Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры по регуляции численности в различных популяциях (Дж. Харрисон, 1979)




 

  Детоубий­ство Аборт Ограничение половых сношений
Собиратели и охотники
Австралийские племена + + -
Тасманийцы + + -
Бушмены + - -  
Американские индейцы   + + -
Земледельческие народы
Американские индейцы + + +.
Африканцы +   +
Народы Океании + + +

Примечание: (+) — зарегистрированные случаи, (-) — не зарегист­рированные случаи.

время стали прибегать главным образом к механическим и химическим противозачаточным средствам.

Возможно, Карр-Саундерс преувеличивает необходи­мость общественных мер по ограничению рождаемости; ведь помимо высокой детской смертности следует учиты­вать такие действия биологических факторов, которые могут приводить к бесплодию. К таким факторам отно­сятся хронические болезни — глистные инвазии, малярия и венерические болезни. На жизнеспособность плода в утробе матери в значительной мере влияет характер ее питания и особенно периоды голодания.

Описаны также случаи резкого снижения плодовито­сти у некоторой части женщин в популяции, не связанной с умышленным вмешательством. Возможная, но не един­ственная причина этого —венерические заболевания. Гуд-харт предположил, что в издавна существующих прими­тивных сообществах имел место отбор на низкую плодо­витость и существует равновесие между линиями с высо-

V 369


кой и низкой плодовитостью. В группах охотников и со­бирателей малая численность потомства дает определен­ное преимущество; в сообществах, в которых имеет место высокая смертность (например г в крестьянских общинах с высокой плотностью населения, где скученность способ­ствует распространению инфекций и где многочисленная семья имеет преимущества в сельскохозяйственном про­изводстве), это соотношение изменяется в пользу линий с высокой плодовитостью. Гипотеза о преобладающей роли «генетических» факторов по сравнению с социальными (те­ория «оптимума») или факторами, обусловленными воз­действием среды (мальтузианство), требует доказательств. Часто полагают, что увеличение численности населе­ния — нормальный признак развивающегося человечес­кого общества, в действительности же на протяжении по­чти всей истории человечества численность населения оста­валась стабильной. Согласно теории «оптимума», числен­ность населения может измениться при смене характера общественной организации и ростом производительных сил; примером может служить современный период раз­вития человечества. «Проблемы человеческой популяции в прошлом решались бессознательно или почти бессозна­тельно. Сейчас для человечества настало время сознательно найти наилучшее решение!» — пишет Карр-Саундерс.

Экологические показатели

Уровень жизни того или иного человеческого сооб­щества зависит от способа, с помощью которого данное сообщество достигает равновесия в определенных эколо­гических условиях. Это равновесие может быть достигну­то благодаря более высокой общей смертности или высо­кой заболеваемости, а также за счет напряженной работы, ухудшения здоровья или недостатка материальных благ. Для характеристики равновесия можно пользоваться раз-


личными критериями (в том числе такими, которые опре­деляют уровень потребления, работоспособность, энергию или денежный доход, приходящийся на душу населения), а также разными демографическими показателями. Осо­бого упоминания заслуживают два показателя — детская смертность и средняя продолжительность жизни.

Детская смертность. Наиболее важным показателем эффективности экологического контроля может служить детская смертность (смертность в первый год жизни на каждую 1000 новорожденных), поскольку она отражает отрицательные стороны общественного уклада—недоеда­ние, перенаселенность, отсутствие необходимых санитар­ных условий. Это особенно чувствительный показатель, поскольку снижение детской смертности не связано не­посредственное уменьшением смертности в старших воз­растных группах. В конце XIX в. в Великобритании смерт­ность детей на нервом году жизни была еще очень высо­кой (ISO на 1000 новорожденных), но смертность детей старше года неуклонно снижалась. Показатели детской смертности отражают социально-экономические условия жизни, в том числе условия питания. Во всех примитив­ных сообществах детская смертность неизменно высока, и, как уже упоминалось, она служит одним из факторов регуляции численности в экосистемах с ограниченной емкостью,

