Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи и функции информатизации правоохранительных органов.




Информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов в общих чертах ничем не отличается от информатизации вообще.
Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем правоохранительных органов типичны.
Целью является эффективное применение норм права и использование большого массива правовой информации.
Общие задачи информатизации, в основном, сводятся к следующему:
-формирование информационных правовых ресурсов;
-максимально возможное компьютерное оснащение;
-использование современных информационных технологий.

Функции информатизации зависят от специфики задач и полномочий конкретных видов правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и др.
Общим для всех них является то, что они наряду с формированием, обработкой и использованием большего объема правовой информации, сами создают новую информацию, имеющую правовое значение. В ходе правоприменительной деятельности (расследование юридических дел и принятие правовых актов), правоохранительные органы создают большие массивы ненормативной информации, которую могут использовать другие органы и организации в своей деятельности.
Например, обобщение правоприменительной практики (расследовании уголовных дел) может быть использовано для анализа конкретных групп общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. По результатам такого обобщения могут быть приняты решения о разработке нормативных правовых актов.

Информатизация правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ.
Информатизация прокуратуры.

Деятельность Генеральной прокуратуры РФ и подчиненных ей органов на местах связана с надзором за исполнением законов и расследованием уголовных дел по наиболее опасным преступлениям.
В силу этого прокуратура получает и обрабатывает большие объемы правовой, политической и социально-экономической информации.
В НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО «Прокуратура»).
Цель Концепции заключается в создании за сравнительно короткий срок на всей территории страны единой информационной системы, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.
Система, в частности, включает следующие задачи:

-создание автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры;
-создание городских, районных и региональных информационно-вычислительных сетей системы прокуратуры, а также центральной информационной сети аппарата Генеральной прокуратуры РФ;
-создание глобальной информационно-вычислительную сети, объединяющей центральную и региональную сети.
Генеральная прокуратура поддерживает тесную связь с информационными системами федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Информатизация органов прокуратуры сосредоточена, в основном, на центральном и областном уровнях. Правда, в последнее время фрагменты современных подходов информационного обеспечения наблюдаются и на районном (городском) уровне. Отдельные городские прокуратуры имеют все компоненты информационной системы.


Министерство юстиции РФ.
Автоматизированная система информационного обеспечения «Юстиция» призвана осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Министерства юстиции РФ.
Основная функция АСИО «Юстиция» – сбор, обработка, хранение и передача правовой информации в органы и учреждения юстиции, что заменяет традиционные («аналоговые») методы ее обработки.
Центральным звеном системы является Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ (НЦПИ), который был создан в 1975 году для обеспечения правовой информацией высших органов власти и управления. Продолжая выполнять эту функцию в качестве национального центра, НЦПИ предоставляет информацию пользователям СНГ, Совета Европы и ООН.
Созданная в Центре справочная правовая база "Эталон" представляет собой полнотекстовую базу данных с действующими официальными редакциями текстов нормативных актов.
Информация, содержащаяся в базе данных системы "Эталон", обновляется дважды в неделю. Законодательные акты не позже чем через неделю со дня принятия вводятся в базу данных "Эталон", включаются в систему и немедленно становятся доступными пользователям, работающим в удаленном режиме.
Научный центр правовой информации проводит значительную работу по созданию в регионах центров правовой информатизации (ЦПИ). Одна из задач этих центров – обеспечение нормативной информацией правоприменительной и правотворческой деятельности государственных органов субъектов Федерации. Центры правовой информатизации создаются во всех регионах РФ.
Концепция и программа информатизации органов и учреждений юстиции предусматривает создание сети центров правовой информатизации в субъектах Федерации, передающих нормативную методическую и справочную информацию в суды и нотариальные конторы, передачу статистической отчетности из судов и нотариальных контор в органы юстиции.
В настоящее время ведется интенсивная работа по созданию региональных баз правовой информации.
Региональная система представляет собой совокупность автоматизированных информационных центров и абонентских пунктов, объединенных с помощью каналов связи и средств передачи информации в единый программно-технический комплекс.
Основное назначение региональных систем — аккумуляция данных о нормативных актах, принимаемых на уровне субъекта Федерации (законы, постановления, распоряжения и иные документы региональных органов государственной власти).


Министерство внутренних дел РФ.
Специфика деятельности органов внутренних дел заключается в их функциях:
-охрана общественного порядка;
-охрана собственности;
-охрана прав и законных интересов граждан от преступных посягательств;
-предупреждение и пресечение правонарушений;
-раскрытие и расследование преступлений;
-обеспечение работы разрешительной системы;
-обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.
Министерство внутренних дел формирует огромные массивы справочной информации, имеющей правовой характер, так она используется правоохранительными и судебными органами в ходе правоприменительной деятельности.
Например, МВД РФ ведет и использует федеральные учеты, поддерживает банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государственных органов.
Основные направления работ по этой проблеме изложены в "Концепции развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел в борьбе с преступностью", утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 12 мая 1993 г. № 229. В Концепции разработаны принципы использования компьютерных технологий на текущий момент и ближайшую перспективу.

