Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие человека и среды обитания




Вопросы итогового контроля знаний по дисциплине

1. Сущность взаимодействия человека и среды обитания в процессе его жизнедеятельности.

2. Элементы и системы, входящие в состав взаимодействия человека и среды обитания.

3. Сущность и причины, формирующие опасность. Аксиома о потенциальной опасности.

4. Причины и факторы аварийности и травматизма.

5. Классификация опасностей. Из каких элементов формируются физические, химические, биологические и психофизиологические опасности.

6. Характерные свойства, которыми обладают опасности сложных систем.

7. Опасные и вредные факторы среды обитания.

8. Сущность энергоэнтропийной концепции опасности.

9. Сущность идентификации опасностей. В какой последовательности она проводится.

10. Сущность цепных структур типа «дерево», применяемых при анализе опасностей.

11. Сущность процесса анализа «дерева отказов» и «дерева происшествий».

12. Качественная и количественная оценка опасностей.

13. Сущность надежности технических систем при их эксплуатации.

14. Риск. С какой целью он применяется в технических системах. Математическая интерпретация понятия «риск».

15. Сущность методики изучения риска. Виды риска.

16. Опишите сущность система управления риском.

17. Безопасность. Системные взаимосвязи обеспечения безопасности в зависимости от источника опасности.

18. Виды безопасности. Пути обеспечения безопасности технических систем.

19. Организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие безопасность технических систем.

20. Человеческий фактор. Роль его при формировании опасностей. Пути снижения аварийности по причине влияния человеческого фактора.

21. Защита временем и расстоянием и их роль при обеспечении безопасности технических систем.

22. Сущность и основные причины обеспечения безопасности.

23. Средства коллективной защиты. Их характеристики, способы и особенности применения.

24. Опишите типовые схемы физической защиты от воздействия негативных факторов, положенные в основу экобиозащитной техники.

25. Какая из типовых схем физической защиты наиболее (наименее) эффективна и почему?

26. Охарактеризуйте способы и средства локализации и очистки вентиляционных и технологических выбросов.

27. Дать классификацию аппаратов для очистки вентиляционных и технологических выбросов их назначение и применение.

28. Гидросфера. Какие вещества и примеси делают воду опасной. Охарактеризуйте вредные стоки промышленных предприятий.

29. Охарактеризуйте пути обеспечения безопасности гидросферы. Что положено в основу обеспечения безопасности гидросферы.

30. Механическая очистка сточных вод. Методы и аппараты механической очистки.

31. Сущность физико-химической очистки сточных вод. Методы и аппараты, применяемые для этих целей.

32. Сущность биологической очистки сточных вод. Методы и устройства, обеспечивающие биологическую очистку сточных вод.

33. Литосфера. Пути обеспечения безопасности литосферы. Средства защиты литосферы.

34. Основы размещения, проектирования и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов (ТБО).

35. Охарактеризуйте сущность проектирования технологических устройств в зданиях и сооружениях. Состав и назначение проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).

36. Охарактеризуйте особенности производства земляных работ и работ на высоте. Определение постоянных опасных зон при этих видах работ.

37. Средства обеспечения безопасности при производстве земляных работ.

38. Средства обеспечения безопасности при работе на высоте во время строительства и ремонта зданий и сооружений. Средства подмащивания, применяемые при работе на высоте.

39. Охарактеризуйте основные требования безопасности при работе с ручным электрифицированным инструментом.

40. Назовите основные причины элетротравм при строительстве и ремонте зданий и сооружений. От каких факторов зависит опасность воздействия электрического тока на организм человека.

41. Укажите мероприятия, которые должны быть предусмотрены для исключения опасностей поражения человека электрическим током.

42. Пути и способы обеспечения безопасности в электроустановках.

43. Воздействие молнии на здания и сооружения. Средства и способы исключения негативного воздействия молнии на здания и сооружения.

44. Особенности эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Основные причины аварий с участием сосудов, работающих под давлением.

45. Перечислите и охарактеризуйте работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности.

46. Что такое наряд – допуск? Какие виды работ, связанные с монтажом и ремонтом оборудования должны проводиться по нарядам – допускам?

47. Труд. Охарактеризуйте основные формы трудовой деятельности человека.

48. Тяжесть и напряженность труда. Как они подразделяются по гигиенической классификации.

49. Работоспособность человека. Изменение работоспособности в зависимости от времени: в течение дня, недели, года.

50. Охарактеризуйте режимы труда и отдыха. Чем вызвана продолжительность перерыва на отдых.

51. Охрана труда. Опишите вопросы рассматриваемые в курсе «Охрана труда»

52. Организация службы охраны труда на предприятиях в т.ч. в зависимости от численности работников и профиля работы.

53. Чрезвычайные события, условия, ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций.

