Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности правового регулирования военно-технического сотрудничества в отношении результатов интеллектуальной деятельности

Теоретико-правовые исследования последних лет, в первую очередь исследования В.В. Кудашкина[[38][, показали необходимость изучения проблем военно-технического сотрудничества (ВТС) в рамках военно-правовой науки, где результаты их анализа образуют новое направление подотрасли «международное военное сотрудничество».

Использование результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в ходе военно-техническое сотрудничество происходит главным образом на следующих этапах:

в процессе производства вооружения и военной техники для последующей поставки на экспорт;

в процессе создания новых результатов интеллектуальной деятельности и передачи информации о них по заказу иностранного заказчика, как правило, при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР);

непосредственно при передаче результатов интеллектуальной деятельности и/или соответствующих прав иностранному заказчику.

Экспорт информации о результатах интеллектуальной деятельности и прав на них происходит в основном в ходе выполнения так называемых лицензионных соглашений на производство продукции военного назначения (ПВН). В годы «холодной войны» значительные объемы лицензий были предоставлены со стороны США и СССР (лицензиаров) своим партнерам по блокам НАТО и Варшавского Договора соответственно (лицензиатам). Общая сумма советского экспорта по этим лицензиям в третьи страны оценивается экспертами почти в 8 млрд. долл. С окончанием «холодной войны» и обострением конкуренции на рынке вооружений ведущие разработчики продукции военного назначения, в том числе из России, все чаще идут на организацию лицензионного производства на основе своих разработок в третьих странах.

В последние годы, в условиях сокращения ассигнований на оборону и роста наукоемкости продукции, все более важным направлением военно-технического сотрудничества становятся совместные проекты.

К законодательству, регулирующему использование результатов интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества, относятся:

источники гражданского права, включая Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Патентный и другие законы, посвященные регулированию использования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

публично-правовые акты, ограничивающие гражданские права участников правоотношений в сфере военно-технического сотрудничества в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственной власти по защите прав и интересов Российской Федерации в отношении результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

К источникам внутреннего российского законодательства, регулирующего отношения по использованию результатов интеллектуальной деятельности в области военно-технического сотрудничества, относятся также нормы международных договоров Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 15 Конституции являются частью ее правовой системы[[39]].

Несмотря на то, что при экспорте изделий права на использование результатов интеллектуальной деятельности, как правило, не передаются, этот процесс сопровождается утечкой содержащейся в изделиях информации. Защита интересов разработчиков и инвесторов с учетом возможностей обратного технического анализа остается одной из наиболее сложных проблем законодательства о промышленной собственности.

Патентование российских технологий затруднено рядом факторов, а именно: не все элементы технологий, которые используются и/или передаются в ходе военно-технического сотрудничества, патентоспособны, при этом критерии патентоспособности в разных государствах различны; многие российские предприятия не имеют достаточной мотивации в охране патентоспособных элементов своих технологий из-за значительных затрат на получение и поддержание в силе патентов, судебную защиту своих прав в случае их нарушения; патентное законодательство многих стран допускает изъятия в отношении объектов, имеющих существенное значение для безопасности страны, включая продукцию военного назначения.

Секретное патентование, введенное в Российской Федерации в 2003 г., нeспособно обеспечить защиту российских разработок за рубежом, но может породить серьезные конфликты при рассекречивании разработок или при несекретном патентовании их иностранными лицами в Российской Федерации[[40]].

Наиболее важным для российской стороны остается обеспечение охраны конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну. Однако в этом случае защита интересов правообладателя в значительной степени строится на основе договорного права и только в случае деликта обязательство о возмещении вреда может быть возложено на лицо, не являющееся стороной договора. Ответственность же лицензиата ограничена законодательством о банкротстве и зачастую несопоставима с наносимым ущербом. В этом заключается одна из основных причин сложности в претензионной работе со странами, получавшими лицензии от бывшего СССР. Поэтому особый интерес представляют возможности получения дополнительной охраны на уровне межправительственных соглашений о защите интеллектуальной собственности[[41].

Интеллектуальная собственность, определяем]ая действующим законодательством как совокупность субъективных гражданских прав, - продукт в определенном смысле эфемерный, который может исчезнуть вместе с изменением законодательства. В этой связи особого внимания заслуживает принятый Государственной Думой 19.11.2003 и отклоненный Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральный закон «О коммерческой тайне»[[42]]. В дополнение к замечаниям, высказанным Федеральным Собранием, следует отметить весьма жесткие требования законопроекта к составу информации, составляющей коммерческую тайну, и режиму ее охраны, что может поставить под сомнение наличие прав Российской Федерации на большой пласт оборонных технологий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2002 г. N 72 утверждено Положение о Межведомственной комиссии по восстановлению прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам при организации на их территориях лицензионного производства вооружений и военной техники, разработанных в бывшем СССР и в Российской Федерации.

Мероприятия Межведомственной комиссии в своей содержательной части пока ограничены сбором исходных данных и организацией переговорного процесса на межправительственном уровне. Между тем необходимо учитывать ограниченную эффективность таких соглашений и/или переговоров по ним вследствие государственного иммунитета, незаинтересованности в заключении межправительственных соглашений большинства государств, использующих российские (советские) разработки, сложности проверки выполнения соглашений.

В этих условиях представляется необходимой разработка концепции восстановления прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, переданные иностранным государствам в ходе военно-технического сотрудничества. Работа по ее созданию должна быть осуществлена под эгидой Межведомственной комиссии на основе изучения законодательства, как Российской Федерации, так и стран-лицензиатов, анализа политической и экономической целесообразности с привлечением ведущих государственных юридических и экономических институтов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...