Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы развития розничной торговли




Отсутствие в настоящее время в Российской Федерации единой базы государственного и муниципального управления развитием и размещением торговой сети затрудняет в рамках определенной территории организацию социально и экономически эффективной системы торгового обслуживания населения. Зарубежные методические подходы в этой области, как правило, неэффективны, так как не отражают специфики современной российской экономики. Имеющиеся разработки в этой области, сделанные в советский период, не могут быть полномасштабно использованы в реальной практике государственного управления торговлей из-за их несоответствия рыночным принципам регулирования экономических отношений.

Преобразования в экономике и социальной сфере привели к необходимости формирования новых подходов к развитию сети розничных торговых организаций.

Сегодня общими принципами развития розничной торговой сети должны стать:

• разработка схем размещения торговых объектов на основе градостроительного законодательства, программы социально-экономического развития; формирование адресных программ развития торговой сети;

• увязка схем размещения розничных торговых организаций с перспективами развития административных районов и подрайонов (зон обслуживания) города;

• единство, комплексность, когерентность и конвергентность розничной торговой сети;

• универсализация продовольственной торговли за исключением товаров редкого и эпизодического спроса;

• развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

• формирование системы магазинов пешеходной доступности;

• оптимизация структуры торговой сети: развитие системы гипер и супермаркетов, крупных торговых центров и торговых комплексов;

• рациональное сочетание магазинных и внемагазинных форм продажи товаров;

• развития сети малоформатных магазинов; упорядочение мелкорозничной торговой сети;

• приоритетное развитие социально-ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан;

• выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

• формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

• восстановление розничной торговли через автоматы;

• учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно развлекательных мероприятий;

• экономичность организации торговой сети, эффективность затрат на ее развитие, обеспечение рентабельности торговых организаций.

Опираясь на перечисленные принципы развития, инфраструктура торговли должна обеспечивать разнообразие форм торгового обслуживания, форм расчетов за товары и услуги, характеризоваться разнообразием структурно функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

Обобщая вышесказанное, учитывая различные отечественные и западные теоретические и методические подходы к размещению торговых объектов в городах, можно констатировать, что самым главным при рационализации размещения является согласование экономических интересов органов власти и управления муниципальных образований, интересов населения, проживающего на определенной территории и интересов предпринимателей, занимающихся розничным торговым бизнесом. Достижение оптимального размещения торговых объектов в современных условиях возможно только посредством государственного регулирования данных процессов.


 

Эффективность управления торговлей

Эффективность управления торговлей оценивается прежде всего с позиции качества торгового обслуживания и рентабельности предприятий. Составляющие эффективности управления во многом зависят от организации коммерческой деятельности и ее результатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются товарооборот, доходы предприятия, ассортимент товаров, проверяется их качество.

Анализируя влияние коммерческой деятельности на экономические результаты рентабельность выше у тех торговых предприятий, которые имеют широкий ассортимент товаров, высокую товарооборачиваемость, отлаженные хозяйственные связи и наращивают темпы розничного товарооборота, улучшают работу с покупателями.

Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий необходима при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причин невыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективности работы предприятия, определении стратегии его развития. Оценка коммерческой деятельности дает представление об адаптации предприятия к рыночным условиям, позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения торговых предприятий, но и повысить эффективность управления ими на уровне территории. Ее применение позволяет хозяйствующим субъектам определять слабые и сильные стороны торговой деятельности и сконцентрировать все условия на направлениях, являющихся наиболее перспективными и доходными.


 

Заключение

Оценивая коммерческую деятельность торговли при вхождении ее в рынок, можем установить:

1. Предприятия постепенно адаптируются к рыночной ситуации, наметились позитивные изменения в их работе. Коммерческая деятельность торговли в значительной степени активизировалась, произошло улучшение структуры товарооборота вследствие роста объема и изменения состава товарного предложения на основе расширения географии межрегиональных и международных связей. Повысилась степень удовлетворения покупательского спроса как по объему, так и по структуре. Это связано с расширением, обновлением ассортимента и продвижением на рынок принципиально новых для населения областей товаров и услуг.