54. Классификация причин чрезвычайных ситуаций при строительстве и эксплуатации ТГВС.

55. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Устойчивость работы при ЧС.

56. Какие особенности строительных систем (зданий и сооружений) должны быть изучены при исследовании их жизнедеятельности при ЧС?

57. Горение. Необходимые и достаточные условия, необходимые для обеспечения горения.

58. Пожар. Классификация пожаров в зависимости от веществ, подвергаемых горению.

59. Классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной опасности.

60. Огнестойкость. Предел огнестойкости. Методы и методики, применяемые для их определения.

61. Средства пожаротушения применяемые в зависимости от огнестойкости материала и конструкций, подверженных горению.

62. Огнетушащие вещества и составы, применяемые при пожаротушении в зависимости от состава горючего вещества и вида производства.

63. Автоматические системы пожаротушения и их сущность и назначение.

64. Пожарная сигнализация. Из каких элементов состоит система пожарной сигнализации.

65. Устройство и состав первичных ручных средств пожаротушения. Виды и количество огнетушителей, которыми оснащаются помещения в зависимости от категории по пожарной опасности.

 

 

ТЕОРИЯ

Взаимодействие человека и среды обитания. Опасность. Энергоэнтропийная концепция опасностей

 

 

Взаимодействие человека и среды обитания

 

В жизненном цикле человека его взаимодействие в системе «Человек-среда обитания» многовариантно.[2]

Наиболее характерными в этом взаимодействии являются подсистемы:

· человек – природная среда (биосфера);

· человек – машина – среда рабочей зоны (ноксосфера);

· человек – городская среда (урбосфера);

· человек – бытовая среда.

Рассмотрим относительную долю негативных воздействий различного происхождения в наиболее распространенных средах обитания человека в течение суток (рис. 2.1.).

Во всех вариантах системы «человек – среда обитания» постоянным субъектом является человек, а среда обитания – его вмещающим объектом, который положительно или отрицательно действует на субъект.

Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную. (Рис. 2.2.)

Основными элементами среды обитания по рис. 2.2. являются природные субъекты, технические (техногенные) средства и продукты труда (ПрТ) как целевые, так и побочные. Они выражаются в виде образующихся вредных и опасных примесей к воздушной среде и т. п., (ПО) – производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду; отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т. д.).

Природная среда в виде географо-ландшафтных (Г-Л), геофизических (Г), климатических (К) элементов; стихийных бедствий (СБ), в том числе пожаров от молний и других природных источников; природных процессов (ПП) в виде газовыделений из горных пород и т. п. может проявляться как в непроизводственной сфере, так и в производственной, особенно в таких отраслях народного хозяйства, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и других. Общую культуру субъектов составляют такие элементы, как нравственная культура (НК), общеобразовательная (ОК), правовая (ПК), культура общения (КО).

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами влияющими на безопасность жизнедеятельности (БЖД). Поэтому, изучая среду обитания, БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе нетрадиционно реализовать конечную цель БЖД.

Рассматривая это системное взаимодействие одновременно отметим, что существует, как бы независимо от человека, система «производство – природная среда», но здесь роль человека не исчезает, т. к. она предопределена человеком косвенно еще на стадии создания технической системы (Примеры: Авария на трубопроводе в Уфе, Чернобыле, землетрясение в Армении, и т. п.). Таким образом, современный человек живет в мире различных воздействий – природных, техногенных, антропогенных (обусловленных жизнедеятельностью человека) экологических, социальных и др. Эти виды воздействий взаимодействуют между собой, усугубляя значительно их последствия. Оценивая воздействие негативных последствий на человека мы должны признать, что они в результате, не суммируются, как правило, а действуют по более сложным законам значительно увеличивая отрицательный эффект. Если рассмотреть систему взаимодействия, то она состоит из двух элементов: человек и среда обитания, имеющими прямые и обратные связи.

Одновременно взаимодействие в системе «человек – среда обитания», является двухцелевым:

· первая цель – достижение желаемого эффекта;

· вторая цель – исключение нежелательных последствий;

К нежелательным последствиям будем относить:

· ущерб здоровью и жизни человека;

· пожары;

· аварии;

· катастрофы и т. п.

 

 

Опасность

 

Все явления, воздействия и другие процессы, вызывающие нежелательные последствия, являющимися опасными для человека. Эти явления, процессы, объекты способные причинить ущерб человеку и природе и обусловленные энергетическим состоянием среды и действиями человека называются опасностью, которая является негативным свойством взаимодействующей системы «человек – среда обитания».

