Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития теорий массовой коммуникации.




Наблюдается с начала XXI века рост интереса к теоретическому осмыслению проблем коммуникации как массовой, так и межличностной. В настоящее время, как и в конце прошлого, ХХ века, не только в России, но и в европейских странах и в США теоретики коммуникационных процессов все активнее говорят и пишут о власти и роли СМИ. Этот факт стал особо упоминаем в рассуждениях политиков, говорящих о влиятельности СМИ, об их управлении миром, о безответственности СМИ, как ими самими управляют и как общественным мнением с их помощью манипулируют.

В XXI веке информационно-коммуникационное пространство расширяется и роль коммуникации охватывает все новые сферы жизни, массовые модели сочетаются с межличностными, находятся новые сферы применения на межличностном, прежде всего, и персонально-индивидуальном уровне.

Делаются попытки научными центрами, занимающимися массовой коммуникацией, подвести итоги развития СМИ в XX веке и определить пути развития теории МК. В России это весьма интересно, так как в нашей стране эта дисциплина в полной степени еще и не сформировалась, несмотря на то, что она находится в поле зрения не только журналистов, но и философов, социологов, психологов, политологов. Все заинтересованы ролью МК, но до сих пор российский стандартный учебник по коммуникации нельзя выделить. А вот на фоне трудов западных теоретиков особо выделяется «Теория коммуникации» Дениса МакУэйла, выдержавшая уже шесть изданий и в качестве учебника принятая во многих университетах.

Исследования перестали быть англо-американской монополией поскольку коммуникации расширили свою географию. Сегодня издаются во многих странах Европы, Азии, Америки книги и журналы по проблемам медиа и коммуникаций. Такие международные организации, как IAMCR -Международная ассоциация исследований массовой коммуникации и ICA -Международная ассоциация коммуникаций играют значимую роль в интернационализации исследований коммуникации и они представляют теории даже российские, а не только американские, британские и канадские.

Вызывает особый интерес исследование трех авторов: Кевина Барнхерста, Майкла Вари и Игоря Родригеса из Университета Иллинойса в Чикаго, оно посвященно визуальным коммуникациям. Способствуют, по их мнению, Интернет, мобильная телефония, не говоря уже о телевидении внедрению зрительного, образного начала в сферу коммуникации. Превращается визуальная коммуникация в важнейшую часть исследования коммуникации, становясь самостоятельным элементом, или же самостоятельной дисциплиной. Интересный факт: авторы работают в отделении коммуникации и в отделении истории искусства одновременно.

Резкое увеличение каналов коммуникации и дефицит содержания стали одним из факторов, который способствует медийной визуализации.

В системе коммуникаций особое место заняли СО. PR посвящено обстоятельное исследование Карла Ботан и Морина Тейлор рассматривающих PR как новую прикладную коммуникационную дисциплину. Так же, авторы подготовили специальную статью по теории и исследованию массовой коммуникации, где представили своего рода каталогизацию и классификацию современных теорий коммуникации многочисленных и разнообразных.

Согласно приводимым данным, в США озвучены 26 теорий коммуникаций. Авторами исследования являются Дженнингс Брайант и Дарина Майрон из Института исследований коммуникаций и информации.

Делается акцент на коммуникации, связанной со здоровьем Роксанн Паррот из Университета Аризоны. В наше непростое время стал настолько актуален и важен интерес общества к проблемам сохранения здоровья человека, что это становиться важнейшей областью коммуникации и большинство американских университетов имеет специализацию по этой сфере человеческих интересов.

Наркотики, СПИД и все прочие "прелести" современной цивилизации связанные с возросшими опасностями для здоровья, которые заставляют людей постоянно заботиться о здоровье, становящиеся одним из острейших глобальных проблем существования человечества и поэтому в процессе современных коммуникаций оказывается в центре особого внимания.

Эти исследования, собранные все вместе, показывают изменяющуюся в современном мире структуру коммуникационных процессов.

Следовательно, существенные сдвиги происходят в современной коммуникации. Роль визуальной коммуникации в восприятии мира возрастает на всех уровнях: бытовом, политическом, научно-теоретическом. Визуальный аспект очень важен во всех видах коммуникации и на всех уровнях грамотности. И новые технологии этому способствуют, прежде всего, Интернет, визуализирующий даже текст. Чрезвычайно важной в экономической и индустриальной сфере становится проблема так называемой упаковки или дизайна.

Авторы исследований, определяя особенности коммуникационной визуальной сферы, фокусируют внимание на четыре направления:

· изобразительное искусство;

· дизайн, связанный с искусством;

· фото;

· фильм.

Выступают эти четыре момента определяющими в сфере визуализации коммуникации. Свои практические зоны они имеют все. Искусство, дизайн, прикладное искусство действуют во всех сферах, а в сегодняшней системе коммуникаций фото и фильм тоже очень важны. Определяют характер эти четыре направления визуальной коммуникации, новой коммуникационной дисциплины

Становится сегодня особенно существенным факторам культура "глаза" и восприятия мира через глаз и важным аспектом теории и реальностей коммуникаций. В этом смысле, исследования коммуникации соединили текст с визуальными качествами, опирающиеся на искусство, фото, фильм и дизайн. Все это переплетается, объединяясь и сливаясь, в особую зрительную коммуникационную систему.

