Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы и перспективы обучения грамоте




Необходимость такой главы — о проблемах и перспективах — в учебнике, где, казалось бы, должен приводиться лишь устоявшийся, апробированный, не вызывающий сомнений и споров материал, объясняется тем, что именно обучение грамоте, его организация и методика порождает немало новых проектов, предложений, а следовательно, полемику.

Споры и целые дискуссии по обучению грамоте продолжаются уже около двух десятилетий. Пожалуй, нет во всей педагогической науке другой такой области, где споры были столь же продолжительны, столь же горячи и, в общем, не привели бы до сих пор к каким-то позитивным, однозначным решениям.

Так, в начале 60-х годов Д. Б. Эльконин выступил с несколькими статьями, где подверг критике «Букварь» того времени, звуковой аналитико-синтетический метод в том виде, как он тогда применялся, за несоответствие законам русской фонетики и психологии овладения чтением. Д. Б. Эльконин предлагает собственную систему развития фонематического слуха учащихся. Им созданы экспериментальные буквари, представляющие собой существенный вклад в русскую букваристику.

Подверг критике существующую систему обучения грамоте также Л. В. Занков2, отмечавший ее слабую развивающую эффективность, медленный темп прохождения материала, однообразие видов работы. Однако собственной системы обучения грамоте школа Л. В. Занкова не предложила.

На страницах журнала «Советская педагогика» в 1964 г. прошла дискуссия по методам обучения грамоте, в ней приняли участие такие известные педагоги, как А. В. Янковская, П. А. Грушников, Л.К.Назарова, В.М.Чистяков и др. Дискуссия показала активность творческой мысли в области русской букваристики. Стало очевидно, что современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте уже не воспринимается как единственно возможный. В разных республиках и областях страны появляются новые методики, существенно отличающиеся от названной выше. Так, в Белоруссии получил широкое распространение так называемый метод Ильюкевича (по имени учителя — автора методики). Научную разработку этого метода осуществил А. Ф. Шанько, назвавший его «звуко-слоговым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте». Много своеобразного в методику обучения грамоте внесено на Украине, в Башкирии, в Грузии. Оригинальную, близкую к слоговой методику предложила О. П. Лемени-Македон (Ростов-на-Дону). Быстрыми темпами растет интерес педагогической общественности к методикам обучения детей грамоте в детском саду и особенно в семье. Естественно, что обучение детей в семье должно проходить по принципиально иной методике, главным образом в игре, в занимательных формах. Пристальное внимание в последнее время обращается на способы самообучения детей в семьях, где есть старшие школьники или где царит всеобщий интерес к книге, к чтению, к науке, технике, культуре, где много книг, журналов и газет. Замечено, что такое самообучение проходит не по аналитико-синтетической звуковой методике (которая требует, в ее современном виде, руководства со стороны учителя или родителей), а иными путями: на основе чтения выученных ранее наизусть стихотворений — методом «открытия» букв и звуков; с помощью различных буквенных игр, например кубиков или буквенного лото; по картинным азбукам и т. д. Следует отметить, что самообучение чтению в семье (реже — в детском саду) в подавляющем большинстве случаев протекает при огромном познавательном и эмоциональном подъеме ребенка, он увлечен, он чувствует себя первооткрывателем, он испытывает счастье, близкое к тому, что переживает ученый-исследователь в минуты успеха. Методика самообучения потому привлекает внимание педагогов, что она, безусловно, соответствует современным требованиям познавательной активности учащихся в учебном 'процессе. Интерес детей-школьников, научившихся" читать самостоятельно до школы, еще долгое время не угасает в школе.

Можно смело сказать, что последние 10—15 лет — это время весьма плодотворных поисков в области методики обучения грамоте.

Так, в 1966 г. в школах принят новый «Букварь», составленный под научным руководством Л. К. Назаровой. Этот «Букварь» используется поныне, на него ориентированы главы настоящего пособия.

В создании «Букваря» приняли участие поэты и художники, повысились его эстетические качества.

