента­тивную, или представительную, выборку) и особый вид — включенное наблю­дение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Задачами наблюдения может быть изучение психологических особенностей не только отдельной личности, но и целого коллектива.

Изучение собственных психических процессов осуществляется путем самонаблюде­ния (интроспекции) С интроспекцией не следует смешивать так называемую рефлексию — размышление и переживания по поводу собственных психических качеств и состоя­ний, которая по сути является вторичной переработкой данных самонаблюдения и ана­лизом собственных поступков или умозаключений.

Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования.

Наблюдение становится научным методом изучения психики лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществ­ляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Формой такого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Гипоте­за — это высказанное исследователем предположение о наличии (или отсут­ствии) связей и зависимостей, существующих между интересующими его объек­тами и явлениями.

Подобного рода зависимости оцениваются преимущественно статистичес­кими методами. В частности, при статистической проверке гипотез часто вы­числяют коэффициент корреляции. Корреляционный анализ позволяет за очень короткое время получить множество данных для значительного числа испыту­емых, однако он не позволяет решить проблемы интерпретации зависимос­тей. Недостатки корреляционного анализа связаны с тем, что он позволяет констатировать наличие какой-то связи между параметрами, но не может до­казать, что эта связь представляет собой причинно-следственную зависимость.

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. При этом осуществляется планомерное манипулирование одной из переменных, которую называют независимой (ее изменяет исследователь), с последующей регистрацией сопутствующих изменений в изучаемом явлении (зависимая переменная). Под переменной понимается любая реальность, ко­торая может изменяться в экспериментальной ситуации. Таким образом, экс­перимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и видоиз­меняются условия, в которых действует испытуемый, ставятся перед ним опре­деленные задачи, и по тому, как они решаются, судят о возникающих при этом психических явлениях.

Выделяют две основные разновидности психологического эксперимента:

естественный и лабораторный.

При естественном эксперименте обследуемый может даже не подозревать, что он подвергается психологическому исследованию. Обычность, естествен­ность условий и введение на этом фоне экспериментальных переменных по­зволяют исследователю проследить действие этих переменных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление.

Лабораторный эксперимент проводят в специально созданных условиях, часто с применением аппаратуры. Испытуемый знает, что над ним экспери­ментируют и действия его определяются инструкцией.

При проведении эксперимента имеется возможность изучения влияния на изучае­мое явление не одной независимой переменной, а нескольких (фактор). Для статисти­ческой обработки результатов эксперимента в последнем случае применяется диспер­сионный анализ (Р. Фишер). Кроме того, при эксперименте требуется учитывать и другие (промежуточные) переменные, которые могут влиять на результаты исследова­ния. Одни из них можно контролировать (контролируемые переменные — пол, возраст и др.), а другие контролировать невозможно (например, интерес или безразличие ис­пытуемого к исследованию, его настроение и пр.).

Даже при строгом обеспечении нужного уровня контроля всех переменных в про­водимом эксперименте искажения возможны за счет ожиданий как экспериментатора, так и испытуемых (Годфруа Ж., 1992). Убежденность экспериментатора в том, что ре­акции испытуемых изменятся под влиянием независимой переменной (например, пос­ле приема изучаемого препарата), невольно передается испытуемым, и это может по­влиять на их поведение (эффект Розенталя). Аналогичным образом может проявиться и эффект Хоторна, особенно если испытуемым известна гипотеза исследования. Они в этом случае ненамеренно будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.

Частным случаем эффекта Хортона является эффект плацебо, обнаруженный вра­чами (плацебо — фармакологически индифферентное вещество). Если пациент убеж­ден в эффективности препарата или назначенного режима, у него очень часто можно наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле ни препарат, ни режим никакого действия не оказывают.

Для устранения подобных артефактов при проведении психологического экспери­мента используется так называемый двойной слепой метод, когда в неведении относи­тельно принятых гипотез держат испытуемых, а экспериментатор не знает, введена ли в данном опыте независимая переменная (например, вместо изучаемого препарата да­ется внешне похожее вещество — плацебо).

К дополнительным методам клинической психологии относятся тесты, моделирование, метод анализа продуктов деятельности человека и беседа (опрос).

Тестами называют наборы задач и вопросов, которые дают возможность быстро оценить психическое явление и степень его развития. В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают ин­теллектуальные тесты, тесты достижений и специальных способностей (перцептивных, мнестических, мыслительных, музыкальных, профессиональных и др.), личностные тесты (интересов, установок, ценностей), а также тест диагностирующие межличностные отношения.

Моделирование (как метод) применяется в том случае, когда исследован интересующего явления другими способами затруднено. Модель с тем или иным допущением позволяет описать исследуемое явление.

Модели могут быть математическими (выражение или формула, включающая переменные и отношения между ними), техническими (прибор или устройство, имитирующее изучаемое явление) и кибернетическими (использование в модели понятий из области информатики и кибернетики).

Метод анализа продуктов деятельности. Продуктами деятельности людей являются созданные ими различные вещи, написанные книги, письма, изо ретения и т.п. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельное психических процессах.

Одним из самых распространенных продуктов человеческой деятельности является текст. Кроме традиционного анализа (понимание, интуиция, осмысление) в психологии широко используют формализованные методы изучения текстов, в частности процентный контент -анализ. Суть метода заключается выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом их частоты и процентного соотношения по различны частям текста и в общем объеме информации. Однако наибольшее внимание из продуктов деятельности у психологов всегда вызывали детские рисунки, а также творчество душевнобольных. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом исследования, т.к. он дает надежные результат только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом).

Метод беседы. Больше значение в клинической психологии придается беседе с пациентом;

Беседа как метод психологического исследования — это выяснение при помощи специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психических явлений или психических качеств человека. Можно выделить следующие разновидности этого метода: сбор анамнеза, интервью и психологические анкеты.

Анамнез — сведения о прошлом изучаемого человека, полученные от не самого (субъективный анамнез) или от хорошо знающих его лиц (объективный анамнез).

Анкетирование имеет место в том случае, когда вопросы и ответы пред­ставляются в письменной форме. Анкеты могут давать достоверные результаты только при тщательной разработке предлагаемых вопросов, часто при этом структурируют и сами ответ предлагая испытуемому (в данном случае респонденту) выбор из предложенных вариантов. В известном смысле, по мнению известного французского психолога Т А Рибо, анкета может занимать промежуточное положение между наблюдением и экспериментом. Компетентная обработка материала дает результаты более близкие к действительности, чем даже непосредственное восприятие.

Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы на определенные и обычно заранее приготовленные вопросы.

Особое место в выявлении первичных сведений о лицах с той или иной патологией принадлежит тщательно собранным сведениям в ходе интервью, поэтому более подробно остановимся на нем.

 

Выбор методов исследования, используемых клиническим пси­хологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним при выполнении профессиональных обязанностей. Диагностическая функция диктует использование психологических методик (батареи тестов, опросников и др.)» способных оценить как деятельность отдельных психических функций, индивидуально-психологических особенностей, так и дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы. Психокоррекцион-ная функция подразумевает применение различных шкал, на осно­вании которых возможен анализ эффективности психокоррекцион-ных и психотерапевтических методик. Подбор необходимых методик осуществляется в зависимости от целей психологического обследо­вания; индивидуальных особенностей психического, а также сома­тического состояния испытуемого; его возраста; профессии и уров­ня образования; времени и места проведения исследования. Всевоз­можные методы исследования в клинической психологии позволи­тельно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирова­ние, 2) экспериментально-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия. Ос­тановимся на них подробнее.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...