Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое пособие. Е.С. Иванов. экологических. исследований. (Модуль 2. Изучение растений). Федеральное агентство по образованию




Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина”

 

_______________________________________________________________________

 

 

 

Методы

экологических

исследований

(Модуль 2. Изучение растений)

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

Рязань 2009


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Рязанский государственный университет

имени С. А. Есенина”

 

Утверждено на заседании кафедры

экологии и природопользования

 

Протокол № 5 от 29 декабря 2008 г.

 

Зав. каф. д-р с. - х. наук, профессор

Е. С. Иванов

 

Методы

экологических

исследований

(Модуль 2. Изучение растений)

Учебно-методическое пособие

Для специальностей: 013100 – экология

013400 – природопользование

Факультет: естественно-географический

Курс 1, семестр 1, 2 (экология)

Курс 2, семестр 3 (природопользование)

Всего часов (включая самостоятельную работу) (экология) – 150

Всего часов (включая самостоятельную работу) (природопользование) – 130

Составители: Е. С. Иванов, доктор с. -х. наук, профессор

Е. В. Бирюкова, канд. геогр. наук, доцент,

В. В. Черная, канд. геогр. наук, доцент

 

 

Рязань 2009

ББК 28. 081я73

Э40

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения высшего профессионального образования “Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина” в соответствии с планом изданий на 2009 год.

 

Рецензент:

       Е. И. Мишнина, канд. геогр наук, доцент кафедры сервиса и туризма Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина

М. Н. Мишнин, канд. геогр. наук, старший сотрудник кафедры экономической теории, географии и экологии Академии ФСИН России.

 

Методы экологических исследований (Модуль 1. Изучение растений): учебное пособие / сост.: Е. С. Иванов, Е. В. Бирюкова, В. В. Черная; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. – Рязань, изд-во РГУ, 2009. - 70 с.

 

Учебно-методическое пособие “Методы экологических исследований” составлено в соответствии с основными положениями модульно-рейтинговой системы и предназначено для студентов естественно-географического факультета.

 

 

Ключевые слова: экология; методика биоэкологических исследований; методы биоэкологических исследований.

 

 

ББК 28. 081я73

 

 

                                                                                          

 

© Государственное образовательное учреждение

                                                            высшего профессионального образования

                                                            Рязанский Государственный Университет

имени С. А. Есенина, 2009

 

 

Оглавление

 

1. Методы геоботанических исследований          

 

2. Методика сбора гербариев

 

3. Методика описания лишайниковых сообществ

 

 

Литература

 

 

1. Методы геоботанических исследований

Основные понятия и термины. Методика геоботанического исследования. Составление списка флоры. Заложение пробных площадей и площадок. Описание фитоценозов. Название ассоциации. Ярусы. Стандартный бланк геоботанического описания. Мозаичность. Списки видов.  Ценотические группы. Обилие.

 

Геоботанические исследования, являясь основной формой работы полевых ботаников, включают в себя комплексное изучение, как самих растений, так и среды их обитания, которые оказывают взаимное влияние и, в определенной степени, «формируют друг друга».

Связано это, в первую очередь, с тем, что произрастание, как отдельных видов растений, так и сформированных ими фитоценозов, напрямую зависит от комплекса физико-географических факторов, в первую очередь - от особенностей рельефа, почв и почвообразующих пород данной территории. Особенно велика, при этом, роль рельефа, который, хотя и косвенно, влияет на растительность и, являясь мощным трансформатором тепла и влаги, оказывает исключительно большое влияние на специфику фигоценозов и их распространение.

В свою очередь растения и сформированные ими фитоценозы изменяют среду своего обитания - макро- и микроклимат, состав, структуру и влажность почвы, подземную и поверхностную гидросеть.

Будучи функционально связанными с комплексом физико-географических условий, растения и их сообщества, могут быть использованы как индикаторы (особенно виды и фитоценозы с узкой экологической амплитудой) различных особенностей природных условий - аэрации и увлажнения почвы, ее засоленности, карбонатности и механического состава, глубины залегания почвенно-грунтовых вод и т. п. Наиболее надежными индикаторами являются не отдельные виды, а группы видов или целиком растительные сообщества.

Методам изучения флоры, как комплекса произрастающих видов растений, и растительных сообществ - фитоценозов, посвящен данный  раздел.

Флора представляет собой совокупность всех произрастающих на территории видов растений. Понятие флоры не является аналогом понятия фитоценоз (сообщество), скорее это формальный список (перечень) видов той или иной местности.

Изучение особенностей флоры составляет предмет флористических исследований.

Без знания и инвентаризации флоры невозможно проводить геоботанические исследования. Таким образом, флористические исследования, флористика, является частью геоботанических исследований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...