Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературоведение выделяет три рода художественного изображения: эпический, лирический и драматический.




Для эпоса характерно повествовательное изображение мира, окружающего человека, для лирики - передача внутренних переживаний человека; драма изображает жизнь в диалогической форме. Ясно, что каждый род художественного изображения имеет возможность отражения определенного аспекта человеческого бытия, свои границы содержания. Художественная речь, используемая в произведениях, - проза, поэзия, драматургия - является основным средством выражения образной мысли, средством создания художественного образа.

Кроме того, произведения воплощаются в определенные жанровые формы. В эпосе это роман, повесть, рассказ, новелла. В лирике - стихотворение, поэма. В драматургии - драма, трагедия, комедия, мелодрама. Каждая жанровая форма имеет свои отличительные черты, которые редактор учитывает в своем анализе. Ниже мы рассмотрим некоторые свойства жанра, которые определяют оценку редактором произведения литературы.

Однако редактор должен отчетливо понимать, что жанровое своеобразие произведения - только определенная точка отсчета в его рассмотрении. Есть много произведений, которые находятся «между жанрами». Например, А.П. Чехов назвал рассказами свои произведения «Три года», «Рассказ неизвестного человека», «Дом с мезонином», хотя, по некоторым общим признакам, - это скорее повести. Есть произведения, которые трудно отнести к какому-то жанру («Память», В. Чивилихина, «Ледовая книга» Ю. Смуула). «Дотягивать» то или иное произведение до какого-либо канона - такая задача перед редактором не стоит. Закономерности жанра облегчают его работу над произведением, но не должны довлеть над ним и автором в процессе работы.

В то же время есть, как уже говорилось, характерные жанровые особенности, на которые редактору следует опираться при анализе произведений. Избранная писателем жанровая форма должна соответствовать замыслу произведения, жизненному материалу, отраженному в содержании. В противном случае роман может оказаться затянутым, рассказ - не полностью раскрывать замысел. Так, если замысел писателя состоит в том. чтобы сказать читателю: «Большие эпохальные события страны, народа в целом обязательно вовлекут каждую частную судьбу, как бы человек ни старался отсидеться в тени», - писателю потребуется крупная форма - романа, эпопеи. В небольшом по форме произведении такой масштабный замысел не будет полностью реализован, глубоко раскрыт. Если же автор будет писать роман, имея в виду камерный замысел (например, он захочет сказать читателю: «Все в жизни проходит»), то этот роман будет, как говорят рецензенты, рыхлым, затянутым.

Избранный автором жанр предопределяет способы организации материала, композицию, выбор выразительных средств, приемы обрисовки героев.

Рассмотренные выше общие подходы, принципы, критерии оценки, методика редакторского анализа обеспечивают адекватный анализ произведения только применительно к конкретному жанру и уточняются в связи со спецификой последнего. Можно даже утверждать, что именно специфика жанра является основным аспектом редакторского внимания. Действительно, замысел - суть, исходная точка художественного процесса. Автор и только автор его обдумывает и затем выражает определенными средствами. Именно эти средства и являются предметом внимания редактора.

Мастерство художника определяется тем, насколько он владеет аппаратом, техникой того вида искусства, который избрал для выражения своего отношения к жизни. Содержание внешнего произведения подчинено определенным закономерностям, которыми художник должен владеть. А.А. Блок писал К.С. Станиславскому по поводу постановки своей пьесы «Песня судьбы»: «Я ни в коем случае не хочу забывать «форму» для «содержания», пренебрегать математической точностью строжайшей шлифовкой драгоценного камня». Поэт имеет в виду все те приемы, которые использует писатель при создании произведения и которые подчиняются определенной системе.

Наглядно система построения произведения представлена в жанровом своеобразии произведений. Рассмотрим некоторые из них.

Роман

Наиболее трудоемкой для редактора является работа над романом. И дело не только в том, что она занимает, как правило, наибольший, по сравнению с работой над другими жанрами, период времени.

Дело в том, что роман - сложное, многоплановое сочинение, и редактору приходится рассматривать многие его характеристики, которые важны с точки зрения оценки реализации замысла.

Пожалуй, главное в романе - единство, цельность повествования, которое проистекает не только из единства персонажей. Конечно, писатель раскрывает характеры определенной группы героев, показывает их судьбы. Но, повторяем, не только и не столько развитием событий и характеров обеспечивается единство судеб, целостность романа. Роман делает целостным произведением подчиненность каждой сюжетной линии, каждого характера замыслу, который и объединяет содержание, и ограничивает его, и дает глубину рассуждениям героев, и в то же время определяет степень этой глубины, необходимой и достаточной ее меры.

Сложными являются построение романа, обрисовка героев, развитие сюжета.

Анализируя роман, редактор может опираться не только на литературоведческие выводы. Редактор может учитывать описанный самими литераторами опыт работы над произведением, на их отношение к роману.

