Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционные формы работы воспитателя с родителями




Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. Рассмотрим их.

Презентация детского сада - то праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по которым работает детский сад.

Поступление ребёнка в детский сад - очень важный момент для каждой семьи. Основная задача - с первых минут общения вызвать у ребёнка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрировать настрой на взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга. Это мероприятие требует большой подготовки, но приносит огромную отдачу, облегчает процесс адаптации ребёнка к детскому саду, снижает уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания ребёнка в детском саду.

Родительские собрания. Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партнёры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

Семинары и консультации для родителей. Цель семинара и консультации - повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путём анкетирования. Консультация и семинары могут проводиться фронтально для группы родителей, которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Их цель - помочь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка.

Наглядный материал. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета.Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде.

Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Посещение семьи. Воспитатель своей группы должен посетить семьи своих воспитанников. Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребёнка, развитие контактов с семьёй, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и детского сада служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

Дни открытых дверей - это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семей) знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержки воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность. В этот день важно познакомить семьи со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей (целями, содержанием, формами, методами работы) и пригласить к взаимодействию в различных образовательных направлениях: физкультурно-оздоровительном, художественно-эстетическом, эколого-краеведческом и др.

Переписка педагогов и родителей. Очень часто родители спешат на работу, вечером торопятся домой и поэтому беседа воспитателя с родителями как таковой не получается. Кроме того, многие специалисты (психолог, логопед, медсестра) заканчивают свой рабочий день раньше, чем некоторые родители могут забрать своего ребёнка из детского сада. В таких условиях единственной возможностью общения со специалистами становиться письменная форма диалога - записка, личный блокнот (тетрадь), письмо, благодарственное письмо, открытка. Письменное обращение - это не просто исписанный лист бумаги, а руководство к действию для родителей, постоянно находящееся под рукой. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи. Ответ педагога при этом более точен и конкретен, обращён к конкретной семье.

Записка - это письменное обращение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.

Личный блокнот (тетрадь)- это письменная форма еженедельного обмена информацией между детским садом и семьёй. Такие блокноты (тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребёнка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещение театра) и др.

Письмо - повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребёнка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребёнка, связанного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и заботами, посочувствовать, обратиться за помощью.

Благодарственное письмо- это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении, каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.

Открытка - это форма письменного поздравления с достижениями ребёнка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.

Анкетирование. Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского сада, у такой формы взаимодействия с родителями есть плюсы:

1.Быстрое получение информации по какой-либо проблеме;

2.Достоверность информации;

3.Возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребёнка, о готовности родителей взаимодействовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать:

1.Вежливое обращение к родителям;

2.Краткое вступление с обозначением цели анкетирования;

.Вопросы, при необходимости варианты ответов на них;

.Благодарность за взаимодействие в конце анкеты [14].


Нетрадиционные формы работы воспитателя с родителями

Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей.

В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители - взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

Конкурсы и проекты. Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

"Круглый стол" с родителями. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Деловые игры. Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

«Клубы» (семейные). Семейные клубы - это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными - для малышей).

Вечера вопросов и ответов. Специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть одно темными и многотемными. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

«Встречи-знакомства» - это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребёнка в детском саду.

Праздники в детском саду. Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь - с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду - это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

Организация семейных праздников - одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов специалистов.

24 вопрос. Охарактеризовать вопросы безопасности и комфорта образовательной среды ДОУ.

Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. Очевидно, что психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления психологического здоровья, психол. здоровье, в свою очередь, - основа жизнедеятельности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: Можно выделить три основных этапа (во время пребывания в д/с) влияющих на его психологическое здоровье, и упущение которых, нами взрослыми, ведет к развитию негативных проблем у ребенка

1. Адаптационный период

2. Эмоционально-личностное развитие (как основа понимания внутреннего мира малыша, его психического состояния его возможные перспективы)

3. Подготовка в школу и профилактика поведения.

Поэтому в ДОУ необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья. Неблагоприятными факторами в данном случае являются:

• Разного рода нестабильности (экономические, политические и т. д.)

• Изменения социального статуса и благосостояния людей

• Возрастающий информационный поток, который очень вредит хрупкой душе ребенка.

Педагоги Доу отмечают, что, например, потускнела сюжетно-ролевая игра, распались многие социо - культурные механизмы, дефицит общения со сверстниками, и внедрение раннего развития.