Средняя продолжягельность жизни. Этот показатель для человеческого общества каменного века и более ' позднего доисторического периода определяется по ске­летным остаткам. При определении возраста учитывают: 1) состояние зубного аппарата; 2) степень оссификации ко­стей запястья; 3) степень заращения эпифизарных щелей трубчатых костей; 4) степень заращения черепных швов. Изученный скелетный материал распределяют по 4—5 воз­растным фуппам, разграничивая их следующим образом: дети (от 0 до 12—13 лет), подростки и юноши (от 12— 13 лет до 21 года), взрослые (от 21 года до 40 лет), люди

' ' V 371


среднего возраста (от 40 до 59 лет), пожилые (от 60 лет и старше). По имеющимся данным можно примерно уста­новить, что почти на всем протяжении истории человече­ства смерть наступала в значительно более раннем возра-. сте, чем в наше время. Не более 10% населения пережи­вало возраст 40 лет, и лишь 50% достигало двадцатилет­него возраста. Согласно Валлуа, из 40 известных науке неандертальцев лишь один был старше 50 лет; из 76 Homo sapiens, живших в эпоху верхнего палеолита и найденных в Европе и Азии, только 2 умерли в возрасте старше 50 лет; из 65 индивидуумов, относящихся к мезолиту, достигли 50 лет также только 2; из 94 неолитических скелетов, най­денных в Силезии, лишь 4 принадлежали людям старше 50 лет. Эти цифры, по-видимому, характерны также для всех современных или живших в недалеком прошлом со­обществ собирателей, охотников, первобытных земледель­цев. В доземледельческой группе индейцев кноль (доли­на реки Пекос) смертность в возрасте до 21 года достигала 57% — примерно так же, как в Древней Греции. У индей­цев, проживающих на Великих Равнинах, смертность в детском и юношеском возрасте очень высока (мохаве — 93%, дакота — 65%, семинол — 44%). Сходные цифры можно привести и для африканских народов.

Известны и отдельные исключения: 20% черепов гу-анчей принадлежали людям, умершим в возрасте старше 50 лет; в Меланезии (Новая Ирландия) свыше 75 % людей доживали до брачного возраста.

Энжел (Angel, 1940), изучавший черепа древних гре­
ков, установил, что в древности продолжительность жиз­
ни неуклонно, хотя и очень медленно, увеличивалась. Это
можно объяснить улучшением питания и условий жизни
и развитием медицины, что, по данным археологов, име­
ло место в Греции.,

Пирсон определял по мумиям среднюю продолжи­тельность жизни в Египте в период Римской империи, т. е. примерно 2000 лет назад. Он построил кривую, ха-


растеризующую продолжительность предстоящей жизни в зависимости от возраста; для новорожденного эта вели­чина составила 22 года.

Продолжительность жизни в античные времена в | среднем составляла 20—30 лет; для англичан, живших в ХШ в.,—35 лет.

В последующие 5 столетий средняя продолжитель­ность жизни изменилась очень незначительно. Таблица, которую составил астроном Галлей на основании записей, сделанных в Бреславле в 1687—1691 гг., показывает, что средняя продолжительность жизни была 33,5 года. Вели­чину 35,5 получил Уштлесуорз, изучая статистику смерт­ности в Массачусетсе и Нью-Гемпшире до 1789 г. Посте­пенное повышение уровня жизни в последние два столе­тия привело к увеличению средней продолжительности жизни. Из таблиц, составленных статистиком У. Фарром для Англии и Уэльса и относящихся к 1838—1854 гг., сле­дует, что средняя продолжительность жизни в то время была равна 40,9 года. В последующие годы с развитием медицины и гигиены средняя продолжительность жизни увеличилась до 49,2 года (1900—1902 гг.). В США в 1945 г. средняя продолжительность жизни достигла 65,8, т. е. увеличилась за 5 десятилетий примерно на 16 лет. В на­стоящее время средняя продолжительность жизни в стра­нах Европы и США достигла стабильного уровня — около 70 лет.


ЛИТЕРАТУРА

Абдушелишвили М.Г. Антропология древнего в современ­ного населения Грузни.—Тбилиси,1964.

Алексеев В.П. Остеометрия. — М., 1966.

Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы (краниологическое исследование). — М.„ 1969.

Алексеев В.П. География человеческих рас. — М., 1974.

Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. Кранио­логическое исследование. -~ М., 1974.

