Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы педагогического прикорма

Введение

Педиатрический прикорм пюрированной зелёной фасолью.

Пример традиционного прикорма. Индийская мать даёт ребёнку впервые попробовать рис.

Прико́рм — введение в рацион грудного ребёнка новых пищевых продуктов помимо грудного молока или молочных смесей. Вводится с целью постепенной замены материнского молока, а также при постепенном переводе на питание иными пищевыми продуктами.


Общие сведения

До достижения ребёнком возраста 6 месяцев ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание [1]. После этого ребёнку начинают вводить прикорм, сохраняя грудное вскармливание до двух лет и далее.

Виды прикорма

В зависимости от традиций разных стран и в разное время концепции введения прикорма существенно менялись.

Педиатрический прикорм

Основные правила

  • Вводить любой новый продукт можно только тогда, когда ребёнок здоров.
  • Нельзя вводить в питание новый продукт за 1 неделю до и 1 неделю после проведения очередной профилактической прививки.
  • Каждый новый продукт следует давать понемногу (5-10 грамм). Необходимо внимательно наблюдать за переносимостью нового продукта. Если у ребёнка нет аллергии на введенный продукт, его количество можно увеличить за 1-2 недели до рекомендуемой дозы.
  • Сначала следует давать прикорм, а после - грудное молоко. Исключение составляют фруктовые соки.
  • Рекомендуется использовать детское питание, произведенное промышленным способом, поскольку оно готовится из экологически чистых продуктов и обогащается витаминами и минералами.
  • Никогда не вводите два продукта сразу, т. к., если у малыша будет аллергия, вы не сможете определить на что именно. Новый компонент можно будет добавить через 4-5 дней.
  • С 6 -7 месяцев (за исключением ночной еды) ребёнок ест только за своим столом.
  • Нельзя давать ребёнку между кормлением еду (яблоко, сушку, хлеб), это снижает аппетит и не даёт желудку отдохнуть.
  • С 9 – 10 месяцев начинайте приучать ребёнка есть самостоятельно – 2 ложки (одной кормите Вы, другой ест ребёнок).
  • Старайтесь не оставлять на столах «взрослую» еду и ешьте только тогда, когда ребёнок не видит.
  • Если у ребёнка снижен аппетит (при ОРВИ, прорезывании зубов) – лучше полностью пропустить одно кормление, чем дать «кусок» между кормлениями.
  • Во время кормления обстановка должна быть спокойная.Все члены семьи должны сидеть вместе, таким образом у ребёнка формируются традиции совместного завтрака,обеда ужина.Ребенок подражая взрослым хорошо кушает свою еду.

Сроки введения продуктов

До 6-месячного возраста ребёнок не нуждается ни в каком прикорме.