Роман - повествовательное произведение, в котором отражен обширный круг жизненных явлений, прослежены многие судьбы в их сложности и многогранности. Форма романа позволяет показать действительность глубоко и многопланово, выявляя проблемы, вопросы, которые ставит и решает человек. В этом жанре могут быть отражены разнообразные процессы современности, раскрыты страницы прошлого, показаны важнейшие стороны социального и духовного становления общества.

Анализируя содержание романа, редактор должен помнить, что специфика этого жанра требует широты охвата событий, масштабности изображения. А.С. Пушкин писал: «… Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Ясно, что содержание романа должно включать значимые события, характеризующие общественное сознание, социально значимые конфликты, связь частной судьбы с общественным развитием. Следовательно, отдельные эпизоды и ситуации романа должны быть объединены отражением истории общества, социальных явлений.

При анализе содержания редактору следует обратить внимание на количество используемого автором материала. Повествование романа должно быть объемным, раскрывать самые различные области жизни героев, показывать героев в периоды больших промежутков времени. Если же объем материала невелик, автору можно рекомендовать обратиться к другому жанру (повесть, рассказ). Например, В.Г. Короленко считал, что если основная тема укладывается в очерк, то очерк будет лучше повести, а роман из того же материала, наверное, никуда не годится. В рукописи И.Н. Ладыженского Короленко отметил разрыв между выбранными автором жанром романа и объемом материала, достаточного в лучшем случае на рассказ «средней величины».

Однако большой по объему материал должен быть тщательно отобран, причем важно, чтобы события имели не только частное, но и общественное значение. Оценка отбора материала - одно из важнейших направлений редакторского анализа. По образному выражению А.Н. Толстого, пустые, незначительные подробности приводят к тому, что в произведениях появляются «десятки страниц вязкой скуки».

Поскольку содержание романа многопланово, редактору следует с вниманием отнестись к вопросу о целостности, единстве повествования. Действительно, переплетение судеб, общественные явления, показ жизни с самых разных сторон могут незаметно для самого автора препятствовать целостному восприятию повествования. Очевидно, одним из средств обеспечения единства содержания романа является сюжетно-композиционное его построение. Верно найденное решение позволяет органически соединить все разнородные элементы повествования в одно целое, подчинить их общей цели воплощения замысла произведения. Как считал М. Горький, большие вещи «… требуют организаторского таланта… и большого спокойствия, точности, мастерства строить». Поэтому анализ сюжета и композиции романа является важнейшим этапом работы редактора. Редактор в данном случае должен стремиться к тому, чтобы установить, нашел ли автор такое сюжетное решение, которое позволяет выявить связи между персонажами, понять значение и смысл всех эпизодов, разобраться в характерах персонажей.

Например, автор может начать повествование с пролога, раскрывающего финал судеб своих героев. Необходимо решить, связан ли пролог со смыслом произведения, не будет ли знание читателем судьбы персонажей снижать напряженность развития действия и тем самым отрицательно влиять на читательский интерес.

Методы анализа композиции романа могут быть самые различные и зависят от специфики произведения и индивидуальной творческой манеры самого редактора. Например, он может составить своеобразный план романа, делая по ходу чтения заметки о содержании глав, чтобы затем оценить композицию в целом. Можно также следить за «движением» персонажей, отмечая их портретные черты и поступки. Второй путь позволяет не только разобраться в композиции романа, но и рассмотреть умение автора создавать яркие, запоминающиеся образы героев. Интересно в связи со сказанным следующее замечание писателя Л. Леонова: «Иногда я делаю графическое изображение повествования. Важно посмотреть, какие балки соединяют сооружение. Каждая балка должна упрочнять его композицию… Если вы сделаете чертеж и обозначите путь героя линией, то увидите, что она поднимается вверх, а дальше - идет под гору. Вы можете прорисовать эту биографическую линию до конца. Важно видеть движение персонажей в перспективе».

Такой же чертеж, отмечающий вехи движения персонажей, может по ходу прочтения рукописи составить редактор. Этот чертеж позволит редактору каждую сюжетную линию, каждого персонажа видеть в общем движении повествования, в общей структуре романа, в соподчиненности и взаимосвязи.

Важный критерий оценки содержания романа - единство сюжета и характеров. Оно достигается тем, что каждый эпизод, в котором действует тот или иной герой, должен быть направлен на раскрытие его характера, на показ становления и развития личности персонажа.

Сюжет романа редактор рассматривает как цепь ситуаций, отражающих логику взаимоотношений действующих лиц, событий, в которых выражаются характеры героев. Причем редактор должен анализировать не отдельный характер, а систему персонажей. Таким образом, решая вопрос о достоинствах и недостатках романа, редактор помимо общих критериев, описанных выше, особое внимание уделяет единству, целостности, подчиненности замыслу всех элементов повествования, а также масштабности отражения действительности.

Рассказ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...