Алексеев В.П. Становление человечества. — М., 1984.

Алексеев В.П., Дебец Г. Ф. Краниометрия. Методика ант­ропологических исследований. — М., 1964.

Алексеева ЛЗ. Папицикличность размножения приматов и антропогенез.—М., 1977.

Алексеева Т.Н. Этногенез восточных славян по данным антропологии. — М., 1973~

Алексеева Т.Н. Географическая среда и биология челове­ка. — М., 1977.

Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях чело­века. — М., 1986.

БаландинР.К. Каменная летопись Земли. —М., 1983.

Баяановская Е.В., Рынков Ю.Г. Геногеография. — М.,
1990.. ■ ■.

Банкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. — М.,1962.

БромлейЮ.В. Современные проблемы этнографии. — М., 1981.

БромлейЮ.В., Марков Г.Е. Этнография. — М., 1982.

Брук СИ. Население мира. — М., 1981.

БунакВ.В. Антропометрия: Практический курс. — М., 1941.

БунакВ.В., НестурхМ.Ф., РогинскийЯ.Я. Антрополо­гия. — М., 1941.


Бушан Г. Наука о человеке. — М., 1911.

БыстроеА.П. Прошлое, настоящее и будущее человека. — М.,1957.

Валькер Ф.И. Морфологические особенности развивающе­гося организма. — М., 1959.

ВеберМ. Приматы. — М.,1936.

Вейденрейх Ф. Раса и строение тела. — М-, 1929,

Влааповский ВТ. Акселерация роста и развития детей. — М.,1976.

ВойтонисНЮ. Предыстория интеллекта. — М.; Л., 1949.

Гексли Т. О положении человека в ряду органических су­ществ. —СПб., 1864.

ГремяцкийМ.А. Анатомия человека (для биологов).—М.,

1950.

ГриммГ. Основы конституциональной биологии и антро­пометрии.— М., 1967.

ГумилевЛ.Н. Древние тюрки. — М., 1993.

ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера земли. — М., 1994.

Дебец Г.Ф.О положении палеолитического ребенка из пещеры Тешик-Таш в системе ископаемых форм чело­века. — М., 1947.

Дешкер И. Человеческие расы, -г СПб.,-1902.

Донован Б. Т., Ван дер Верф Ten БошДж. Физиология по­лового развития. —*M.j1974.

Ефименко П:П. Первобытное общество. — Киев, 1953.

Жданов Д.А. Лекции га) функциональной анатомии чело­века. — М., 1979.

Жеденов В.Н. Сравнительная анатомия приматов. — М.,

1962.

Зубов АЛ. Одонтология. Методика антропологических исследований.—М., 1968.

Зубов А.А. Этническая одонтология. — М., 1973.

Цветова И.К. Геологический возраст ископаемого челове­ка.—М., 1965.


!ннотовека. ^— л.,
внего

Иваницкий М. Ф. Анатомия человека. — М., 1966.

Ивановская Т.Е., ЦинзерлингА.В. Патологическая анато­мия. — М., 1976.

Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. —М., 1969.

КлиоринА.И., ЧтецовВ.П. Биологические проблемы уче­ния о конституции человека.—М., 1979.

Козлов В.И. Динамика численности народов. Методоло­гия исследования и основные факторы. — М., 1969.

Кочеткова В.И. Палеоневрология. — М., 1973.

Краев А.В. Анатомия человека. — М., 1978.

Ладыгшш-КотсН.НгДтя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразитель­ных движениях.—М., 1935.

Ладыгина-КотсН.Н. Конструктивная и орудийная дея­тельность высших обезьян (шимпанзе). — М., 1959.

ЛазуковГ.И. Основные этапы развития фауны, флоры и человека в четвертичном периоде. Материалы по палео­географии четвертичного периода. — М., 1954.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1959.

Лесгафт П. Ф. Основы теоретической анатомии. — СПб., 1905.

ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

Майр Э. Зоологический вид и эволюция. — М., 1968.

Марков К.К. Плейстоцен. — М., 1968.

МоншА.С. Популярная история Земли. — М., 1980.

Народы мира. - М.; Л., 1954-1966. Т. 1—13.

Народы России.—М., 1994.

НестурхМ. Ф. Человеческие расы. — М., 1954.

