Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Задание 1. Определение лёгочных объёмов и их оценка в покое.




    Задание 1. Определение лёгочных объёмов и их оценка в покое.

    В течение 15 секунд измеряйте частоту дыхательных движений у испытуемого в покое, в конце 15-й секунды предложите сделать спокойный выдох в мундштук спирометра (предварительно обработав его спиртом); желательно зажать нос пальцами или специальным зажимом. Запишите показатель дыхательного объёма со шкалы спирометра в протокол и попросите испытуемого сделать дополнительный выдох (максимально возможный выдох сразу после спокойного выдоха, не вынимая спирометра изо рта). Полученный на шкале спирометра результат является суммой ДО и РОвыд

    Измерьте жизненную ёмкость лёгких, для этого нужно сделать спокойный вдох и выдох, а затем максимально вдохнув воздух, сделайте максимальный выдох в мундштук спирометра. Рассчитайте величину резервного объёма вдоха (РОвд), исходя из известных величин ЖЕЛ, ДО и РОвыд

РОвд = ЖЕЛ – (ДО + РОвыд)

    Запишите полученные данные в протокол, дайте оценку полученным дыхательным объёмам, определите ДЖЕЛ и сравните свой показатель ЖЕЛ с должной в величиной; определите жизненный показатель и оцените его величину.

    Задание 2. Оценка лёгочной вентиляции.

    Под лёгочной вентиляцией понимают циркуляцию воздуха между наружным и альвеолярным воздухом. Лёгочная вентиляция, обновляя альвеолярный воздух, поддерживает в нём такое парциальное давление кислорода и угольной кислоты, которое обеспечивает нормальный газообмен. Мерой лёгочной вентиляции является минутный объём дыхания (МОД):

МОД = ДО  ЧДД

где ДО – дыхательный объём в покое, ЧДД. – частота дыхательных движений в минуту в покое. Подсчитайте величину МОД у испытуемого, воспользовавшись данными ДО и ЧДД из результатов задания 1.

    У здоровых людей частота дыхания в покое колеблется от 8 до 18 в минуту (12-18 у не спортсменов, 8-12 у спортсменов). Глубина дыхания колеблется от 300 до 800 мл. При физической нагрузке повышается потребность организма в кислороде, ДО и ЧДД при этом повышаются, соответственно повышается и величина МОД. Однако изменения МОД при физической нагрузке может происходить за счёт различного вклада повышения параметров ДО и ЧДД. У тренированных людей повышение МОД обеспечивается в большей степени повышением ДО, чем ЧДД, и энергетически это более выгодно для работы дыхательной системы. Изложенное иллюстрирует следующий пример: глубокое редкое дыхание с ДО = 600 мл и ЧДД = 10 сравните с поверхностным дыханием с ДО = 300 мл и ЧДД =20; и в том и в другом случае МОД = 6000 мл, однако, в первом случае в альвеолах: обменивается 4600 мл (140  10 = 1400 мл- объём мёртвого пространства), а во втором лишь 3200 мл (мёртвое пространство 140  20 = 2800 мл). Таким образом, редкое и глубокое дыхание не только более экономно расходует энергию на работу дыхательного аппарата, но и обеспечивает большим количеством воздуха, обменивающегося в альвеолах.

    Функциональные возможности внешнего дыхания определяются величиной максимальной лёгочной вентиляции (МВЛ), которая может быть достигнута при максимальной физической работе. Чем больше разница между величиной МВЛ и МОД, тем выше функциональные возможности лёгочного аппарата, поэтому эту разницу ещё называют объёмом резервного дыхания (РД):

РД = МВЛ – МОД.

    Определите в величину МВЛ испытуемого с помощью спирометра при форсированном дыхании. Для этого попросите испытуемого дышать в течение 15 секунд с максимально возможной глубиной вдоха и выдоха в максимально быстром темпе. Посчитайте количество дыхательных движений за 15 секунд и пересчитайте их в одну минуту (умножив на 4 результат). В конце 15-й секунды попросите сделать выдох в мундштук спирометра и запишите результат ДОфорс. Вычислите величину МВЛ.

МВЛ = ДОфорс  ЧДДфорс.

    Определите резервный объём дыхания и оцените функциональные возможности лёгких испытуемого, исходя из того, что у взрослого здорового человека резерв дыхания в 14 раз больше его МОД.

    Максимальную вентиляцию также можно оценить с помощью нормативных величин. Определите должную величину максимальной вентиляции лёгких с помощью формулы Соринсона:

ДМВЛ = ДЖЕЛ  26 – для мужчин;

ДМВЛ = ДЖЕЛ  25 – для женщин.

    Показания ДМВЛ испытуемого не должны отличаться от должной величины ДМВЛ более чем на 15%.

Сделайте вывод о функциональном состоянии лёгочного аппарата испытуемого, при необходимости дайте рекомендации.

    В приложении 1 (табл. 1) приведены данные основных показателей внешнего дыхания взрослых и детей в различные возрастные периоды. Сравните свои данные по дыхательному резерву с приведёнными в таблице и сделайте вывод о степени развития своих лёгких.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1.

Возрастные изменения лёгочных объёмов.

Показатели внешнего дыхания (л)

Возрастные периоды

Взрослые
ДО 0, 03 0, 1 0, 15 0, 23 0, 4 0, 5
ЖЕЛ       1, 3-1, 8 2, 0-3, 8 3, 5
ЧДД 16-18 16-18
МОД 1, 300 3, 000 3, 5-4, 0 4, 5-4, 6 5, 5 6, 0-8, 0
МВЛ 1, 300 4, 000 75-150
РД 1, 000  
РД (в МОД) 3 МОД 7 МОД 9 МОД 14 МОД 14 МОД

 

 

Работа 7.

Функциональные пробы в оценке внешнего дыхания.

Цель работы: Оценить функциональные возможности дыхательной системы с помощью ряда физиологических проб: проба Розенталя, проба с дозированной физической нагрузкой, пробы с задержкой дыхания (Штанге и Генче), комбинированная проба Саабразе.

    Функциональными методами исследования называют группу специальных методов, используемых для оценки функционального состояния организма. Использование этих методов в различных сочетаниях лежит в основе функциональной диагностики, сущность которой заключается в изучении реакции организма на какое-либо дозированное воздействие. Характер наблюдаемых изменений конкретной функции после нагрузки сопоставляется с её значением в покое.

    В физиологии труда, спорта и в функциональной диагностике используются понятия " функциональная способность" и " функциональная возможность". Чем выше функциональные возможности, тем потенциально больше функциональные способности. Функциональная способность проявляется в процессе физической деятельности и поддаётся тренировке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...