Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По целевому назначению языковые словари подразделяются на научные, нормативные, учебные и популярные, терминологические словари - на нормативные, учебные и популярные.




Научные (или исследовательские) языковые словари содержат материалы лингвистических исследований и могут выполнять функции базовых при создании нормативных, учебных и популярных изданий, они предназначены для использования в профессиональной деятельности специалистов. В качестве примера научного издания можно привести академический двухтомный «Словарь синонимов русского языка», который по охвату языковых единиц, богатству иллюстративного материала, уровню научной подготовки занимает исключительное место в мировой практике составления синонимических словарей.

Нормативные словари включают только устоявшуюся лексику современного литературного языка в соответствии с действующей в настоящее время языковой нормой. К числу нормативных относятся, например, «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, орфографические, орфоэпические словари, словари правильности речи. Совмещают функции научных и нормативных словарей многотомные академические толковые словари русского языка, например 17-томный «Словарь современного русского литературного языка».

Учебные языковые словари служат целям обучения языку. Они выступают в качестве средства развития лексических знаний учащихся в прямом учебном процессе и при самостоятельном изучении оригинальных или учебных текстов, в них фиксируются приемы и средства обогащения языкового опыта учащихся. Словник такого издания ориентирован на целенаправленный отбор лексики, подчиненный конкретным задачам обучения.

Популярные словари содержат наиболее употребительную лексику современного литературного языка и преследуют общеобразовательные цели: в отличие от учебных словарей их целевое назначение не связано с задачами обучения языку. К ним относятся разговорники, краткие карманные словари.

Основной массив терминологических словарей составляют нормативные словари. В учебных терминологических словарях решается задача установления адекватных, устойчивых терминологических представлений у учащихся и преподавателей в соответствии с учебным курсом. (К нормативным терминологическим словарям относится, например, «Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой, к учебным - «Словарь-справочник лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой.) Популярные словари призваны помочь неподготовленному читателю освоить термины какой-либо науки, познакомить его с наиболее употребительными понятиями, доступно раскрыть их содержание.

В состав аппарата словарного издания входят сопроводительные статьи, списки сокращений и условных обозначений, система ссылок, вспомогательный указатель (в отдельных случаях), прикнижный библиографический список. Важнейшая из сопроводительных статей - предисловие, в котором раскрываются взгляды авторов, составителей на отдельные проблемы словарной работы, указываются цели и задачи словаря, охватываемая им тематика и др. Среди сопроводительных статей следует выделить элементы, озаглавленные «Как пользоваться словарем», «Как построен словарь», «Структура словарной статьи» и т.п., которые облегчают читателю поиск информации, пользование изданием в целом.

Справочники

Справочником называют издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. Справочник содержит комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания и (или) практической деятельности и строится таким образом, чтобы обеспечить удобство поиска необходимых данных. Для справочников характерна четко выраженная прикладная, практическая направленность.

В большинстве справочников структурной единицей является справочная статья, которая содержит ответ на вопрос, вынесенный в ее заголовок, характеризующийся, как правило, четкостью и ясностью. Например, в справочнике «Теплостойкие пластмассы» (М., 1980) в составе соответствующего раздела выделяются статьи «Общая характеристика и назначение», «Режимы прессования образцов», «Механические характеристики», «Теплофизические свойства», «Химическая стойкость», «Влияние ионизирующего облучения на механические свойства» и др.; важная роль отводится табличному материалу, в ряде случаев статья прямо отсылает читателя к таблице:

  2.7. Теплостойкий стекловолокнистый материал П-5-7ЛДП Общая характеристика и назначение. Материал намоточный П-5-7ЛДП представляет собой термореактивную композицию на основе фенолоформальдегидного связующего и кремнеземных лент или тканей (в качестве наполнителя), изготовленных методом машинной пропитки. В табл. 2.197 приведены некоторые отечественные марки тканей из кремнеземного стеклянного волокна. Материал П-5-7ЛДП предназначен для изготовления методом намотки деталей, работающих кратковременно в условиях высоких температур. Режимы прессования образцов. В табл. 2.108 приведены режимы изготовления колец методом намотки, а в табл. 2.109 - режим изготовления плит методом прямого открытого прессования. Образцы для определения механических и теплофизических свойств материалов П-5-7ЛДП изготавливали механической обработкой из плит 280 × 90 × 10 и 450 × 400 × 15 мм. Механические характеристики. В табл. 2.110 приводятся механические характеристики материала П-5-7ЛДП при нормальной температуре и после специальной тепловой обработки (коксования) по результатам испытаний трех различных производственных партий образцов. < … >  

Справочник не поясняет и не обосновывает представленные данные, его задача - дать конкретный и по возможности исчерпывающий ответ на поставленный вопрос; поэтому и вопрос должен быть сформулирован максимально точно, лаконично. Существуют справочники, заголовками статей в которых служат прямые вопросы.

Справочные данные должны быть представлены в форме, обеспечивающей их быстрое восприятие и использование. К.Т. Ямчук писал: «Композиция, воплощающая в себе утилитарность целевого назначения справочника, - это тот ключ к системе справок, без которого книга, образно говоря, остается для читателя за семью печатями»; при этом особое значение имеет «…активная авторская позиция, логическая оправданность текста, так называемая «критика изнутри», которая достигается, например, умелым сопоставлением количественных и качественных показателей».Чаще всего в справочнике используется систематический принцип построения материала, соответствующий определенной логической системе. В основу логической системы может быть положен тематический, хронологический, топографический или иной принцип. Применяется в справочниках и алфавитное построение, оно характерно для биографических словарей, каталогов, определителей, т. е. изданий, содержащих большое количество отдельных, не связанных друг с другом статей.

