Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка диагностического комплекса направленный на изучение особенностей памяти детей старших дошкольников с нарушением интеллекта




 

Наиболее важным для оценки уровня развития памяти у ребенка с нарушением интеллекта является качественный анализ его способов запоминания и припоминания. Эти процессы не сразу оформляются как самостоятельные и целенаправленные формы деятельности памяти. Первоначально в деятельности памяти формируется и развивается именно припоминание как самостоятельный и произвольный (целенаправленный) процесс, внутри которого сначала складываются различные действия (приемы) воспоминания. Осознание этих приемов делает возможным их произвольное использование сначала в деятельности припоминания, а затем при запоминании, которое формируется как самостоятельный произвольно управляемый процесс позже воспоминания, примерно в возрасте 5 лет.

С этого момента разные уровни развития памяти определяет не только конечная продуктивность этого процесса (величина объема и длительность сохранения заученной информации), но и характер активности, которую дети проявляют в этом процессе. Наиболее низкое качество запоминания отмечается у детей с нарушением интеллекта, которые в возрасте старше 5 лет пассивно, механически пытаются запомнить и воспроизвести материал.

Улучшить память простыми тренировками: заучиванием большого числа стихов, многократными упражнениями в механическом повторении - как это считают некоторые родители и учителя - невозможно. Только развивая мышление ребенка и его способности пользоваться различными приемами запоминания, можно значительно улучшить продуктивность памяти. Мнемонические действия (приемы) формируются вслед за развитием познавательных действий и являются по существу проявлением деятельности мышления в осуществлении задач запоминания и припоминания. Поэтому использование мнемонических приемов является эффективным только в тех случаях, когда познавательная ориентировка в запоминаемом материале осуществляется легко и быстро. Если же запоминаемый материал представляет трудности для понимания и требует особых усилий и активности со стороны запоминающего, то использование специальных приемов и сама установка на запоминание даже снижают его продуктивность.

Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей, воспитывающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познавательной деятельности, личностных качеств и готовность к школьному обучению.

Вот почему специальная работа по развитию познавательных действий сравнения, анализа различий и сходства, умений группировать объекты по признакам разной степени обобщенности должна лежать в основе формирования рациональных способов запоминания и предшествовать им.

Методика «Изучение оперативной слуховой памяти»

Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

Стимульный материал: набор из 10 слов (дом, солнце, ворона, часы, карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка).

Инструкция: я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Процедура выполнения: слова предъявляют в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду). Весь набор слов предъявляют однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Обработка результатов. За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко, окно окна).

Уровни оценки результатов:

-й уровень - 10-9 правильных названий (баллов);

-й уровень - 8-7;

-й уровень - 6-5;

-й уровень - 4-3;

-й уровень - 2 и менее.

Цель: методика направлена на изучение скорости и объёма непроизвольного запоминания, удержание порядка предъявляемых стимулов - предметов.

Стимульный материал: (набор из 10 картинок: рыба, ведро, кукла, молоток, портфель, санки, елка, часы, чашка, телевизор).

Инструкция: ребенку говорят: «Сейчас я покажу тебе картинки, а ты внимательно их рассмотри». И после показа просят: «Назови картинки, которые ты видел». В инструкции не дается установки на запоминание.

Процедура выполнения: картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

Обработка результатов: за каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов:

-й уровень - 10-9 правильных названий (баллов);

-й уровень - 8-7;

-й уровень - 6-5;

-й уровень - 4-3;

-й уровень - 2 и менее.

Средние показатели объема непроизвольного запоминания для детей 5 лет - 5,5; для 6 лет -7,4.

Непроизвольное запоминание у пятилетних детей. Низкий результат: дети не способны к просмотру 10 картинок в последовательности одна за другой. Средний результат: они не могут внимательно рассматривать картинки, бросают беглый взгляд и тут же просят показать следующую картинку, постоянно отвлекаются на побочные ассоциации и комментарии. Нуждаются в напоминании о цели задания. При просмотре: (задерживают взгляд на картинке как можно дольше; называют изображение, дают ему более обобщенное название или, напротив, более конкретное; выделяют особенности предметов. Высокий результат: опираются при воспоминании на смысловые связи (группируют картинки по смыслу: животные и птицы, овощи и растения).

Непроизвольное запоминание в 6 лет имеет в общем те же черты, что и в 5 лет. Припоминание чаще опирается на логические и смысловые связи. Появляется критическое отношение к своим возможностям, как следствие роста самосознания. Одна треть обнаруживает свернутый процесс припоминания (в плане внутренней речи).

Методика «Раскладывание палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу»

Цель: исследовать особенности развития памяти; особенности деятельности (действует осознанно, сопоставляя с образцом, или механически, располагая палочки наугад); пространственную ориентацию; работоспособность; интерес к выполнению задания; отношение к своим успехам и неудачам.