Охватывает все стороны нашей жизни идущее обновление и развитие коммуникаций. Следовательно, происходит не только дифференциация теорий коммуникаций, но и самой коммуникационной сферы. Очень это важным аспектом является.

Связан, прежде всего, особый интерес к теории коммуникации с развитием конвергенции в сфере коммуникации. Она происходит там, где все виды коммуникации очень важны: в компьютере, в новом современном сотовом телефоне, в сфере общения. Можно судить даже по последним предвыборным кампаниям о том, насколько важна визуальная коммуникация, где сигнальная роль цвета приобретает большое значение.

Обусловило бурное развитие СМК в XX в. пристальный интерес ученых к всестороннему исследованию их деятельности. Изначально изучение массовой коммуникации развивалась как часть общесоциологической теории или макросоциологии. Определяли американские социологи, такие как Р.Э. Парк, Ч.Х. Кули, У. Липпман как общение членов массы – «коллективной группировки» массовые коммуникации, которые возникли на волне индустриализации и урбанизации. Социальные функции массовой коммуникации активно изучаются. Занимает в анализе СМК особую роль телевидение, которое стало наиболее существенным культурным явлением XX века.

Растущее влияние телевидения стало общей тенденцией современного мира, как наиболее привлекательное средство получения информации, при относительном ослаблении воздействия печатной продукции и радиопередач на аудиторию. Видное место в анализе телевидения отводится критике, обвиняющей его в формировании всевозможных видов нежелательного коммуникативного поведения. Часто высказывается сожаление по поводу снижения культурного значения типографии и превращения телевидения в средство, которое истощает творческие способности, но способствует приятному состоянию эйфории.

Весьма многообразны концепции места и роли массовой коммуникации в обществе.

В развитии теорий массовой коммуникации новый этап связан с осознанием того, что представления, согласно которым влияние СМИ определяется их прямым воздействием на аудиторию, носят упрощенный характер. Во-первых, на этом этапе, выдвигалась теория селективной экспозиции, утверждавшая, что аудиторию как послушную массу, которая без критики воспринимает любую информацию, нельзя представлять. Имеет каждый человек, как личность и как индивидуальность, собственные вкусы, предпочтения и интересы и осуществляет в соответствии с ними выборочное потребление информации, предлагаемой СМИ.

Было установлено П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ, в 1940 г. наличие двухступенчатого потока информации, а так же выдвинута гипотеза, нашедшая эмпирическое подтверждение, о том, что сообщение, посланное аудитории, сначала достигает «лидера мнения» или наиболее авторитетного члена группы, а через него затем уже других членов данной группы.

Дал рождение в области исследования межличностных отношений тезис о двухступенчатом потоке коммуникации большому количеству экспериментов. Социология «Лидеров мнения» стала рассматривать как связующее звено между СМИ и массой, которая нуждается в направлении. Последующие исследования модифицировали данную теорию и создали концепции многоступенчатого потока информации, поскольку выяснили, что в свою очередь, «лидеры мнений» имеют собственных «лидеров мнений» и к ним обращаются за информацией.

Теория «спирали молчания» была предложена в 1970-х гг. немецкой исследовательницей Э. Ноэлль-Нойманн.

Возникла на основе научно-исследовательской работы Дж. Гербнера и его коллег из Анненбергской школы в области «культурных индикаторов» в середине 1960-х гг. теория культивирования. СМИ занимали центральное место среди этих индикаторов и телевидение в первую очередь. В целом, массмедиа рассматривались как средства, которые культивируют или укрепляют установки и ценности, уже существующие в культуре.

Была выдвинута, вслед за этим, теория урегулирования повестки дня, которую популяризировал М. Маккомбс и Д. Шоу, где говорилось о том, что средства массовой коммуникации формируют их отношение к событиям, не просто заставляют людей думать.

Сформулированная С. Болл-Рокеш и М. де Флер теория зависимости, показыала наличие сложной системы взаимодействий между средствами информации, их аудиторией и обществом в целом, а также установила от деятельности СМИ наличие сильной зависимости потребностей и целей людей

Не может представлять ничего иного всестороннее изучение коммуникации, кроме рассмотрения концепций и утверждений разного уровня обобщения, помогающие описывать, оценивать, объяснять, управлять и предсказывать события коммуникации.

Контрольные вопросы:

1. Что является основным критерием СМК?

2. Кто сказал, что содержит социальная система массовой коммуникации несколько важнейших составляющих, являющиеся в теоретическом плане ролевыми подсистемами?

3. Назовите критерий, который является основанием деления социальных систем?

4. Чем задается качественная определенность, то есть та роль, которую она, как подсистема играет в обществе?

5. Правильно ли утверждение: коммуникация есть функция массовой коммуникации, да еще и исходная функция?

6. Как в реальности называется способ, посредством которого функция массовой коммуникации реализуется?

7. Что не является функцией массовой коммуникации, а только способ ее функционирования, вообще существования?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...