Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, влияющие на спрос




Ценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Цены на товары. Данный фактор проявляет себя в полном соответствии с законом спроса. Цена на товар растет – спрос сокращается и наоборот.

2. Цены на сопряженные товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличивается. В случае взаимодополняемых товаров рост цены на один товар вызовет падение спроса на другой.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Доходы потребителей. Чем выше доходы потребителей, тем выше спрос и наоборот. Кривая сдвигается либо вправо вверх, либо влево вниз.

2. Предпочтения и вкусы потребителей. Например, веяния моды приводят к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат.

3. Количество потребителей. Чем больше потребителей, тем выше спрос. Чем меньше потребителей, тем ниже спрос.

4. Ожидания потребителей. Ожидание дальнейшего роста цен или повышения доходов будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо.

Названные факторы смещают кривую спроса вправо вверх (при росте спроса) или влево вниз (при снижении спроса).

Совокупный спрос - это объем национального производства, на который может быть предъявлен спрос всеми потребителями, при различных уровнях цен.

Совокупный спрос (АD) включает в себя расходы домашних хозяйств (С); инвестиционные расходы фирм и предприятий на (I); расходы государства (правительства) на покупку ресурсов, товаров и услуг (G); разницу между экспортом и импортом (чистый экспорт) (Nx.).

Совокупный спрос равен: AD=C+I+G+Nx.

Компоненты совокупного спроса

Потребительские расходы домашних хозяйств. Включают все расходы этого сектора – от расходов на продовольствие и оплату коммунальных услуг до покупки автомобилей.

Государственные закупки товаров и услуг. Включают расходы на национальную оборону, строительство дорог, выплаты местным органам власти, зарплату государственных служащих.

Валовые частные внутренние инвестиции. Включают весь прирост физического объема капитала и запасов, частных фирм за определенный период времени.

Чистый экспорт. Включает спрос на отечественные товары со стороны иностранцев, но не включает внутренние расходы на приобретение импортных товаров.

 

 

Рисунок 13.1 - Модель совокупного спроса

 

График показывает, что чем ниже уровень цен, тем выше совокупный спрос. Наоборот, рост общего уровня цен ведет к сокращению совокупного спроса.

Совокупный спрос зависит от следующих факторов:

1. Общего уровня цен в стране.

2. Ожидания потребителей изменения цен и доходов.

3. Уровня налогов.

4. Размеров инвестиций.

5. Государственных расходов.

 

Рисунок 13.2 - Изменения совокупного спроса

Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано как смещение кривой AD вправо, от AD1 к AD2, а уменьшение совокупного спроса как смещение от AD1 к АD3.

При росте цен сокращается совокупный спрос т.к. действуют следующие факторы:

· эффект процентной ставки - при росте цен растут процентные ставки по вкладам и кредитам, что ведет к сокращению совокупного спроса.

· эффект богатства - рост цен обесценивает накопления, что делает потребителей беднее и поэтому сокращается совокупный спрос.

· эффект импортных закупок - при росте внутренних цен относительно мировых цен, население страны будет приобретать больше импортных товаров. В то же время иностранные контрагенты уменьшат объем закупок отечественных товаров, что также приведет к падению спроса на них. Снижение внутренних цен относительно мировых, наоборот, стимулирует совокупный спрос на национальную продукцию.

1. Неценовые факторы.

· Изменение потребительских расходов населения.

ü Изменение благосостояния населения в ту или иную сторону приводит к сдвигу кривой совокупного спроса.

ü Ожидания потребителя оказывают существенное воздействие на объем потребительских расходов и, следовательно, на объем продаж.

ü Изменения в налоговом законодательстве оказывают влияние на потребительские расходы и кривую совокупного спроса. К примеру, в 1997 году в Японии было самое большое снижение ВНП за последние 23 года, вызванное увеличением потребительского налога с 3% до 5%. Только благодаря своевременным действиям правительства удалось избежать экономического кризиса.

· Изменение инвестиционных расходов.

ü Изменение кредитных ставок – платы за кредит – изменит инвестиционные планы частного бизнеса. Так как процент кредитной ставки в руках Нацбанка, то он, меняя ставку, влияет на инвестиционный процесс.

ü Ожидания инвесторов, которые могут изменяться под влиянием как экономических, так и политических факторов.

ü Налоги с предприятия.

· Государственные расходы. Их влияние на кривую совокупного спроса проявляется очень быстро.

· Чистый экспорт.

ü Изменение валютных курсов. При угрозе импортируемой инфляции принятие решения о ревальвации снижает чистый экспорт.

ü Экономический кризис в странах – постоянных торговых партнерах сокращает их закупки, что отрицательно сказывается на чистом экспорте и совокупном спросе. Торговый дефицит в США в 1992 году вызван снижением чистого экспорта, связанного со снижением деловой активности и начала экономического спада в Японии.

Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике. Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен.

Закон предложения - прямая зависимость между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем выше предложение и наоборот.

Неценовыми факторами совокупного. предложения являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д

 

Рисунок 4 - Изменения в предложении

Увеличение уровня предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2. Уменьшение уровня предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3. Передвижение от а до в означает изменение величины предложения.

Следствия из закона предложения

· при росте цен предприниматели получают дополнительную прибыль, которую можно инвестировать в расширение производства;

· при росте цен, в отрасль могут войти предприниматели, у которых более высокие издержки. Это способствует развитию конкуренции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...