Стимульный материал: 18 палочек по 9 красного и 9 белого цветов.

Процедура проведения: перед ребенком раскладывают шесть палочек: 3 красного и 3 белого цвета. При этом обращают внимание на характер чередования цветов: красный, белый, красный, белый, красный, белый. Затем дают инструкцию: «Строй заборчик так же». После этого перед ребенком кладут девять палочек двух цветов в следующем порядке: красный, белый, белый, красный, белый, белый, красный, белый, белый. Дается то же задание: «Строй заборчик так же». Третье из предлагаемых детям сочетаний: красный, белый, красный, белый, белый, красный, белый, красный, белый, белый.

Анализ результатов: дети с нормальным умственным развитием к 4-5 годам выполняют первые два задания. Они умеют пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки. Третье задание оказывается для них трудным. Дети с недостатками внимания, нарушениями пространственной ориентировки допускают ошибки при выполнении этих заданий. Однако, в отличие от умственно отсталых, они пытаются найти закономерность чередования палочек и переживают свои неудачи.

Дети с нарушением интеллекта и в 5-6 лет испытывают трудности при необходимости понять инструкцию и часто приступают к работе без понимания ее цели: раскладывают палочки произвольно, не соотнося с заданным образцом. Действия детей носят стереотипный характер. Это выражается в том, что они переносят в новую ситуацию свой прошлый опыт в неизменном виде: правильно выполнив первое задание, используют этот же принцип чередования брусочков разных цветов при выполнении последующих заданий того же типа. Деятельность несколько улучшается в том случае, если показ (демонстрация) сочетается с практическими действиями самого ребенка. Третье задание детям с нарушением интеллекта без посторонней помощи (то есть самостоятельно) вообще не выполняется. Даже помощь в виде многократного показа и совместных со взрослым действий оказывается малоэффективной. Со стороны обследующего обязателен поэтапный контроль за выполнением задания.

Методика «Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала»

Цель: методика направлена на выявление объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала.

Стимульный материал: подобрать 10 хорошо знакомых ребенку предметов, без смысловых связей между ними; 10 картинок размером 7,5*7,5 см, например с изображением петуха, матрешки, лошади, свиньи, самолет, корабль, кукла, мяч, яблоко, карандаш; сделать 10 карточек размером 6*6 см, на каждой из которых нарисована цветным контуром геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, пятиугольник, круг в треугольнике, круг сверху на квадрате, квадрат в ромбе, ромб сверху на квадрате; приготовить листы бумаги, 6 цветных карандашей.

Проведение методики: методика проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и включает три серии, различающиеся между собой содержанием запоминаемого материала: предметы, картинки, геометрические фигуры. Материал для методики располагают хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции - 20 секунд. Ребенка просят: «Внимательно посмотри на предметы, лежащие на столе, запомни их, а потом назови». Время воспроизведения не более 5 мин. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просят нарисовать их, предлагая бумагу и цветные карандаши. Если ребенок изображает фигуры не соответствующим цветом, его можно спросить: «Какого цвета были фигуры? Почему ты взял карандаш другого цвета?».

Обработка результатов: подсчитать число воспроизведенного материал по всем сериям исследования. Выяснить какой материал лучше всего запоминается детьми, Следует проанализировать результаты запоминания геометрических фигур, выясняя, соответствует ли цвет, выбранный ребенком для их изображения, образцу. Необходимо отметить, есть ли закрашенные или частично закрашенные фигуры, изобразил ли ребенок новые фигуры. Ребенок с нормальным развитием воспроизведет и изобразит 8-10 геометрических фигур. Дети с нарушением интеллекта 3-5.

Угадай, чего нет (сравнение картинок)

Цель: методика направлена на выявление умения анализировать, сравнивать изображения, находить сходство и различие, решать задачи в образном плане с опорой на наглядность, выявить особенности наглядно-образной памяти.

Стимульный материал: две сюжетные картинки с изображением одинаковых полок и стоящих на них игрушек и одной и той же девочки. На первой картинке игрушки находятся на полках в одном порядке и девочка тянется рукой к игрушечной кошке, а на второй - игрушки нарисованы л другом порядке, а девочка уходит, унося в руках какую-то игрушку. Что она взяла, не показано.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки. Психолог предлагает ребенку рассмотреть картинки, а затем рассказывает: «Это девочка Катя, у нее много игрушек, она их переставила и унесла с собой только одну игрушку. Догадайся, какую игрушку унесла Катя».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок начинает перечислять все игрушки по очереди, психолог еще раз обращает внимание ребенка на то, что игрушки стоят на других местах, напоминая о том, что девочка Катя унесла только одну игрушку. Если после этого ребенок не решил задачу, то взрослый показывает способ решения: берет палочку и поочередно соотносит игрушки на первой и на второй картинках: «Эта кошка стояла здесь наверху, а Катя переставила ее вниз. Это Буратино. Катя его поставила наверх. Вот он где». Таким образом, взрослый, соотнося игрушки, объясняет их местонахождение на полках обеих картинок. Затем отдает палочку ребенку и говорит: «Дальше проверяй ты, какой игрушки нет, значит, ее и унесла Катя».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения - самостоятельно решает задачу в умственном плане, сравнивая и анализируя обе картинки; после объяснения взросло, решает задачу способом практического соотнесения, показанного взрослым; результат выполнения задания.

