Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление читательских потребностей осуществляется путем маркетинговых исследований.




Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.

Массовый читатель весьма разнообразен, и его деление на какие-либо определенные группы, возможно, во многом условно. Можно обозначить значительную читательскую категорию, которую представляют люди, обладающие достаточно высокой общей подготовкой, в том числе имеющие высшее профессиональное образование, которые следят за развитием науки, техники, искусства, проявляют систематический интерес к достижениям научно-технического и общественного прогресса. В научно-популярной книге эти читатели ищут ответы на актуальные вопросы мироздания, бытия, духовной жизни. Их интересы могут быть обусловлены потребностью дальнейшего самообразования, желанием заполнить досуг полезным чтением. Наравне с любознательностью ими может владеть склонность к познавательной деятельности, к анализу, обобщению и оценке новых научных и технических достижений, а также к выявлению возможностей их использования.

Другую группу составляют читатели, которые имеют общее, цельное представление о мире и интересуются новыми знаниями о нем в порядке самообразования и с желанием более широкого его познания. Такими читателями могут быть люди со средним образованием и определенным жизненным опытом. Для них научно-популярная книга может представлять ценное пособие при решении практических вопросов. Конечно, тут дело не только в образовании. О нем приходится упоминать главным образом постольку, поскольку редактор должен учитывать при создании книги возможности ее прочтения и восприятия читателем. В принципе читатели, которых мы относим к данной группе, - это люди начитанные, порой обладающие систематическими знаниями предмета и устойчивым определенным мировоззрением.

Широкую массовую группу представляют учащиеся всех видов и форм образования - от младшего школьника до студента - выпускника вуза. Очевидно, что эту группу следует рассматривать, подразделяя ее на ряд подгрупп хотя бы по образовательным и возрастным признакам. Можно также учитывать психологический настрой, познавательный интерес, которые во многом зависят от ступени обучения, возраста, пола.

Для учащихся научно-популярная книга может представлять специальный интерес в качестве обучающего средства, которое дополняет обязательные учебные издания и служит расширению программных знаний.

Рассматривая категорию читателей, которую составляют специалисты из смежных отраслей, нужно учитывать одну из особенностей современной науки и техники. В ходе научно-технической революции осуществляются дробление функции и структуры производства, дифференциация наук. Но преобладающей и определяющей является другая тенденция - интеграция, ведущая к становлению науки как единой сложной системы. С одной стороны, на стыках двух, даже трех традиционных наук возникают новые (биохимия, физико-химическая механика). С другой стороны, рождаются науки синтезирующего характера, объединяющие ряд далеко отстоящих наук, нередко естественных и гуманитарных (кибернетика, науковедение), и происходит взаимопроникновение методов исследования. Например, в результате математизации наук возникли математическая геология, математическая лингвистика. Все чаще решаются проблемы, требующие знаний в области ряда наук (бионика).

Еще одним примером является развитие и применение в различных сферах, в том числе в самой науке, новых информационных технологий, широкая информатизация всего общества.

Ученые признают, что современная наука развивается так стремительно, стала настолько сложной и многогранной, что человек, чтобы в полную меру жить жизнью своего времени, не может обойтись без научных знаний, популярно изложенных. Вот мнение академика Б. М. Кедрова: «...В большинстве своем ученые знакомятся с достижениями коллег из других отраслей, с новинками советской и мировой науки через популярную литературу. Ныне в той же химии фронт исследований настолько широк, что ученый с правого фланга вряд ли уяснит... что творится на левом». Следовательно, можно сказать, что одной из новых функций научно-популярной книги является взаимная информация ученых и инженерно-технических работников о состоянии и проблемах, о достижениях и новых методах исследования, применяемых в самых разнообразных отраслях знаний.

Виды научно-популярных изданий. Концепция их создания

В книговедении нет однозначного взгляда на классификацию научно-популярных изданий. Точнее сказать, виды научно-популярных изданий не рассматриваются вообще. Авторы чаще всего уходят от этого вопроса, говоря о научно-популярной литературе вообще, а не о книге. Там, где все-таки речь идет о научно-популярной книге, за основу классификации берутся какие-либо одна-две ее функции. Например, предлагаются такие виды научно-популярной книги: познавательная, информационная; для детей выделяют научно-популярные и научно-художественные издания.

Мало или почти ничего не пишут о произведениях научно-популярного жанра. Основным источником, который представляет исходную информацию по этому вопросу и на который обычно ссылаются, можно назвать статью Э.А. Лазаревич «Некоторые вопросы редактирования научно-популярной литературы».