Однако полемика по букваристике не утихла. В 1969 г. журнал «Начальная школа» опубликовал статью В. Г. Горецкого и В. А. Кирюшкина (№ 3), в которой «Букварь» 1966 г. подвергнут, критике. В 1971 г. вышел типографский вариант экспериментального «Букваря» НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, составленный В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным и А. Ф. Шанько. С этого времени центром дискуссий и обсуждений становится этот «Букварь». Дискуссия идет сразу в двух журналах — в «Начальной школе» и в «Советской педагогике», а также на различных конференциях, совещаниях, семинарах. В дискуссии выступают -не только ученые-методисты, но и учителя, принимавшие участие в экспериментальной проверке нового «Букваря».

В «Букваре» В. Г. Горецкого и др., во-первых, использован принцип частотности звуков и букв (на основе современных данных по статистике речи). Это позволяет на первых же уроках использовать значительное число слов, доступных для чтения.

Во-вторых, в нем использован звуко-слоговой метод. По звуко-слоговому аналитико-синтетическому методу за основу чтения берется открытый слог типа сг (согласный и гласный), что соответствует закону открытых слогов в русском языке.

В-третьих, авторы нового «Букваря» вводят одновременное чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

В-четвертых, в «Букваре» введено практическое знакомство с целым рядом явлений языка: с многозначностью слов, с омографами и омофонами, с парами звонких и глухих согласных, с простейшими случаями словообразования, с суффиксами субъективной оценки, с некоторыми формами морфологического словоизменения, с элементами орфографии, с аббревиатурами.

Д. Б. Эльконин, предложивший новую методику обучения грамоте, противостоящую, по его мнению, звуковому аналитико-синтетическому методу, ориентируется на фонему, противопоставляя ее звуку речи. Он создал экспериментальный «Букварь» (2-е изд.— в 1969 г.) и в течении двух десятилетий проверяет его в школе.

Система Д. Б. Эльконина отличается следующими чертами:

Во-первых, автор вводит фонемный анализ слов, т. е.:

а) выяснение порядка следования фонем в слове;

б) установление различительной функции фонем;

в) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Фонемный анализ должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, т. е. он преследует не узкопрактические задачи прочтения данного слова, а задачи широкой подготовки к чтению и письму. В связи с этой задачей вводится особый этап в обучении, в задачу которого входит введение ребенка в фонемную систему языка.

Во-вторых, при обучении чтению Д. Б. Эльконин вводит опережающую ориентацию на гласные буквы и гласные фонемы. Поэтому в его букваре сначала даются все гласные буквы, включая йотированные, и лишь после этого вводятся согласные.

Таким образом, выделяются три этапа обучения: первый, подготовительный этап — формирование общей ориентировки в фонемной системе языка; второй этап — освоение системы гласных фонем и' формирование ориентации на гласные буквы при чтении; третий этап — освоение системы согласных и формирование основного механизма чтения, т. е. «воссоздание звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели» (Эльконин Д. Б. Как учить детей читать, М., 1976, с. 20).

Фонемная основа обучения чтению, ориентирование в общей системе языка должны, во-первых, способствовать пониманию чтения и письма как частных проявлений общих закономерностей языковой деятельности и, во-вторых, служить основой для дальнейшего усвоения системы русской орфографии, опирающейся на фонематический принцип.

Литература

1. Афанасьев П. А. Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе. М., 1941.

2. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. 2-е изд. М., 1953.

3. Редозубов С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе.— Избранные труды. М., 1961.

4. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря. Под ред. А. И. Маркушевича и др. М., 1974.

5. Назарова Л. К. Обучение грамоте на основе учета индивидуальных особенностей учащихся. М., 1965.

6. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. М., 1976.

7. Кеменова А. В. и др. Обучение грамоте. М., 1972.

8. Карлсен Е. Г. и др. Уроки по обучению грамоте. М., 1972.

9. Самарина В. А. Развитие речи учащихся в добукварный период. М., 1964.

10. Соколова Е. Н., Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. М., 1969.

11. Соколова Е. Н. Рабочие прописи. Методические указания к «Рабочим прописям». М., 1973.

12. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977.

МЕТОДИКА КЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...