Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Анализ развития и управления финансовым обеспечением малого предпринимательства в красносулинском муниципальном районе ростовской области

 

Красносулинский муниципальный район – муниципальное образование, в котором сочетаются традиции сельских поселений и современный быт городских поселений. Главной миссией муниципального района является обеспечение высокого качества жизни отдельного человека, семьи, населения в целом, высокого уровня достатка в каждой семье, здоровья и безопасности всех жителей района.Для обеспечения сбалансированного социального развития Красносулинского района Ростовской области в долгосрочной перспективе целесообразными являются следующие стратегические цели: обеспечение и предоставление равных возможностей для удовлетворения потребностей жителей района в общественных услугах (медицинских, образовательных, жилищных, туристических, культурно-просветительских услугах, услугах общественного транспорта, спортивно-оздоровительных услугах и т.д.);

1. Подготовка, закрепление и поддержание условий, необходимых для сбалансированного поступательного развития социально-экономической системы Красносулинского района (прежде всего экономической составляющей);

2. Обеспечение социальной стабильности как фактора устойчивого социально-экономического развития района.

Первая стратегическая цель социального развития непосредственно ориентирована на население муниципального образования, независимо от его социально-экономической роли (работающие или безработные, предприниматели или наемные работники, трудоспособные или нетрудоспособные жители и т.п.).

Вторая стратегическая цель ориентирована, прежде всего, на перспективное определение количественных и качественных параметров функционирования и развития объектов социальной инфраструктуры, результатами деятельности которых, являются: уровень притязаний, гражданская позиция, уровень и направленность образования, уровень общего развития, широта кругозора, уровень культуры, состояние здоровья и отношение к нему людей и т.д. Таким образом, социальная сфера непосредственно влияет на потенциал и возможности развития района в долгосрочной перспективе.

Третья стратегическая цель делает акцент на необходимости системного и комплексного развития муниципального образования, на приоритетность развития социальной сферы как системообразующего элемента, а также на реализацию конституционного императива – формирование социального рыночного государства.

Огромную роль в реализации вышеизложенных целей играет малый бизнес, так как он взаимодействует со всеми элементами инфраструктуры. От эффективности развития предпринимательства зависит благосостояние и процветание Красносулинского муниципального района.

Вместе с тем, на основании проведенного анализа социально-экономических условий и динамики их изменения, а также результатов SWOT-анализа Красносулинского района и опроса жителей определены точки роста экономики:

В качестве точек роста экономики намечены направления развития:

¾ лесозаготовительная деятельность и деревообработка за счет организации этого вида деятельности субъектами малого предпринимательства в поселках Сулин, Садки. Установлен станок для оцилиндровки леса производительностью 3,0 м3 в смену, многопрофильный станок «Барс» для глубокой переработки древесины непосредственно на лесозаготовительном участке устанавливается ленточная пилорама, что дает возможность организовать распиловку леса на лесоучастке. Создается 36 рабочих мест, из них 18 сезонных, со средней заработной платой не менее 4500 рублей. Объем заготовленной древесины составит 15 тыс. м3 в год, 2008 год - около 6,5 тыс. м3. Оцилиндрованный лес (экологически чистый) используется для строительства коттеджей, дачных домиков. Рынок сбыта изучен. До конца 2009 года реализация дачных домиков – 50 ед. Кроме этого на лесоучастках организовано производство пихтового масла, которое используется, как в парфюмерной промышленности, так и в медицине. К 2012 году объем производства составит 25,0 тонн в год, 2008 год - 8 тонн.

¾ производство кирпича строительного (ООО «Красносулинский кирпичный завод»). В 2008-2009 г.г. проводится техническое перевооружение; замена главных технологических узлов производственного цикла; освоение производства кирпича марки М-125 наряду с маркой М-75; м-100. Техническое перевооружение уже в 2009 году дает возможность в 2,1 раза против 2008 года увеличить производство кирпича (3,0 млн. штук). В 2012 году объем производства кирпича достигнет14,4 млн. штук, рост в 4,8 раза к уровню 2009 года. Создается 50 новых рабочих мест. Стоимость проекта технического перевооружения 22,0 млн. руб., в 2009 году – 10,0 млн. руб. Использование кирпича строительной отраслью района, так и за пределами. Средняя заработная плата в 2012 году составит не менее 9000 руб. На сегодняшний день заметные изменения в лучшую сторону наблюдаются в следующих сферах: хлебопечение, растениеводство, животноводство, производство мяса и переработка, молочная переработка, строительство, розничная торговля, лесозаготовительная деятельность и производство пиломатериалов.

Необходимо проанализировать, в каких условиях развивается каждое из направлений и какая динамика наблюдается с 2008 года.