По известному определению Государственного стандарта, издание - это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации. Издание служит тому, чтобы создать условия и обеспечить эффективное использование произведения читателем. Общие признаки научно-популярных произведений названы в начале предыдущего раздела при определении научно-популярного издания. В несколько расширенной и вместе с тем конкретизированной форме они сводятся к тому, что научно-популярное произведение содержит сведения о достижениях науки, техники, культуры, искусства, о путях и методах их получения, о самих ученых (исследователях) и служат целям распространения этих сведений в форме, обеспечивающей их восприятие и усвоение читателями самого разного уровня образования, профессиональной подготовки, возраста.

При определении тем общедоступных произведений следует отдавать предпочтение фундаментальным наукам, так как без них прикладные знания превращаются в простую рецептуру.

При подготовке научно-популярного издания редактор учитывает, что сегодня читатель получает информацию из всех средств пропаганды и имеет высокий образовательный уровень. При этом популярная книга о науке не может и не должна заменять ни учебник, ни инструкцию.

В числе научно-популярных произведений есть такие, которые могут быть отнесены к тому же жанру, что и научные произведения, это монография, статья. На основе жанра научно-популярной монографии осуществляется создание издания, которое называется научно-популярной монографией. Как во всякой монографии, в ней должны быть изложены сведения по одной проблеме, теме. Это, например, какое-либо открытие, изобретение, создание теории, проблема научного поиска, проблема становления и развития науки и др. Одним из примеров научно-популярной монографии можно считать книгу академика В.А. Кириллина «Страницы истории науки и техники», выпущенную издательством «Наука» в 1986 г. в серии «Наука. Мировоззрение. Жизнь».

В монографии освещен чрезвычайно широкий круг вопросов истории развития науки и техники от древнего мира до нашего времени, от натурфилософии и ранней атомистики до квантовой электроники и космических лучей. Имеет ли право на жизнь подобная монография по истории науки и техники, может ли она найти своего читателя? Думается, что в этом не может быть сомнений. В ней расставлены основные вехи истории многих важнейших направлений науки и техники, коротко охарактеризованы (или только названы) главные творцы этих направлений, обозначены важнейшие этапы их развития.

Очевидно, что наряду с подобной монографией могут быть монографии, посвященные отдельным, узким направлениям в области науки и техники, отдельным проблемам и темам. А там, где развитие науки, решение научных проблем, там и исследователи, ученые, их творческая научная деятельность, их научная биография. Э.А. Лазаревич называет биографии в числе основных научно-популярных произведений. Если переходить к рассмотрению процесса редакторской подготовки и создания на его основе издания, то встает вопрос: каким может быть это издание? По характеру информации и составу основного текста оно имеет необходимые признаки монографии.

В биографическом произведении освещается жизнь ученого, показывают формирование его мировоззрения, дается характеристика его вклада в науку. Биографии ученых в научно-популярном смысле привлекательны тем, что в них бывают показаны научные достижения в тех областях познавательной деятельности, которой занимался ученый. Иногда это относится к какому-либо одному научному направлению, которому ученый привержен в течение всей своей творческой жизни, как, например, И.П. Павлов. В биографии ученого наряду с основным научным направлением могут быть представлены научные результаты, полученные в других сферах науки. Так, если взять для примера биографию А.Д. Сахарова, то оказывается, что она богата описаниями больших научных достижений и не только в ядерной энергетике. В середине 1960-х годов А.Д.Сахаров находился в блеске своей славы, будучи лауреатом Нобелевской и других премий, имея три золотые звезды Героя труда, звание академика и пр. Кроме того, ему принадлежат признанные научным миром исследования космических лучей, космологии - науке о происхождении и эволюции Вселенной, а также в области физики элементарных частиц.

Показательна и биографическая монография, посвященная А. Эйнштейну. В ней жизненный путь, мировоззрение н творчество ученого рассматриваются в свете новейших тенденций науки. При таком освещении отчетливее видна внутренняя связь между физическими концепциями Эйнштейна, его философскими взглядами, общественными идеями, моральными принципами, психологией творчества, эстетическими склонностями и обаянием его личности. Вместе с тем подобный подход позволяет оценить глубину связанного с именем Эйнштейна переворота в представлениях о пространстве, времени, движении и веществе, а также понять особенности науки ХХ в.

Своего рода научно-популярной биографической монографией является издание, в котором тему составляет путешествие ученого с научными целями. Здесь, так же как и в биографических научно-популярных изданиях, рассмотренных выше, речь идет о биографии и научных поисках ученого, об исследовании стран и материков, природы и населения. В научных экспедициях или в одиночку ученые делают географические открытия, собирают ценные коллекции растений и животных, составляют их описания. Известным ученым, чья биография связана с путешествиями, был русский этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании, в том числе папуасов Новой Гвинеи. Каждому школьнику известно имя русского путешественника Н.М. Пржевальского - великого ученого, исследователя Центральной Азии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...