Нестурх М. Ф. Приматология и антропогенез. — М., 1960.

НестурхМ.Ф. Происхождение человека. — М., 1970.

Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. — М., 1978.

Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека. —М.,
1983... '


ОсборнГ.Ф. Человек дра

Первобытное общество. — М., 1975.

ПершщА.К., МонгайтАМ., Алексеев В.П. История пер­вобытного общества.— М., 1974.

Решетов Ю.Г. Природа Земли и происхождение челове­ка. — М., 1966.

Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных дей­ствий у антропоидов. — Л., 1946.

Рогинский Я.Я. Теории моноцентризма и полицентризма в проблеме происхождения современного человека и его рас. — М., 1949.

РогинскийЯ.Я. Проблемы антропогенеза. — М., 1977.

Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. — М., 1978.

Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. — М.,1986.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-пси­хологических различий. — М., 1979.

Семенов Ю.И. Как возникло человечество. — М., 1966.

Сперанский B.C., Зайченко А.И. Форма и конструкция че­
репа. — М., 1980.,

ТихНА. Предыстория общества. —Л., 1970.

Туманян,Г.С, Мартпиросов Э.Г. Телосложение и спорт. — М.,1976.

УрысонМ.И., Алексеева Т.И., СмирноваН.С. Человек в прошлом, настоящем и будущем. — М., 198.1.

Формозов А.А. Этнокультурные области на территории европейской части СССР в каменном веке. — М., 1959.

Фридман Э.П. Занимательная приматология. — М., 1985.

ХаррисонДж., УайнерДж., ТэннерДж., БарникотН., Рейналдс В. Биология человека. — М., 1979.

ХрипковаА.Г., АнтроповаМ.В., ФарберД.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., 1990.

Хрисанфова Е.Н. Теоретические вопросы изменчивости позвоночника и грудной клетки человека. — М., 1$62


ш

I

о


I


оо


Й а а я 8 8 й


 



 


2.8. Зубы.................................................................... 47

Глава 3. Возрастная антропология................ ;..................... 50

3.1. Рост и развитие организма.................................. 50

3.1.1. Общая периодизация онтогенеза.................. 52

3.2. Биологический возраст........................................ 58

3.2.1. Вторичные половые признаки........................ 59

3.2.2. Скелетный возраст........................................ 61

3.2.3. Зубная зрелость.............................................. 64

3.2.4. Физиологические и биохимические критерии......... 64

3.2.5. Психическое.развитие.................................... 66

3.2.6. Старение организма........................................... 68

3.2.7. Видовая продолжительность жизни................... 72

3.3. Акселерация............................................................ 76

Глава 4. Конституциональная антропология.... 85

4.1. Пропорции тела................................................... 85

4.1.1.Возрастная изменчивость пропорций тела........... 89

4.1.2.Половые различия в пропорциях тела.,......... 90

4.2. Состав тела........................................................... 91

4.2.1. Удельный вес тела.........,............................... 93

4.2.2. Физиолого-биохимические корреляции
компонентов веса тела
..................................... 94

4.3. Морфологические аспекты конституции............ 95

4.3.1.Мужские конституции....................................... 98

4.3.2.Женские конституции...................... „.............. 100

4.3.3.Детские конституции................................... 103

4.4. Психофизиологические аспекты конституции............ 105

4.4.1. Конституции и физиологические особенности..... 105

4.4.2. Конституции и психологические особенности..... 106

АНТРОПОГЕНЕЗ

Глава 5. Современные приматы...................................... ПО

5.1. Подотряд полуобезьяны (Prosimii).................... 112

5.1.1. Семейство тупайеобразные (Tupaiidae).............. ИЗ

5.1.2. Семейство лемуры (Lemuridae).................... 114

5.1.3. Семейство индризиды (Indrisidqe)............... 115


 

5.1.4. Семейство руконожковые (Daubentoniidae)......... 115

5.1.5. Семейство лоризиды (Lorisidae)................... 116

5.1.6. Семейство долгопяты (Tarsiidae)................. 117

5.2. Подотряд человекоподобные высшие приматы

(Anthropoidea)......................................................... 118

5.2.1. Семейство игрункообразных (Callitrichidae)......... 120

5.2.2. Семейство цебиды (Cebidae)........................ 121

5.2.3. Семейство мартышкообразные
(Cercopithecidae)................................................. 122

