Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы храмов Ротонда, Базилика

Надземные христианские храмы получили распространение только начиная с 4 века, когда император Константин сделал христианство господствующей религией, но первые дошедшие до нас сооружения датируются 2 веком. Основным типом раннехристианского наземного храма стала базилика – одна из наиболее гармоничных и совершенных архитектурных форм поздней античности. Прототипом христианского храма в форме базилики послужили гражданские постройки античного Рима с протяженным планом и нишей для президиума в торцовой стене. Такие сооружения предназначались для судебных заседаний. Собственно, само слово «базилика» происходит от греческого «basileus», что означает царь и судья. Христианская базилика представляет собой прямоугольное в плане строение, ориентированное с запада на восток, в восточной стороне которого установлен алтарь. Со стороны алтаря базилика завершается полукруглой пристройкой, получившей название апсиды, а с западной стороны расположен вход. Часто большие по размеру базилики делятся рядами колонн на несколько продольных частей или нефов, центральный из которых наиболее велик.Базилика ранних христиан уже содержит все основные элементы христианской церкви, которая традиционно делится на три части, имеющие как утилитарное значение для организации христианского культа, так и символические значение в религиозных представлениях о здании церкви. Эти части – пресвитерий, средняя часть храма и притвор или нартекс. Область пресвитерия служит для проведения служб и ее занимают только священнослужители; здесь расположен алтарь церкви (или главный алтарь, если их несколько). Средняя часть церкви вмещает крещеных христиан, молящихся или присутствующих на богослужении. Притвор служит для так называемых оглашенных, то есть, людей, которые еще не приняли крещение, но собираются это сделать. Вместе с тем апсида является местом осуществления основного христианского таинства евхаристии, которое напоминает о воплощении Христа, о человеческой его природе. Например, среди наиболее знаменитых церквей, построенных Константином – три знаменитых базиликальных храма: у Гроба Господня, на Масличной горе и в Иерусалиме. Все три постройки имеют одну общую особенность – они завершаются пещерой, в которой произошел какой-то эпизод из жизни Христа. Базилика в Вифлееме заканчивалась пещерой, где родился Спаситель; храм на Масличной горе – пещерой, где Христос беседовал с учениками. Иерусалимский комплекс состоял из базилики Константина на Востоке и ротонды Воскресения на западе, которая обрамляла пещеру Гроба Господня. Таким образом, апсида этих храмов совмещается с местами, символически связываемыми с евхаристией. Кроме того, апсида всегда обращена на восток, так как здесь восходит дающее жизнь солнце и с этой стороной света связывается множество буквальных и символических значений. Христиане считали, что рай находится на востоке, что восток – символ добра, а запад – символ зла и обитель дьявольских сил. Движение с запада на восток (от входа церкви к алтарю) символизирует очищение и перерождение.Апсида раннехристианской базилики, как правило, имела вид цилиндра со сводом в форме полусферы, который символизировал небесный свод. Такая конструкция апсиды стала, пожалуй, самой распространенной и воспроизводилась во многих типах христианских храмах последующих эпох. В раннехристианских базиликах интерьер церкви делился на нефы. Их могло быть три или пять, центральный неф всегда был шире и выше. В верхней части стен базилики делались освещающие интерьер окна. Во времена Константина особое распространение получила пятинефная базилика. Колоссальные базилики константиновской эпохи с обилием мощных колонн, покрытые деревянными крышами и позолоченными изнутри, не дошли до нашего времени и об их внешнем виде можно судить лишь по описаниям. Хотя большие кафедральные храмы с пятью апсидами продолжали строиться в течение всей истории церковного искусства, постепенно пятинефную базиликальную церковь вытеснила трехнефная. Кроме продольных нефов, в раннехристианских базиликах встречались поперечные нефы, образующие трансепт. Трансепт возник из-за необходимости вместить больше верующих вблизи алтаря церкви и завершал здание в алтарной ее области, образуя в плане букву «Т». Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, и план храма приобрел форму латинского креста. Кроме нефа и трансепта в раннехристианских базиликах был еще один архитектурный элемент – деамбулаторий. Это крытый проход вокруг пресвитерия, который служил продолжением нефа и позволял верующим продвигаться вокруг алтаря, не нарушая ход богослужения. В раннехристианских базиликах деамбулаторий встречался редко, и получил распространение в романских и готических церквях, начиная с 11-13 века. В раннехристианских базиликах мужчины и женщины находились отдельно в специально отведенных для них местах. Разделение по половому признаку было перенято из иудейской традиции: в синагогах женщины помещались наверху на специальных хорах. Также и в базиликах в боковых нефах существовали специальные галереи-эмпоры или так называемые «матронеумы», предназначенные для женщин. Одним из самых знаменитых храмов-ротонд является церковь в Риме под названием Сан Стефано ротондо. Также центрической конструкцией пользовались для возведения баптистериев и мартириев, которые строили в память о мучениках. Классическим примером для первого типа здания является Латеранский баптистерий, который построил еще Константин Великий, придав ему форму октагона. Второй тип храма был очень похож на ротонду Гроба Господня, которая доныне расположена в Иерусалиме на месте предположительной гробницы Христа. В 8-9 веках европейцы начинают строить еще один тип ротондовых церквей — дорцовые, например, «Королевская капелла», возведенная в Аахене. А когда множество стран устраивают крестовые походы, их участники строят так называемые обетные церкви или рыцарские, которые выглядят как палатиум с ротондой.
На местах, где крестоносцы останавливались, они возводили часовни, мавзолеи, капеллы, которым придавали форму ротонды. Согласно идеям писателей Средневековья, ротонда являлась сооружением, имеющим идеальную форму. Согласно легенде, поведанной Шарфенбергом в поэме «Титурель» одноименный король нашел на месте, на котором задумал строительство храма, подробный план, как он должен был выглядеть. Это была ротонда. Такие храмы строили в Польше, Чехии, Венгрии и других центральноевропейских странах. Это связывают с действиями Кирилла и Мефодия в этом регионе.
На Руси ротонды не прижились, так как их ассоциировали с чуждой религией. Но все же можно встретить ротонды с апсидами и башнями, ротонды-квадрифолии, многогранные церкви. Во время Ренессанса архитектором Д. Браманте была построена античная ротонда в Темпьетто. Случилось это благодаря влиянию Леонардо да Винчи и прочих просветителей, воспевающего великое Солнце и желающего построить ему храм.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...