Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Запад как тип культуры. Особенности современной европейской культуры.




Восток как тип культуры. Особенности традиционного типа развития.

Одной из первых философских теорий, в которых понятия «Восток» - «Запад» приобрели строгую научную форму, стала теория немецкого философа 19 века Г.В.Ф. Гегеля. Под именем «Восток» этот мыслитель объединил древние цивилизации Азии и примыкающей к ней Северной Африки - это Китай, Индия, Персия. Кроме того, он причисляет к Востоку исламский мир. При этом ни Россию, ни Америку Гегель в эту схему не включает.

Таким образом, Восток выступает у Гегеля в виде трех культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного.

Первые западные цивилизации возникли на островах северного Средиземноморья – это Древняя Греция и Древний Рим. Этот античный мир и возникшая уже в христианскую эпоху западноевропейская цивилизация и составляет у Гегеля понятие «Запад».

 

В современных исследованиях понятия «Запад» - «Восток» в значительной мере изменили свое значение – они используются для обозначения двух различных цивилизационных типов развития: восточного, где преобладает традиция, и западного, в котором доминирует новаторство.

Понятие «традиционное общество», или «общество традиционного типа» - одно из определяющих в культурологии.

Традиционным обществом называют общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени.

Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты:

1. традиционализм, т.е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада. Приверженность традиционному типу отношений гарантирует стабильность цивилизации, ее жизнеустойчивость, поскольку традиция является механизмом самосохранения культуры. Вместе с этим в таком обществе не бывает социальных революций, трудно приживаются любые культурные новации.

Связь человека со своей социальной группой и подчинение ей.

С рождения судьба человека, его возможности определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие, община и т.д.). С точки зрения социологии, традиционное общество – это закрытое общество, т.е. лишенное возможности социальной мобильности, характерной для западной культуры. В современном открытом обществе существуют такие «лифты социальной мобильности» (способы изменения статуса), как карьера, образование, бизнес, брак. В традиционных культурах изменение социального статуса затруднено (Индия с ее кастовой системой). Исключение составляет Китай с его системой отбора чиновников.

3. гармонические отношения человека с окружающей природой, в том числе со своей телесной природой. В традиционном обществе нет противопоставления субъекта и объекта, общественное и природное воспринимается как нечто целое и гармоничное. Восточная культура характеризуется особым типом экологического сознания, в результате эти цивилизации в течение тысячелетий не знали экологических проблем, не нарушали равновесия между человеком и природой. В само понятие природы входило и понятие человеческой природы, восточная культура придавала огромное значение физическому состоянию человека – его здоровью, гармонизации сексуальных отношений и совершенствованию возможностей его психической деятельности. Все эти проблемы получили большое распространение в системе восточных духовных практик (в даосизме, йоге, буддизме).

4. зависимость мировосприятия человека от существующего религиозно-мифологического мировоззрения. В традиционных культурах Востока сознание является по своей сути религиозно-мифологическим. Это значит, что мифология и религия формировали картину мира человека традиционных культур. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека из окружающего мира, наоборот, она одушевляет мир, очеловечивает его. Обществу традиционного типа соответствует особый способ мышления, получивший название восточного иподразумевающий созерцательное отношение человека к миру. Идеалом мыслителя для такого общества является не исследователь, всесторонне познающий окружающий его мир и преобразующий его на основе знания, а мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир.

Ко времени встречи с европейской цивилизацией Индия, Китай и Япония были преуспевающими и стабильными государствами. В конце 18 веке Восток превосходил Европу не только численностью, но и богатством. Промышленная революция и модернизация общества, начавшиеся на Западе, позволили ему осуществить экспансию, превратив государства Востока в колонии и полуколонии. Так называемый культурный диалог на протяжении всего 19 в. был агрессивным монологом Запада и терпеливым молчанием Востока. Если в 19 в. Индия и Китай, упорно пытаясь сберечь свои традиции, тем не менее, были вовлечены в насильственную модернизацию, то в 20 в. модернизация осознается как цель социальных и политических реформ, проводимых в этих странах.

Современная наука рассматривает модернизацию как процесс трансформации традиционной культуры, причем это всесторонний процесс, включающий в себя индустриализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию, изменение социальной структуры и возрастание социальной мобильности, изменение образа жизни людей, демократизацию и секуляризацию общества, рост образования, повышения социального статуса женщин.