Хлебопечение – это наиболее перспективная и выгодная для предпринимателей сфера деятельности. Для предпринимателей занимающихся хлебопечением ставка арендной платы на землю самая низкая, не изменяется уже на протяжении пяти лет, составляет – 11 руб/м2. Тарифы на тепло и электроэнергию для тех предпринимателей, у которых 70% товарооборота составляет продажа хлебобулочных изделий, ниже на 40%. В настоящее время в Красносулинском районе двадцать пекарен, которые производят 2 400 тонн хлеба в год.

Часто предприниматели снимают в аренду муниципальное имущество, арендная плата составляет от 50 до 60 руб./м2 в месяц, в то время как у частных владельцев имущества аренда – до 500 руб./м2 в месяц.

Так же, у предпринимателей существует возможность приватизировать муниципальное имущество. Процесс приватизации проходит через аукцион, где собственник устанавливает начальную цену, но при этом цена не может повышаться выше, чем на 5%. Процесс приватизации еще продолжается, в Комсомольске и Белогорске имеется муниципальная собственность, которая сдается в аренду.

Растениеводство и животноводство развиваются в Красносулинском районе совместно. Существует два самых крупных фермерских хозяйства, это ИП Куприянов (Садки), ИП Тарасов С.М. (Юркин Кут), где наблюдается замкнутый производственный цикл. То есть они выращивают продовольственную пшеницу, перерабатывают в муку и концентрированные корма. В мини-пекарнях выпекают хлебобулочные изделия, а комбикорм используют для откорма сельскохозяйственных животных (крупнорогатый скот, свиньи). Муку, хлебобулочные изделия и корма реализуют населению Тисульского района.

ИП Тарасов производит молоко и реализует его на молочные заводы Кемеровской области. С 2008 года осваивают новые направления: пчеловодство, разведение птицы (гусь), развитие рыбного хозяйства.

Производством и переработкой мяса занимаются ИП Тарасов (крупнорогатый скот) и ИП Куприянов (свиньи).

Строительство – начало активно развиваться с 2005 года. В Красном Сулине построен новый дом на 36 квартир для ветеранов, в перспективе до 2010 года строительство двух шестидесяти квартирных домов для населения, осуществляется программа переселения населения из ветхого жилья. В Сулине построено два шестидесяти квартирных дома. Малое предпринимательство участвует в выполнении капитальных ремонтов в муниципальных учреждениях, участвуют в конкурсах по оказанию работ и услуг. Начато строительство храма.

Лесозаготовительная деятельность и производство пиломатериалов развивается в Полуторнике, Берикуле, Макараке, Натальевке. Самый крупный предприниматель Ефимов занимается заготовкой леса, производством современных пиломатериалов по новейшим технологиям, его продукция очень востребована в современном строительстве. Поддержка администрации района играет огромную роль в развитии бизнеса предпринимателей.

В розничной торговле занята основная часть предпринимателей Красносулинского района. Представители данного бизнеса принимают участие в конкурсах по поставке продукции для муниципальных нужд. Таким образом, Администрация помогает развитию предпринимательской деятельности.

На период заготовки создаются десятки новых рабочих мест, привлекаются граждане, стоящие, на учете в бирже занятости населения, на временную работу. Наблюдается положительная динамика развития данного предприятия, поэтому к 2010 году планируется создание 50 новых рабочих мест на постоянной основе, со средней заработной платой 7000 рублей.

Таким образом, мы видим, что цели нашей программы до 2010 года четко совпадают со среднесрочными целями до 2012 года. И по результатам можно сказать, что все направления производства Красносулинского района развиваются в положительной динамике.

Далее, необходимо проанализировать, как происходит организация и развитие мероприятий по оказанию услуг социально-значимого характера: бытовых, транспортных и строительных услуг.

Бытовые услуги в Красносулинском районе оказываются одним предприятием ООО «Служба быта», которое располагается в г. Красный Сулин. Данное предприятие оказывает услуги всему населению Красносулинского района. Для комфортного обслуживания населения, необходимо создать сеть филиалов по всем поселкам. Что позволит создать десятки новых рабочих мест и усовершенствовать сервис. За счет этого, также увеличиться налогооблагаемая база.

Для оказания транспортных услуг в Сулине в 2008 году был создан Таксопарк, который оказывает услуги такси населению по всей области по доступным ценам. Например, проезд в Красном Сулине стоит всего 30 рублей, независимо от расстояния.

Для оказания строительных услуг в 2008 году также было организовано ряд предприятий. Образование конкуренции в данной сфере услуг позволяет улучшать качество оказания строительных работ и доступность для разных слоев населения.

Образование Таксопарка и ряда строительных компаний позволило создать новые рабочие места и привлекло новые финансовые поступления в налоговую базу Красносулинского района.

Финансовая поддержка для организации и развития вышеперечисленных услуг, оказывается Администрацией Красносулинского района.