Доктор психологических наук И. А. Дубровина выделяет три уровня психологического здоровья

Созидательный уровень-это те дети, которые не нуждаются в психологической помощи, адаптированы к изменяющейся среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций. Это идеальный ребенок - редко встречается в ДОУ.

Адаптивный уровень-большинство благополучных детей, в целом адаптированных к обществу, но у них появляются отдельные признаки дезадаптации в виде повышенной тревожности. Эти дети нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

Третий, низкий уровень-это дети неспособны к гармоничному взаимодействию, проявляют зависимость от внешних факторов, не владеют механизмом защиты, не готовы к самоизменению в соответствии с окружающим миром. Проявляется в виде нарушения форм поведения, конфликтах, в кризисах дома и ДОУ. В эту же группу входят дети, которые приспособились, в ущерб собственным потребностям и интересам. Это тихие примерные дети, не приносящие проблем ни родителям, ни педагогам, и крайне редко кто-то из взрослых замечает у них стойкий эмоциональный дискомфорт.

Детям первой группы – достаточно развивающей работы с учетом зоны ближайшего развития, второй группе – целенаправленная психопрофилактическая помощь с использованием групповой работы. Детям третей категории - индивидуальная коррекционная помощь.

Очевидно, что ДОУ должен стать тем местом, той питательной средой, где формируются успешные, счастливые и здоровые дети, а для этого образовательное учреждение должно стать территорией безусловной психологической безопасности.

Основные компоненты структуры психобезопасной среды: Система организации режима жизнедеятельности (режим дня эффективный и гибкий; создание предметно-развивающей среды, организация образовательного процесса.)

система организации межличностных отношении в ДОУ (влияние педагога на развитие личности, психологический климат в коллективе, климат в пед. коллективе (мотивация на работу, атмосфера и т. д.)

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.

Уголок психологической разгрузки в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используется специальное световое оборудование, сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда.

№25. Деятельность дошкольных образовательных учреждений регламентируется Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”). ФГТ определяют направленность педагогического процесса: содействие становлению и развитию интегративных качеств личности (активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности и др.), формирование универсальных предпосылок учебной деятельности (умение слушать и слышать, задавать вопросы и находить на них ответы, используя различные источники информации и др.). Эти качества личности могут быть обобщены понятием “ключевые компетентности”. Как все личностные характеристики, они являются результатом совокупности взаимовлияния многих факторов — семьи и социального окружения, системы образования, но, прежде всего, жизнедеятельности и жизнетворчества самого человека, в данном случае ребенка. То есть они являются результатом индивидуальной жизни в большей мере, чем плодом планомерного педагогического воздействия. Следовательно, те изменения в организации образовательного процесса, которые предусмотрены ФГТ, — переход от формально организованных занятий к видам педагогической деятельности, предусматривающим решение программных образовательных задач в совместной деятельности со взрослыми, в самостоятельной деятельности и в играх детей, — неминуемо будет вести к индивидуализации как целенаправленно организованного обучения, так и в целом образования.

В письме министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2009г. № 03-132 “О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста” также указывается о необходимости выстраивания индивидуальных траекторий развития детей, которые по каким-либо причинам (длительное отсутствие в детском саду, наличие трудностей, ограниченными возможностями здоровья и др.) не могут успешно осваивать основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

№26.Описать критерии, показатели и методики оценки результативности освоения ребенком образовательных программ.

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Критерии – это признаки, по которым дети должны оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. Критерии должны быть довольно четкие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно выполненное действие можно получить определенное количество баллов.

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.

При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата.

Алгоритм.

В начале учебного года учитель и ученики договариваются:

· по каким критериям будут оцениваться работы учащихся в этом учебном году

· как будут проводиться итоговые работы по теме

· формы итоговых работ (тест, эссе, исследование, проекты и т.д.)

· критерии оценивания итоговых работ

· написание инструкций учащимся

Немаловажную роль играет проведение промежуточного оценивания небольших самостоятельных работ, которое показывает, насколько ученик успешно осваивает изучаемый материал данной темы. Это и функция обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты воспринимаются учеником как рекомендации для улучшения собственных результатов, т.к. оценки за них в журнал не выставляются.

Пример критериального оценивания работы учащегося на уроке истории:

1.Активность в ответах на вопросы- до 14 баллов

КритерииБаллы

· ученик называет факт, имя, событие - 1

· ученик дает определение - 2

· ученик использует дополнительный источник - 2

· ученик высказывает и объясняет свою точку зрения, называет причины события - 4

· ученик сопоставляет изученный материал с ранее изученным, делает правильный вывод - 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...