Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Употребление колоколен при храмах; их происхождение. Октоих, его происхождение и назначение. Когда поются «ирмосы» и что означает это слово?




Важную принадлежность православных храмов в настоящее время составляют колокола, которые помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь в особых звонницах, или близ храма в особом здании для них устроенном и называемом колокольней.

Колокола впервые распространились на западе. Так в VII—IX веках они имели уже широкое распространение во Франции, Италии, Германии и Испании. Нельзя сказать этого о востоке. Там мы видим только отдельные случаи употребления колоколов: так, например, в договоре Омара с Иерусалимским патриархом Софронием, после осады Иерусалима в 628 г., условлено не звонить в колокола. В IX в. венецианский герцог Урсус Патрикий, по просьбе греческого императора Василия Македонянина, прислал в Константинополь 12 больших медных колоколов для вновь построенной церкви. Греческие же писатели, говоря о способах созывания верующих на молитву, указывают лишь на «била». Била эти были троякого рода: било великое, било малое, которые делались из дерева, и «агиосидирон» (σιδηρον) железное било, устраивавшееся в виде изогнутой, подобно дуге, железной или медной полосы. Колокола распространилась на востоке, вероятно, лишь с приходом крестоносцев, и стали называться (campana) «кампанами», как думают потому, что они впервые стали изготовляться в VII веке в итальянской области Кампании.

После взятия Константинополя турками, ненавидевшими колокольный звон, колокола на Востоке снова выходят из употребления, но зато широко распространяются у нас в России. Можно сказать, что нигде больше колокольный звон не получил такого широкого развития и применения в богослужебной практике, как у нас в России. Русский народ, отличающийся от природы большой музыкальностью, вложил в колокольный звон всю силу своего религиозного чувства и создал то необычайное богатство разных видов и оттенков колокольного звона, кото-рое глубоко трогает душу, вызывая в ней те или иные молитвенные чувства и переживания.

В настоящее время колокола в нашей Церкви служат не только для того, чтобы «знаменать», то есть давать знать о предстоящем в храме богослужении, но и для того, чтобы выражать торжество церкви и возвещать неприсутствующим в храме о известных моментах богослужения, побуждая таким образом находящихся вне храма, соединять свои молитвы с молящимися в храме.

При церквах обыкновенно бывает несколько колоколов разной величины и силы звука. В больших храмах различаются следующие колокола: 1) праздничный, 2) воскресный, 3) полиелейный, 4) простодневный, или будничный, 5) малый колокол. При этом бывает еще несколько малых зазвонных колоколов различной величины.

 

Октоих — богослужебная книга, содержащая изменяемые песнопения седмичного круга богослужения. Само слово «октбих» — греческий термин, переводимый на славянский язык словом «осмогласник» (οκτώ — «восемь», %ος — «глас»). Таким образом, Октоих содержит песнопения всех восьми гласов на каждый день седмицы.

Первым составителем Октоиха традиционно считается великий богослов и христианский гимнограф ѴИІ века преподобный Иоанн Дамаскин, которому принадлежат, однако, только некоторые воскресные песнопения. Впоследствии, в ІХ-Х веках, другие песнописцы дополнили воскресные службы Октоиха и составили песнопения для седмичных дней. На славянский язык греческий Октоих (в объеме только воскресных песнопений) был переведен святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, а молитвословия седмичных дней были переведены позднее. Октоих поется за православным богослужением во все воскресные дни года, кроме периода от Недели ваий до Недели Всех святых (впрочем, в период пения Цветной Триоди некоторые воскресные песнопения Октоиха уже включены в саму Триодь). Также Октоих не поется, если в неделю случится Господский двунадесятый праздник.

В седмичные дни Октоих не поется в периоды предпраздн- ства и попразднства двунадесятых праздников, в период пения Цветной Триоди, а также во все праздники великие, бден- ные и полиелейные и в славословные праздники Господские и Богородичные (например, 1 августа, 31 августа и др.).

 

Ирмос является организующим текстом канона, ключом строения песен.

Ирмос связывает песни канона и играет моделирующую, определяющую роль. Во-первых, канон по правилам должен петься весь целиком (как мы поем канон на Пасху или молебный канон Божией Матери), и ирмос определяет напев: как поется ирмос, так же, на этот напев, поются и тропари соответствующей песни канона. Если вы взять оригинальный греческий текст любого канона, то мы увидим, что там размер ирмоса равен размеру тропарей данной песни, т.е. ирмос задает гимнографическую форму для тропарей канона.

Ирмос, от eirmoV - связь, ряд или от глагола eirein - нанизывать, ставить в ряд, в связь с чем-либо. Для уяснения себе этого надо помнить, что авторы наших церковных песнопений были не только поэтами, но и композиторами. Творя свое поэтическое произведение, такой автор писал и соответствующую мелодию для него, вполне ему отвечающую.

При этом авторы старались выдержать свои поэтические творения в строгой зависимости от правил метрики и ударения. Соблюдалось количество слогов, качество их (длина или краткость) и соответственная мелодия. При переводе песнопения с греческого на другие языки (арабский, славянский и пр.) исчезало это строгое соответствие метрики и мелодии.

Ирмос есть идеологическая связка между данной песнью канона и песнью библейской; он является и музыкальной, и метрической связкой и образцом для всех тропарей данной песни канона. Все тропари должны были бы и в смысле ударения, количества слогов и напевов быть приставленными в ряд к данному ирмосу, быть на него нанизанными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...