Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неоавстрийская экономическая школа

15.

Неолиберальное направление экономической теории в современных условиях, его ветви.

Характеристика лондонской школы Л. Мизес. Ф.Хайек.

Цели, объекты и направления ГРЭ в современных условиях.

 

Неолиберальное направление экономической теории в современных условиях, его ветви.

Характеристика лондонской школы Л. Мизес. Ф.Хайек.

 

Неолиберализм как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики сформировался в 1930-х гг.Он связан с именами классиков английской классической политической экономии А.Смита и Д.Рикардо. И в теоретических разработках, и в практическом применении неолиберальная концепция опирается на идею приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.

Сторонники неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, считают, что конкуренция должна существовать везде, где возможно, а регулирование – только там, где необходимо.

Уже в 1930-х гг. в некоторых странах, имеющих развитую либеральную традицию, стали создаваться центры по выработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику, которые способствовали возрождению и практическому воплощению идей экономического либерализма.

 

К неолиберализму обычно ᴏᴛʜᴏϲᴙт три школы:

1. Лондонская школа (Л. фон Мизес и Ф. фон Хайек).

2. Чикагская школа. (М.Фридмен).

3. Фрайбургская школа (В.Ойкен, Л.Эрхард).

 

Сторонники экономического либерализма ведут речь не об отказе от государственного регулирования, а о его совершенствовании, эффективности. Дискуссии, теоретические разработки, рекомендации остаются в рамках традиционной проблемы — оптимального сочетания государственного регулирования и стихийного функционирования рыночного механизма — применительно к конкретным условиям и возможностям национальных экономик. К сожалению, отечественные либералы, в т.ч. обладающие властными полномочиями, проявили себя как плохие подражатели и неудачливые реформаторы.

 

Современный либерализм (неолиберализм) базируется на двухосновных традиционных постулатах:

1. Рынок является наиболее эффективной формой хозяйствования, которая создает наилучшие условия для хозяйственного роста.

2. Приоритетными должны оставаться обеспечение максимальной свободы участникам хозяйственной деятельности

 

Представители современного неолиберализма оказывают немалое влияние на экономическую политику. Отметим, что теоретические постулаты неолибералов были использованы при формировании экономических курсов, в них делался упор на ограничение государственного участия в экономической жизни, создание максимально благоприятных условий для развития конкуренции — важнейшего регулирующего механизма.

 

Таким образом, неолиберализм – это направление в экономической науке, возникшее в 30-х годах ХХ века, дополненное неоклассическими макроэкономическими исследованиями и идеями взвешенного государственного регулирования рынка, на практике, исповедующее принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.

 

Характеристика лондонской школы Л. Мизес. Ф.Хайек.

Неоавстрийская экономическая школа

Наиболее видные теоретики неоклассического направления рассматриваемого периода – австрийские экономисты Людвиг Эдлер фонМизес (1881 1973) и его ученик и последователь Фридрих Август фонХайек (1899 1992). Они стремились использовать методологию и концепции австрийской школы в послевоенных условиях развития капитализма, заложив тем самым основы неоавстрийской школы. Они занимались разнообразными проблемами: от методологии познания, исследования экономических явлений, истории экономической мысли до анализа конкретных вариантов экономической политики и критики экономических систем фашизма и социализма.
Людвиг Эдлер фон Мизес (1881-1973) был убежденным сторонником экономического либерализма. Он считал структуру человеческого мышления неизменной и пытался выявить универсальные принципы человеческого выбора вне связи с существующей социально-экономической структурой общества, что означало отказ от учета определяющих такой выбор условий. Он был сторонником применения дедуктивного метода, способствующего определению логической последовательности явлений; исторический и эмпирический подходы отвергались им как субъективные и уводящие от истины.
Целью Мизеса было обоснование концепции свободного предпринимательства.
Мизес выступал против любого государственного вмешательства в экономику, считая, что оно ограничивает свободу человека и снижает эффективность системы.
Идеи Мизеса развил его ученик Фридрих Август фон Хайек (1899 - 1992). Наиболее влиятельный теоретик неолиберализма, нобелевский лауреат 1974 г., он занимался экономическими проблемами на стыке с социологией, политологией, философией.
В экономике Хайек видел часть социально-экономической системы, поэтому избрал социологический подход к рассмотрению общественых явлений.

Его методологии присущи индивидуализм и субъективизм. Согласно ей в исследовании экономических проблем объект нельзя отделить от субъекта, потому задачей науки не может быть познание объективных законов развития.

 

Задачей государства, по мнению Хайека, должно быть лишь обеспечение общих предпосылок для функционирования рынка, его заботой могут стать только не предоставляемые рынком социальные услуги: пенсионное обеспечение, развитие здравоохранения, образования, страхования от безработицы и т. п.

 

Он выступал за либерализацию денежной системы, утверждая, что деньги не должны быть инструментом экономической политики, так как это противоречит их природе. Надо позволить конкурентное предложение денег частными эмитентами, отменив монополию государства в данной области. Ученый считал, что это стабилизирует денежную систему, предотвратит инфляцию и экономические спады.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...