Потенциал для успешного развития малого предпринимательства в Красносулинском районе огромный, ниже приведены результаты, которые значительно возросли и имеют положительную тенденцию.

Заготовительный оборот в 2007 году – 28-30,0 млн. рублей.

Организация предпринимательской деятельности, как субъектам малого предпринимательства, так и потребительской кооперации позволяет решить основные социальные проблемы по сокращению безработицы, занятости населения, развитию малого бизнеса, обеспечению населения продукцией местного производства.

Произойдет снижение уровня регистрируемой безработицы до уровня, не более 2 %. Создание новых рабочих мест (рис. 1).


Рис. 1 - Уровень официально зарегистрированных безработных по отношению к трудоспособному населению, в %, 2008-2012 годы

 

Средняя заработная плата работающего составит в 2012 году - 17 250 рублей, рост в 2,4 раза к уровню 2008 года (рис. 2):

 

Рис. 2 - Уровень официальной заработной платы, в руб.

 

среднедушевые доходы населения в 2012 году - 10 345 рублей, рост в 2 раза к уровню 2008 года (рис. 3):

 

Рис. 3 - Уровень среднедушевых доходов населения, в руб


Потребительский рынок 2008 - 2012 гг. (рис. 4):

 

Рис. 4 - Уровень потребительского рынка, 2006 – 2012 гг.

 

Объем инвестиций в основной капитал (рис. 5):

 

Рис. 5 - Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб.

 

Итак, определенно, роль в экономике района принадлежит малому предпринимательству, а именно оно:

- обеспечивает занятость населения района;

- является источником доходов населения района;

- обеспечивает потребности населения в товарах, услугах;

- участвует в поставках продукции, работ, услуг для муниципальных нужд в соответствии с законом РФ № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Организационная форма малого предпринимательства – юридические лица (малые предприятия), которые соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В Красносулинском районе осуществляют свою деятельность 38 малых предприятий и 340 индивидуальных предпринимателей. Всего численность занятых в сфере малого предпринимательства более 2330 человек, это 25% населения, занятого во всех отраслях экономики района и 15% в общей численности трудовых ресурсов района.

Основные сферы деятельности малого предпринимательства:

- услуги розничной торговли и общественного питания;

- услуги бытового обслуживания населения;

- транспортные услуги;

- производственная деятельность: хлебопечение, переработка молока, производство цельно-молочной продукции, сыра твердого, масла животного;

- заготовка, переработка древесины – производство столярных изделий;

- производство сельскохозяйственной продукции;

- строительная деятельность – выполнение ремонтных (внутренних, наружных) работ.

Наиболее существенно влияние малого предпринимательства

– в сфере потребительского рынка:

- розничная торговля и общественное питание – 95% розничного оборота в районе;

- услуги бытового обслуживания населения – 100%;

- в хлебопечении – 70% производственной хлебобулочной продукции;

- в строительной деятельности, выполнение ремонтно-монтажных работ.

Субъекты малого предпринимательства – участники в поставках товаров, работ, услуг для муниципальных нужд; на 25 сентября текущего года объем выполненных работ (услуг, товаров) 19,5 млн.руб., это на 22% выше 2008 года и в 1,9 раза, чем в 2007 году.

В основном это:

- поставка продуктов питания для бюджетных учреждений;

- транспортные услуги – обеспечение доставки топлива гражданам района, нуждающимся в социальной поддержке;

- работы по договорам строительного подряда;

- капитальный ремонт, реконструкция объектов социальной сферы, жилья.

Субъекты малого предпринимательства района – участники выполнения национального проекта «Образование», на 15.09.2008 года поступление средств 231,5 тыс.руб., из них денежные средства – 15,3%, 84,7% - строительные материалы, лакокрасочные изделия, оргтехника, столовая посуда и принадлежности для школьной столовой, светильники, телевизор, стиральная машина и др.

За период 2007 – 2009 гг. увеличилась доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет района и составляет 2,9% - 2007 год, 3,9% - 2008 год; 8,7% - 2009 год. Первое полугодие 2009 года – 4,1%; снижение доли налоговых поступлений к уровню 2008 года, произошло из-за перераспределения отдельных видов налогов и передачи на другие уровни бюджетов. С 2.01.2008 года единый налог по упрощенной системе налогообложения в соответствии с Законом Ростовской области «Об областном бюджете Ростовской области на 2008 год» передан на областной уровень бюджета.