    балл - ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

    балла - ребенок принимает задание, но не понимает его условия; при самостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки; после обучения не переходит к адекватным способам выполнения; к конечному результату безразличен.

    балла - ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения решает задачу; заинтересован в результате своей деятельности.

    балла - ребенок принимает и понимает задание; сам решает задачу в мыслительном плане.

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Цель: методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения.

Стимульный материал: представляет собой словесный ряд, предлагаемый детям для запоминания и состоящий из несвязанных между собой слов: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, тачка, журнал, машина, волк.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе слова, а ты внимательно послушай. Затем я попрошу тебя, их повторить». После того как ребенку дана инструкция, педагог медленно (с интервалом в 4-5 сек) и четко произносит приведенные выше 10 слов. Затем он просит ребенка повторить их. При этом количество ошибок фиксируется. В связи с тем, что средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объем кратковременной памяти ребенка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии со вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.

Оценка результатов:

уровень. 10 баллов (очень высокий уровень) получает ребенок, в возрасте от 6-9 лет, если объем кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

уровень. В 9-8 баллов (высокий уровень) оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 7 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

уровень 4 балла (средний уровень) получает 6-7-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы.

уровень. 2 балла (низкий уровень) ставится ребенку 6-7-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы.

уровень. 0 баллов (очень низкий уровень) оценивается память 6-7-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю.

Методика «Развитие двигательной памяти»

Цель: направленна на выявление развития двигательной памяти, моторики, речи.

Педагог просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев: ты сможешь сложить пальчики так, как показано на рисунке?

 


 

Теперь сложи пальчики не глядя на рисунок! если у ребенка получается справиться с заданием, нужно похвалить.

А сейчас сложи попробуй сложить пальчики, так же как на этом рисунке.

 

 

Получилось? А теперь сделай то же самое, не глядя на рисунок. А теперь пальчики на правой руке сложи так, как на рисунке 1, а пальчики левой руки сложи так, как показано на рисунке 2.

Важно отметить, что потому, насколько развита у ребенка тонкая моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику расположены рядом в мозгу. Развивая пальцы рук ребенка (рисование, вырезание ножницами, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т.д.), вы также развиваете его речь.

Методика «Изучение механической и памяти»

Цель: изучение механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Стимульный материал: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует).

 

Первый ряд Второй ряд
• кукла - играть • жук - кресло
• курица - яйцо • компас - клей
• ножницы - резать • колокольчик - стрела
• лошадь - сани • синица - сестра
• книга - учитель • лейка - трамвай

 

Инструкция: ребенку сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Педагог читает ребенку пять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десятисекундного перерыва ребенка просят воспроизвести пары слов, которые он запомнил. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов: результаты заносятся в следующую таблицу.

 

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А) Количество запомнившихся слов (В) Коэффициент смысловой памяти C=B/A Количество слов второго ряда (А) Количество запомнившихся слов (В) Коэффициент механической памяти C=B/A
           

 

Методика «Память на образы»

Цель: методика предназначена для выявления развития зрительной памяти. Сущность методики заключается в том, что ребенку показывается таблица с 8 картинками в течение 20 с. Картинки необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести.

Инструкция: «Сейчас тебе будет предъявлена таблица с картинками. Тебе нужно внимательно посмотреть и запомнить все картинки в течении 20 секунд. Затем я уберу таблицу с картинками, и тебе нужно будет воспроизвести, записать или зарисовать все, что ты запомнил.

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 правильных ответов и больше.

 


Заключение

Память у детей с нарушением интеллекта формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нормальных детей, что было отмечено в ранних исследованиях как зарубежных, так и советских психологов. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что они лучше запоминают внешние, случайные признаки, а внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом, так как не вычленяются. У детей с нарушением интеллекта позже, чем у нормально развитых детей формируется произвольное запоминание. Характерной особенностью является неумение целенаправленно заучивать и припоминать.

Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Без памяти невозможно получение и усвоение знаний, умений, навыков, поэтому необходима диагностика отклонений в развитии памяти, а, следовательно, и своевременная коррекция этих отклонений.