2. В ходе реформы за счет развития и углубления сферы деятельности хозяйствующих субъектов принципиально изменился содержательный аспект коммерческой деятельности предприятий торговли. Сейчас значительная часть розничных предприятий сочетают оптовую и розничную продажу, а оптовые — оптовую и розничную. Расширяют розничную торговлю и производственные предприятия, тем самым они обеспечивают маневренность товарных ресурсов, быстрое доведение товаров до потребителя и возвратность вложенных средств.

3. Проведенные нами исследования не выявили существенных изменений в организации коммерческой деятельности на предприятиях, в работе служб, занятых ею, содержании и рациональном распределении обязанностей между работниками в подходе к решению проблем. Как и раньше, основные коммерческие функции выполняют руководители предприятий, что особенно характерно для муниципальных магазинов и обществ с ограниченной ответственностью. В силу загруженности и отсутствия знания рыночных процессов, и малого опыта работы в новых условиях эти специалисты не обеспечивают высокой эффективности коммерческой деятельности по всем направлениям.

Расширение торговой сети, появление новых типов торговых предприятий обеспечили приток в торговлю работников, не имеющих специальной подготовки и не обладающих необходимым набором знаний, о чем свидетельствуют данные официальной статистики, выборочных обследований и экспертного опроса. Одновременно профессиональный уровень и сложившиеся стереотипы деятельности кадровых работников определенных категорий зачастую вступают в противоречие с требованиями изменившихся условий внешней и внутренней среды предприятия.

4. Анализ эффективности коммерческой деятельности торговых предприятий показал наибольшую результативность ее на крупных предприятиях. Но наиболее приближены к потребителю мелкие магазины. Их деятельность требует всяческой поддержки со стороны государства. В частности, необходимо образовать информационные рыночные центры на местах, которые обеспечивали бы различные предприятия необходимой информацией о конъюнктуре рынка, рыночных процессах и т. п. Это может сыграть положительную роль как в плане роста эффективности торговой деятельности, так и в плане формирования благоприятной рыночной среды.

Отсутствие рыночной информации, данных оперативного анализа и неумение постоянно связывать коммерческие решения с конъюнктурой рынка снижают эффективность труда специалистов торговли. Это особенно ярко проявляется в ослабленном внимании к работе по изучению спроса на товары непосредственно на торговом предприятии. Здесь ослаблена работа по формированию покупательского спроса с помощью необходимой информации и рекламы.

5. Необходимо введение маркетинговых служб (или хотя бы их основных элементов) на каждом торговом предприятии. Поскольку маркетинг является чисто рыночной концепцией управления коммерческой деятельностью предприятия, то он позволяет наиболее гармонично сочетать рыночные интересы предприятия и потребителя. Практический маркетинг принесет реальную пользу предприятию лишь в том случае, когда его применение будет осуществлено квалифицированными специалистами, обладающими знаниями в области рыночной стратегии и тактики.

Развитие служб маркетинга сдерживается отсутствием средств у предприятий, специально подготовленных кадров и методических разработок, адаптированных к местным условиям.

6. Эффективная коммерческая деятельность на уровне региона обеспечивает насыщенность рынка, высокий уровень удовлетворения потребителей, развитие конкуренции в сфере обращения и потому должна быть сферой постоянного внимания органов управления. Контроль по отдельным направлениям коммерческой деятельности (цены, торговые надбавки, налоги), осуществляемый сегодня силами разобщенных, узко ведомственных структур, не позволяет получить целостной картины происходящих процессов, а тем более обеспечить комплексное управление ими.

Отказ от централизации управления коммерческой деятельностью не должен проявляться в полном отстранении органов самоуправления от ее регулирования.

Анализ характера, форм и методов такого регулирования является самостоятельной, чрезвычайно актуальной проблемой, требующей серьезного дальнейшего исследования.


 

Список литературы:

1. Брагин Л.А. Технология розничной торговли: Учеб. пособие для нач. проф. образования /Л.А.Брагина, И.Б.Стукалова, С.С.Шипилова и др.: Под ред. Л.А.Брагина. – М.: Изд. центр “Академия”, 2012. – 128 с.

2. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление. 2013

3. Зырянов А.В. Размещение торговых предприятий. Учеб. пособ. для вузов - М.: Экономистъ. 2010. - 250 с.

4. Научная статья «Факторы, влияющие на размещение розничных торговых организаций в Санкт-Петербурге» Автор – Крамаев А.Н. 2012г

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...