Наиболее острыми проблемами малого предпринимательства в районе, являются:

- недостаток собственных финансовых средств, для организации дела;

- отсутствие (недостаток) бюджетной поддержки для финансирования предпринимательских проектов;

- проблемы организационного характера – длительный срок оформления разрешительных документов в органах Роспотребнадзора, Пожарного надзора и др.;

- отсутствие механизмов финансово-кредитной поддержки малых предприятий, системы гарантий для кредитования малых предприятий;

- трудности имущественного обеспечения: отсутствие приоритетов у субъектов малого предпринимательства, являющихся арендаторами муниципального имущества по приобретению данного имущества при проведении конкурсных процедур по продаже имущества.

Рассмотрим, какие меры по решению проблем малого предпринимательства принимались в Красносулинском районе.

На протяжении ряда лет, субъектам малого предпринимательства, занимающимся производством хлеба и хлебобулочных изделий, сохраняется самая низкая в коммерческой деятельности ставка арендной платы за землю, в 4 - 7 раз ниже соседних муниципальных районов; кроме этого ряд минипекарен в соответствии с областным законодательством пользуются льготным тарифом на электроэнергию.

Субъектам малого предпринимательства передано право арены муниципального имущества (в основном, розничная торговля) площадью 1310 м2. Арендная плата, установленная Комитетом по управлению муниципальным имуществом не превышает 30 рублей/м2, в то время, как в коммерческих структурах указанные ставки от 250 до 500 рублей/м2.

Для дальнейшего развития крестьянских (фермерских) хозяйств в районе в течение последних лет остается неизменной ставка арендной платы за земли сельхозназначения – 21 рубль/га, при росте других составляющих в сельхозпроизводстве. В 2007 – 2008 годах их бюджета района для поддержки развития крестьянских (фермерских) хозяйств выделялась возвратная ссуда, в размере 2,0 млн. рублей.

На основании заявления субъектов малого предпринимательства, осуществляющих розничную торговлю, общественное питание, ходатайства Главы района, законом Ростовской области от 25.11.2004 года № 84-03 внесены изменения в сторону уменьшения корректирующих коэффициентов по ряду сельских населенных пунктов; законом от 13.07.2005 года №81-03 по остальным населенным пунктам. Действие закона вступило в силу с 01.01.2005 года.

Учитывая значимость развития малого предпринимательства в районе, Постановлением районного Совета народных депутатов от 23.09.2005 года № 235 предусмотрено из-за недостатка бюджетных средств, для оказания финансовой поддержки малому предпринимательству, снижение с 01.01.2006 года налоговой нагрузки на 18-20 % плательщикам ЕНВД.

Проведена 21.06.2009 года «Горячая линия» по фактам злоупотребления, халатности, бюрократизма в отношении малого предпринимательства; участие в ней приняли представители Роспотребнадзора, МРИ ФНС РФ №10 по Ростовской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Красносулинского района, РОВД, администрации района.

Постановлением коллегии администрации Красносулинского района от 30.05.2009 года № 4 утверждены мероприятия по развитию потребительского рынка Красносулинского района на период до 2011 года.

Постановлением районного Совета народных депутатов от 14.06.2006 года № 306 утверждена Программа развития и поддержки предпринимательства до 2010 года в Красносулинском районе.

Таким образом, из вышеизложенного мы видим, что ведется непрерывная работа по развитию и финансовой поддержке малого предпринимательства, постоянно совершенствуются условия, что положительно влияет на развитие малого предпринимательства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующая правовая система России все не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. “Вакуум права”, отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот “вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.

Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

- стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

- развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;

- развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали»;

- развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях – для более эффективного разделения труда «по вертикали»;

- развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических - коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических - политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)

Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки финансирования. Потому как в условиях привлекательной стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса и населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.

Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

От развития малого бизнеса в России, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

В Красносулинском районе анализ уровня социально-экономического развития показывает, что его промышленно-производственный потенциал ориентирован, главным образом, на добывающие и обрабатывающие отрасли промышленности, а также использование и переработку сельскохозяйственного сырья, производимого в районе.

В Красносулинском районе ведется непрерывная работа по развитию и поддержке малого предпринимательства, постоянно совершенствуются условия, что положительно влияет на развитие малого предпринимательства. Наблюдается рост численности малых предприятий и расширение сфер деятельности с положительной динамикой.

Социально-экономическое развитие Красносулинском района в период с 2007 года по 2012 год по основным индикаторам в целом будет наблюдаться сохранение общих тенденций социально-экономического развития при последовательном усилении позитивных трендов к концу периода. При этом основными позитивными тенденциями в развитии малого предпринимательства станут: увеличение общего объема инвестиций в основной капитал и увеличение темпов роста производства по видам экономической деятельности.

И в заключении хотелось бы еще раз указать те аспекты, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в России:

- формирование инфраструктуры развития предпринимательства;

- нормативно - правовое обеспечение предпринимательства;

- развитие прогрессивных финансовых технологий;

- научно - методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

- создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- международное сотрудничество в сфере предпринимательства - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...