5.2.4. Семейство гиббоновые (Hylobatidae)........... 131

5.2.5. Семейство понгиды (Pongidae)..................... 135

5.2.6. Семейство люди (Hominidae).............................. 149

Глава 6. Ископаемые приматы....................................... 151

6.1. Низшие приматы............... ^................................ 155

6.1.1.Ископаемые тупайи....................................... 156

6.1.2.Ископаемые лемуры.............................. 1...... 157

6.1.3.Ископаемые долгопяты................................. 160

6.2. Высшие приматы................................................. 163

6.2.1. Ископаемые широконосые обезьяны...........: 163

6.2.2. Низшие узконосые обезьяны.......................... 164

6.2.3. Ископаемые человекообразные обезьяны..... 166

6.2.4. Ископаемые гоминиды................................... 182

Глава 1. Место человека в природе.................................. 197

7.1. Черты 'строения человека, общие

с позвоночными................................................... 198

7.2. Черты строения человека, общие

с млекопитающими............................................. 201

7.3. Черты строения человека, общие

с приматами......................................................... 203

7.4. Черты строения человека, отличные от приматов.... 208

7.4.1.Опорно-двигательный аппарат........................... 208

7.4.2.Головной мозг................................................. 214

7.4.3.Гортань............................................................ 216

7.4.4.Кишечный тракт............................................ 218

7.4.5.Череп и зубы................................................... 218

7.4.6.Редукция волосяного покрова........................ 222


 




Глава 8. ПРОНОСОЖДЕНИЕЧЕЛОВЕЧа:КОГО ОБЩЕСТВА...... 225

8.1. Первобытное человеческое стадо,.........;......... 226

8.1.1. Роль охоты в первобытном стаде —........... 228

8.1.2. Становление первобытного коллективизма.........230

8.1.3. Половые отношения........................................... 232

8.1.4. Возникновение мышления и речи................... 234

8.1.5. Зачатки идеологических представлений........ ___ 257

8.2. Возникновение общинно-родового строя.................. 239

8.2.1. Брак и семья................................................... 240

8.2.2. Общественные отношения................................. 245

8.2.3. Организация власти...................................... 250

8.2.4. Духовная культура..:.................................... 253

ЭТНИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Глава 9. Общее понятие о расе................................. 265

9.1. Расы животных и человека................................ 266

9.2. Раса и нация.............................................. „....... 270

9.3. Расообразование.................................................... 272

 

9.3.1. Возникновение признаков.................................... 272

9.3.2. Закрепление признаков....................................... 273

9.3.3. Влияние изоляции на концентрацию признака....... 275

9.3.4. Распространение признаков......... —................. 277

9.3.5. Смешение рас............. v_____________________________ 278

Глава 10. Классификация народов мира........................ 281

10.1. Антропологическая классификация........................ 281

10.1.1.Экваториальная большая раса......................... 283

10.1.2.Евразийская большая раса.......................... 285

10.1.3.Азиатско-амержанскаяраса...................... 288

10.2. Географическая классификация....................;. 294

10.2.1. Австралия и Океания.............. _________ 294

10.12. Азия................:............................................. 299

10.2,3. Америка....................................................... 312

10.2,4.Африка......................................................... 317

10.2.5. Европа......................................................... 321

Глава П.Широдньш адаптации человека............... 324


11.1. Температурные адаптации................................ 325

11.1.-1. Перегревание.................................................... 327

11.1.2.Охлаждение.................................................. 331

11.1.3.Факторы термоадаптации.............................. 333

11.2. Адаптации к коротковолновому излучению 340

11.2.1. Ультрафиолетовое излучение..................... 341

11.2.2. Ионизирующее излучение............................. 345

11.3. Адаптации к высокогорью....................................... 348

Глава 12. Стабильность популяций......................... 354

12.1. Плотность населения

и его численность................................................ 354

12.2. Регуляция численности популяций................... 357

12.3. Процессы, регулирующие численность популяции.... 363

12.4. Экологические показатели......:......................... 370

ЛИТЕРАТУРА..........................................................374


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...