В нашей курсовой работе мы сделали попытку охарактеризовать и обобщить основные теории изучения механизмов памяти, представленные в современной научной литературе; рассмотреть своеобразия процессов памяти детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Причины нарушений в развитии памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены различными факторами: органическое поражение головного мозга, дефекты центральной нервной системы. В связи с этим у детей с проблемами в развитии наблюдаются разнообразные нарушения памяти: уменьшенный объем памяти; значительное количество искажений при воспроизведении материала; логическая и механическая память находятся на низком уровне.

Произвольная память детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта находится на низком уровне развития. Известно, что ведущая роль принадлежит произвольному запоминанию, так как на нем базируется усвоение детьми знаний, умений и навыков.

Поэтому мы подобрали методики для детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Они направлены на развитие произвольной памяти; на развитие произвольного запоминания, а так же на развитие умения пользоваться рациональными мнемическими приемами.

Произвольное запоминание оказалось наименее развитой формой памяти. Как указывают Т.А. Власова и М.С. Певзнер снижение произвольной памяти у детей с интеллектуальными нарушениями есть одна из главных причин их трудностей в при поступлении в школу и дальнейшем обучении. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение в школе, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти.

Ценность методик заключается в том, что они создаются в обучающих и развивающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию детей с нарушением интеллекта.

Наше исследование подтвердило тем самым гипотезу о предположении: у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, в сравнении с развитием детей в норме, доминирует зрительная кратковременная память; большинство детей имеет низкий уровень развития памяти, но при проведении целенаправленной диагностической работы по коррекции возможно повышение качества памяти.

В процессе изучения работы были решены все поставленные задачи и достигнута цель нашей курсовой работы.

 


Список литературы

 

1. Амасьянц, Р.А. Интеллектуальные нарушения [Текст]: учебное пособие для вузов / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 431 с.

2. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст]: методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ЦГЛ, 2000. - 112 с.

.   Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - 2-е изд.; испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 174 с. - (Библиотека директора школы).

.   Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст]: учебное пособие для вузов / О.П. Гаврилушкина. - М.: Просвещение, 1985.

.   Дефектология: Словарь-справочник. / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.

.   Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №1. - С. 49 - 54.

.   Замский, Х.С. История олигофренопедагогики [Текст] / Х.С. Замский. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1990.

.   Занков, Л.В. Развитие умственно отсталого ребенка. - М.: Просвещение, 1995. - №8. - С. 47 - 51.

.   Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]/ Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2007. - 390 с.

.   Истомина, З.М. Развитие памяти [Текст] / З.М. Истомина - М.: Просвещение, 1978.

.   Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2009. - 175 с.

.   Костровский, Г.И. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. // Вопросы психологии. - 2008. - №11. - С. 32 - 37.

.   Кразова, И.С. Из истории разработки методов выявления умственной отсталости у детей // Педагогика. - 2007. - №8. - С. 55 - 57.

.   Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст]:учебно-методическое пособие/ И.Ю. Левченко, Н.А. Кисилева. - М.: Книголюб, - 2007.

.   Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М., 1979

.   Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособие для вузов / А.Р. Лурия. - Изд.5-е, стер. - М.: Академия, 2007. - 381 с. - (Высшее образование). - Литература: с. 328-363. - ISBN 5-7695-3073-1

.   Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с.-ISBN 978-5-459-01579-9

.   Маркова, А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст]: учебное пособие для вузов/ А.К. Лурия, А.Г. Лидерс - Петрозаводск, - 2002.

.   Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учебное пособие для вузов / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. - М.: Академия, 2006. - 220 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2207-1

.   Петрова, В.Г. Основы олигофренопедагогики: учебное пособие для вузов / В.Г. Петрова, В.Т. Шевырева. - М.: Классикс Стиль, 2005. - 248 с. - (Специальная педагогика). - Литература: с. 246-248. - ISBN 5-94603-049-3

.   Психолого-педагогическая диагностика и обучение умственно отсталых детей / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: Академия, - 2003.

.   Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст]: учебник для вузов / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова и др.; под ред. В.И. Лубовского. - 6-е изд.; испр. и доп. - М.: Академия, 2009. - 557 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-5553-4

.   Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с. + Прил. (268. с. ил.). - 18ВМ 5-09-012040-4.

.   Рожков, О.П. Умственная отсталость у детей [Текст]: методическое пособие для студентов по курсу «Специальная педагогика и специальная психология» / сост. О.П. Рожков. - М.; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2007. - 118 с. - (Психология в школе). - Литература: с. 114-115. - ISBN 978-5-89502-933-6: 31 р. 90к. - ISBN 978-5-89395-754-9

.   Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304 с.

.   Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М., 2000.

.   Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...