Модернизация в каждой из традиционных культур идет по-разному: некоторые общества сталкиваются с огромными проблемами, другие, например Япония, добиваются поразительных успехов.

вопрос. Запад как тип культуры. Особенности современной европейской культуры.

 

Западная (европейская) культура в своем основном значении – это культурная общность стран и народов Европы, сохраняющаяся с эпохи Древней Греции по настоящее время и опирающаяся на типологическую близость культурных традиций.

Термин «западная» говорит о ее отличиях от восточной культуры, которые проявляются не только во внутренних культурных установках, но и в их исторических последствиях. Различия между Западом и Востоком проводятся буквально по всем глобальным вопросам.

 

Рассмотрим основные различия западной и восточной культур, выбрав в качестве сравнительных критериев следующие признаки:

 

Сравнительные признаки ЗАПАД ВОСТОК
Сфера производства Индустриальная Аграрная
Тип науки Механицизм Органицизм
Цель образования Формирование личности Овладение традицией
Тип личности Экстравертный Интровертный
Тип мироощущения Рационализм, прагматизм Гилозоизм, иррационализм
Ценности Политические, экономические Эстетические, религиозные
Динамика развития Мобильность, стремление к обновлению Верность традиционным ценностям и ориентирам
Особенности развития общества   Демократическая регуляция общественной жизни, автономность личности Сословно-кастовое членение общества, слабое развитие личностного начала    
Отношение к окружающему миру Идея цивилизаторской миссии своей культуры, пренебрежение к «нецивилизованным» народам   Стремление к изоляции, осознание своей культурной и национальной самобытности

 

Запад как культурная целостность получил исходный импульс от греческой цивилизации. Античная культура и цивилизация – это культура агонального (состязательного) типа. Состязательность и возникший на ее основе разум стали основанием для европейской культуры.

Переход к средневековой эпохе, связанный с распространением христианства, ознаменован обращением к личному духовному абсолюту. Рациональное оказывается не главным в человеке, открываются другие, более глубокие духовные измерения личности – вера, надежда, любовь. В средневековой культуре возникают представления о человеческой добродетели, о грехе. Христианская религия и основанная на ней культура средневековья создают новое историческое обоснование целостности Запада: христианский Запад противостоит мусульманскому Востоку, кроме того, деление Римской империи на Западную и Восточную противопоставляет католический Запад православному Востоку.

Формирование современного западного общества обусловлено обмирщением средневековой культуры и секуляризационными процессами, характерными для культуры эпохи Возрождения. Эта эпоха возрождает античный антропоцентризм и на его основе формирует новое европейское мировоззрение, получившее название – «гуманизм». Гуманизм в качестве главной ценности рассматривает человеческую личность и утверждает право человека на развитие всех его способностей и удовлетворение всех его потребностей.

Особая роль в конструировании западного общества принадлежит ХIХ веку. Наука и ее достижения, последующие процессы индустриализации и либеральные ценности позволили Западу не только создать привычный для нас мир технического благополучия и изобилия, но и выступили причиной появления на исторической арене самодовольного и ограниченного человека массы.

Современная европейская культура является синтезом того, что было открыто человечеством в прошлые века и того, что было достигнуто к концу ХХ века. В связи с этим можно отметить ряд важных тенденций в современном развитии западной культуры:

С одной стороны в ней получили широкое распространение гуманистические принципы и идеалы. Современный гуманизм носит демократичный характер, он адресован каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу.

Другим важнейшим итогом развития культуры Запада стала установка на научно-рациональное познание мира, утверждение торжества науки. Мировая научная целостность, сложившаяся в ХХ в. положила начало экономическому объединению мира и формированию новой техногенной цивилизации.

Современное производство привело к господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, над человеческой индивидуальностью. Постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности. Выдающиеся гуманисты и мыслители ХХ века с тревогой заговорили о процессах дегуманизации, и даже деградации европейской культуры.

Однако сейчас происходят серьезные изменения в характере и направленности развития современной культуры. Такие изменения обусловлены, прежде всего, коренным переворотом в системе отношений человек – производство. В условиях формирования постиндустриального (информационного) общества главным фактором обновления производства становится сам человек, его творческие возможности. В современном западном информационном обществе человеческий выбор оказывается решающей детерминантой социально-исторического развития. Человек перестает быть элементом технологической, экономической или политической системы, возникает новая ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие зависит от состояния духовного мира личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...