Ответы на поставленные тем или иным способом вопросы даются в виде прикладных решений, конечных формул, числовых значений, рецептов, советов и т.п. Так, в «Справочнике программиста персональных компьютеров типа IBM PC, ХТ и АТ» статья «Низкий уровень», входящая в раздел «Определение числа и типа периферийных устройств», содержит пример решения конкретной профессиональной задачи:

Низкий уровень

Ассемблерная программа работает так же, как и программа на Бейсике. Пример иллюстрирует чтение информации о конфигурации для АТ и определение, установлен ли математический сопроцессор:

MOV AL,14H номер регистра
OUT 70H,AL посылаем запрос
IN AL,71H читаем регистр
TEST AL,10B проверяем бит
1 JZ NO_COPROC если не установлен, то сопроцессора нет

Характерно, что в предисловии автор постарался подчеркнуть прикладной характер справочника, показать его полезность для специалиста, занимающегося практическим программированием. Он, например, замечает: «Если в этой книге что-то и содержится, то это факты - мириады их, и я искренне надеюсь, что все они верны. В нее включено также несколько сотен примеров программ, и я готов поклясться, что все они совершенны».

В справочниках широко применяются таблицы, которые позволяют компактно, наглядно представить информацию; некоторые справочники целиком состоят из таблиц. В ряде справочников большая информационная нагрузка ложится на формулы и на иллюстрации: технические и производственные чертежи, графики, схемы, рисунки, фотографии, диаграммы. Использование нетекстовых элементов обусловлено спецификой соответствующей области знания или практической деятельности. Например, в «Справочнике газовика» (М., 1997) в статье «Особенности природных газов» важная роль отведена таблице, в которой иллюстрируется мысль автора о том, что смеси, состоящие из определенного количества газа и воздуха, являются пожаро- и взрывоопасными, а процесс возгорания (взрыва) происходит при определенных соотношениях газа и воздуха при внесении в такие смеси источника огня. Таблица имеет и самостоятельное значение, представляя читателю конкретные данные о свойствах газов.

Свойства наиболее распространенных горючих газов

Газ Температура воспламенения, °С Предел воспламеняемости при содержании газа в смеси с воздухом, %
низкая высокая нижний верхний
Метан        
Ацетилен     2,5  
Бутан     1,86 8,4
Пропан     3,37 9,5
Этан     -3,2 12,45
Водород        

Особенности охвата материала, представленного в справочниках, ярко проявляются при их сравнении с энциклопедиями: последние широко и полно отражают систему знаний, справочники же носят локальный характер и предполагают разработку отдельного аспекта этой системы. Особые требования предъявляются к качеству материала, который должен представлять собой устоявшиеся, проверенные наукой и практикой данные.

По составу основного текста справочники бывают комплексные, содержащие широкий круг разнообразных сведений определенной тематики и имеющие сложную структуру, и специализированные, которые содержат однородную узкотематическую информацию и, как правило, сложной структурой не отличаются.

В соответствии с ОСТ 29.133-99 по целевому назначению различаются следующие виды справочников:

· научный, аккумулирующий научные знания по соответствующей отрасли знания и предназначенный для научной работы;

· производственно-практический, дающий сведения, относящиеся к определенной отрасли производственной деятельности, и предназначенный для специалистов, занятых в сфере производства (общественной деятельности);

· массово-политический, содержащий актуальную общественно-политическую информацию и предназначенный для широкого читателя;

· учебный, включающий сведения по определенной учебной дисциплине, организованный в соответствии с учебной программой и предназначенный для учащихся;

· популярный, представляющий сведения по какой-либо теме и предназначенный для широкого круга читателей;

· бытовой, содержащий материалы прикладного характера, необходимые в повседневной жизни.

В зависимости от характера информации различаются справочник специалиста, справочник любителя, статистический справочник, каталог, справочная таблица, определитель, биографический справочник (биографический словарь), путеводитель, календарь, календарь знаменательных дат.

По знаковой природе информации выделяются текстовой справочник, большую часть объема которого занимает словесный, цифровой, формульный или смешанный текст, и изобразительный справочник, в котором основную роль играют иллюстрации.

В состав аппарата справочника входят сопроводительная статья (предисловие), списки сокращений и условных обозначений, система ссылок, вспомогательный указатель, библиографический список, содержание (оглавление). В предисловии поясняются цели, особенности содержания справочника, приводятся рекомендации по его использованию. Предисловие в справочнике, как правило, довольно лаконично, тем не менее оно должно содержать исчерпывающую информацию об издании и правильно сориентировать читателя в отношении его задач, показать отличия от других изданий аналогичной тематики, сообщить о внесенных изменениях, если издание повторное.

Вспомогательный указатель выбирается в зависимости от особенностей конкретного справочника. Наличие алфавитного указателя для систематического справочника следует считать обязательным. В алфавитных справочниках вспомогательный указатель также весьма желателен. Вспомогательный указатель для алфавитных справочников может быть единым или составлять систему указателей разных видов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...