  • В случае, если ребёнок абсолютно здоров (нет аллергии и проблем с животом), первой пищевой добавкой в 6 месяцев является овощное пюре. Оно не должно содержать соли, сахара, сухого молока.
  • Как правило, сначала вводят в рацион фруктовые соки, затем фруктовое пюре. Нельзя вводить одновременно новое пюре и новый сок. Первым вводится яблочный сок. Сахара в соке не должно быть.
  • В 7 месяцев вводится каша. Каши вводят утром начиная с 1 столовой ложки готовой каши и прибавляют ежедневно по 1 столовой ложке, увеличивая объём до 100 –120 гр. и вытесняют полностью молочное кормление. Каши-коктейли, из разных сортов злаков, содержат большое количество вещества, называемого глютен. Микрофлора кишечника грудного ребёнка ещё не полностью сформирована и в ней может недоставать фермента, расщепляющего глютен. Продукты неполного расщепления глютена токсичны и оказывают вредное воздействие на стенки кишечника, поэтому следует отдавать предпочтение кашам, не содержащим клейковину, - рисовой, гречневой, кукурузной. Несколько позже можно ввести манную и овсяную каши. При наличии аллергии на коровье молоко, каши необходимо готовить на овощном отваре или разводить их специальной соевой смесью, либо смесью на основе гидролизата молочного белка. На коробке должно быть написано «без сахара, без глютена, без молока, без красителей».
  • В 7-7,5 месяцев вводится фруктовое пюре – зелёное яблоко. Все фруктовые пюре должны быть без сахара. Перед тем, как давать пюре следует учитывать следующее: черничное, черносмородиновое и вишневое пюре содержат дубильные вещества, следовательно, они оказывают закрепляющее действие и могут быть причиной запоров. Что касается свекольного, морковного, абрикосового и сливового пюре, они напротив рекомендованы тем детям, у которых наблюдается запор. Цитрусовые и клубничное пюре следует давать очень осторожно, т. к. у многих детей именно они вызывают аллергическую реакцию. Не рекомендуется давать малышам виноградное пюре, так как оно содержит повышенное количество сахара и может вызвать процессы брожения в кишечнике. Фруктовые пюре рекомендуется вводить в пищу после овощных и каш, поскольку они могут вызвать неприязнь ребёнка к другим менее сладким вкусам еды.
  • В 8 месяцев можно ввести творог. Его добавляют в фруктовое пюре (полдник) начиная с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличивая объём до 1 столовой ложки в течение недели (творог является высокоаллергенным продуктом и его вводят только после консультации с педиатром).
  • В 8,5 месяцев можно ввести мясо. Мясное пюре промышленного производства следует покупать без овощных добавок, чтобы точно знать объём мяса, съедаемого ребёнком. Объём мяса нельзя превышать. Рекомендуется – индейка, поросенок, ягненок, говядина. Мясной бульон не рекомендуется детям до двухлетнего возраста.
  • 9 месяцев - Кисломолочные продукты рекомендуется давать в виде так называемых "последующих формул" - специальных продуктов со сниженным содержанием белка коровьего молока (для уменьшения риска аллергии).

Педагогический прикорм

Педагогический прико́рм — вид прикорма грудных детей, целью которого является знакомство ребёнка с пищей и поведением во время еды. Педагогический прикорм не ставит своей целью накормить. Он направлен на поддержание естественного интереса к пище и формирование пищевого поведения.

Педагогический прикорм является частью концепции естественного родительства (естественного воспитания).

Основные принципы педагогического прикорма

  • Прикорм вводится не по календарю, а после проявлению признаков готовности ребёнка (главные из них: «пищевой интерес» — интерес именно к взрослой еде, а не к столовым приборам; а также способность сидеть хотя бы с поддержкой). Обычно это приходится на возраст ребёнка 6 месяцев, но допускается и более позднее введение (не более раннее!)
  • Пища для ребёнка не пюрируется, но даётся ребёнку микродозами (кусочки размером с 1 зернышко риса или гречки). Количество микродоз и возможных продуктов за один прием пищи зависит от возраста и «стажа» ребёнка. Также можно давать ребёнку кусочки фруктов и овощей, сушки, достаточно большие для удержания в руке и обсасывания.
  • Пища даётся из тарелки взрослого (обычно матери) во время приёма пищи взрослыми. Ребенок при этом сидит на коленях взрослого, можно на отдельном стуле, но не фиксирован в нём. (Задачи накормить нет, если не ест — не кормят).
  • Пища не готовится отдельно для ребёнка. В ней может присутствовать соль или небольшое количество специй.
  • Грудное вскармливание остаётся практически в том же объёме. Ребенок, как правило, запивает съеденную твердую пищу грудным молоком. приёмы пищи не заменяют прикладывания к груди, частота прикладываний снижается постепенно в зависимости от потребностей ребёнка, но не от количества съеденной твёрдой пищи. Согласно рекомендациям ВОЗ, в 12 месяцев грудное молоко все ещё составляет 70 % рациона ребёнка[2].

Плюсы и минусы

Таким образом ребёнок постепенно знакомится с рационом семьи и традициями употребления пищи, учится жевать и глотать. Твёрдые маленькие кусочки пищи переносятся пищеварительной системой ребёнка легче, чем пюрированная пища (кусочки не «размазываются» по слизистой оболочке).

Дополнительный плюс — не нужно готовить отдельно, покупать готовые детские пюре и каши.

Нет сведений о введении педагогического прикорма для детей на искусственном вскармливании.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...