Основными задачами информационно-вычислительных систем органов внутренних дел России являются:
-внедрение перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, локальных вычислительных сетей, типовых программных средств и автоматизированных рабочих мест для обобщения и анализа информации, информационной поддержки оперативно-служебной деятельности горрайлиноргана внутренних дел;
-обеспечение единообразия и совместимости средств вычислительной техники и телекоммуникаций, работоспособности общесистемных и прикладных программных средств, их адаптации с учетом специфики эксплуатируемых автоматизируемых систем обработки информации.
Система интегрированных баз данных органов внутренних дел, объединенных в единую информационно-вычислительную сеть, складывается из:
-федерального и отраслевых информационных центров;
-зональных информационных центров, объединяющих данные нескольких территориальных управлений внутренних дел субъектов Федерации;
-региональных информационных центров, содержащих криминальную информацию органов внутренних дел районного звена.
С учетом административно - территориального деления РФ определены три уровня управления и соответственно три уровня информационно-вычислительных сетей.

Федеральный уровень
В информационный фонд данного уровня входит: пофамильная и дактилоскопическая картотеки осужденных и подучетных лиц, досье по тяжким, особо опасным и межрегиональным видам преступлений; досье на особо опасных рецидивистов, профессиональных преступников; оперативная информация об организованных и коррумпированных преступных группах; сведения о преступлениях и правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении них и иная информация.
На федеральном уровне создан и функционирует Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ — специализированное информационное подразделение, располагающее многопрофильными централизованными массивами информации.

Региональный уровень
Региональный уровень управления образуют министерства внутренних дел республик в составе РФ, главные управления и управления внутренних дел администраций краев, областей, городов — всего 98 органов.
При управлениях внутренних дел на местах созданы специализированные подразделения — информационные центры (ИЦ).
На региональном уровне формируются информационные фонды: о лицах, проходящих по материалам и делам оперативного учета, уголовным делам; о лицах, осужденных за совершение преступлений; о лицах, разыскиваемых и без вести пропавших, неопознанных трупах граждан; о предметах преступного посягательства и орудиях совершения преступлений; дактилоскопические учеты и фотоучеты и т. д.

Местный уровень
На местном уровне функционируют отделы внутренних дел администраций городов и районов, линейные органы внутренних дел на транспорте. Здесь на основе документов первичного учета формируется банк данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, где содержится информация о зарегистрированных событиях и фактах криминального характера и других правонарушениях, правонарушителях и преступниках и другая информация, представляющая интерес для органов внутренних дел.
Важнейшей задачей при реализации проектов информатизации органов внутренних дел является использование ими информационных технологий в ходе осуществления оперативно-розыскной и следственной деятельности.
Следует отметить, что это направление правовой информатики получило наибольшее распространение и использование в правоприменительной практике еще в так называемую «докомпьютерную» эпоху.

 

30. Автоматизированное рабочее место юриста Автоматизированное рабочее место (АРМ) представляет собой проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение для решениязадач пользователя непосредственно на его рабочем месте в режиме диалога с ЭВМ. Технической основой АРМ чаще всего является персональная вычислительная машина, расположенная непосредственно на рабочем месте сотрудника. В отдельных случаях технической основой АРМ служит экранный терминал (дисплей), соединенный с большой или малой ЭВМ и обеспечивающий режим дистанционной обработки информации. В зарубежной литературе используется термин "Рабочая станция". С помощью системы АРМ может быть организовано проведение телесовещаний, создание электронной почты, предусматривающей безбумажный обмен служебной документацией между пользователями. АРМ присущ диалоговый метод решения задач (деловые игры). Многие АРМ включают вспомогательный сервис: копирование, восстановление, архивирование, экспорт-импорт данных; подготовку корреспонденции с помощью текстового редактора, использование электронной почты. В зависимости от вида деятельности специалиста на том или ином АРМ всостав его оборудования могут входить средства телефонной и радиосвязи (АРМдиспетчера), комплекс измерительных приборов, анализаторов и т.п. Важной задачей внедрения новой информационной технологии является создание специализированных автоматизированных рабочих мест следователя, дознавателя, эксперта-криминалиста, оперативного дежурного, участковогоинспектора и т. д. На этих рабочих местах должна готовиться и храниться вся их информация. Предусмотрена обработка любых видов документов. В результатестанет возможной перестройка всей работы по формированию и оформлению уголовных и иных дел. В базу комплекса АРМ следователя включены оперативная, справочная,доказательственная, методическая, организационная виды информации. К оперативной относится информация, получаемая из непроцессуальных источников,главным образом от органов дознания (сведения о судимости, другие данные оперативно-справочных учетов). К справочной — данные о состоянии преступности на следственном участке, в районе, области; сведения об организациях и предприятиях, списки правоохранительных органов, перечни экспертных учреждений и пр. К доказательственной — та, которая получена из процессуальных источников и содержит необходимые сведения об обстоятельствахрасследуемого события. Эта информация находится в материалах уголовного дела.К методической — информация, сосредоточенная в специальной литературе в видерекомендаций по расследованию отдельных видов преступлений, технике и тактике производства следственных действий. К организационной — сведения,содержащиеся в конспектах материалов уголовных дел, планах расследования преступлений, в том числе в сводных (календарных) планах и т. д.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...