Жизненная практика свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна – «аксиома о потенциальной опасности». В то же время нужно признать, что уровнем опасности можно управлять. Изучение обстоятельств аварийности и травматизма в конкретных областях показало, что к подобным ситуациям наиболее часто приводят такие источники опасности, как электросиловое оборудование, средства хранения сжатых газов, токсичных и легковоспламеняющихся жидкостей, подвижное технологическое оборудование. Общей чертой практически всех рассматриваемых происшествий является то, что для их возникновения потребовалось несколько предпосылок, образующих в совокупности причинную цепь.

Наиболее типичной причинной цепью происшествия оказалась последовательность событий – предпосылок следующего вида: ошибка человека, или отказ технологического оборудования, или недопустимое внешнее воздействие; случайное появление опасного фактора в произвольной части пространства; неисправность (отсутствие) предусмотренных средств защиты или неточных действий людей в данных условиях; воздействие опасных факторов на защищаемые элементы оборудования, человека или окружающую среду.

Доля предпосылок, вызванных ошибочными действиями человека, составляет 50¸80%, тогда как технические предпосылки составляют 15¸25%. Дополнительными факторами аварийности и травматизма являются: недостаточная эргономичность и низкая надежность технологического оборудования; несовершенство профотбора и подготовки работающих для эксплуатации такого оборудования; плохая организация работ; дискомфорт технологических процессов для людей и техники и т. д. Уже общепризнанна преобладающая роль человеческого фактора в формировании первичных предпосылок аварийности и травматизма; происшествия вызваны обычно не единственной причиной, а рядом иногда взаимно обусловленных предпосылок. Так, Чернобыльская трагедия стала возможной вследствие наложения целого ряда предпосылок – несанкционированных действий персонала АЭС, несовершенства принципиальной схемы и конструктивного исполнения реактора РБМК-1000, некачественной процедуры проведения и контроля испытаний турбогенератора и т. д.

После анализа изложенного отметим, что основными закономерностями, причинами и факторами аварийности и травматизма в системе жизнедеятельности являются:

· аварийность и травматизм, как потоки случайных событий, которые распределены во времени по закону Пуассона;

· конкретные происшествия, обусловленные не отдельно взятой причиной, а результатом возникновения и развития причинной цепи предпосылок.

Составными звеньями причинной цепи происшествия служат, как правило, ошибочные и несанкционированные действия людей, неисправности и отказы используемой ими техники, а также нерасчетные воздействия на них внешних факторов среды обитания. Ошибочные и несанкционированные действия человека обусловлены его недостаточной дисциплинированностью и не подготовленностью к работам, потенциально опасной технологией и конструктивным несовершенством используемой им техники.

Отказы и неисправности техники вызваны ее низкой надежностью, а также несанкционированными или ошибочными действиями людей. Нерасчетные (неожиданные или превышающиедопустимые пределы) внешние воздействия связаны с недостаточной комфортностью условий рабочей среды длячеловека, ее вредными воздействиями на технологическое оборудование технику и человека.

Опасность – процесс, свойство или состояние природы, общества или техники, представляющее угрозу для жизни, здоровья или благосостояния людей, объектов хозяйства.

Опасность хранят все сложные системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.

Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Существует несколько способов классификации опасностей:

1. По природе происхождения:

· природные;

· технические;

· антропогенные;

· экологические;

· смешанные.

2. По локализации:

· связанные с литосферой;

· связанные с гидросферой;

· связанные с атмосферой;

· связанные с космосом.

3. По вызываемым последствиям:

· утомление;

· заболевание;

· травма;

· летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические опасности (рис. 2.3) – движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т. д.

Химические опасности – общетоксичные, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и т. д.

Биологические опасности – патогенные микроорганизмы (в т. ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические опасности – физические и нервно-психические перегрузки.

Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку. Поэтому более объемлющей представляется многофакторная классификация, в которой:

· факторы, непосредственно влияющие на оператора, степень воздействия которых может накапливаться или релаксировать во времени – факторы инкубационного действия;

· факторы мгновенного действия, носящие случайный характер, воздействие которых распространяется на оператора или локализовано ноксосферой (зоной формирования опасности);

· факторы экологического воздействия, как правило, опосредованного действия, проявляющиеся вне оператора, вне данного производства, но являющиеся следствием реализации конкретного технологического процесса на данном производстве.

Более детальное рассмотрение физических опасностей связано с тем, что они наиболее широко представлены при строительстве и эксплуатации ТГВС (см. рис. 2.3).

Такая классификация наиболее удобна при анализе опасности в конкретных условиях, т. к. позволяет спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях их зарождения, когда сложная система начинает выходить из равновесия. В данном случае под устойчивым состоянием системы «человек – окружающая среда» понимается сохранение ее структуры и возможности продуктивно функционировать как во времени, так и в пространстве.

Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности сложных систем, а в БЖД при строительном производстве практически все сложные, обладают рядом характерных свойств:

· вероятностным характером;

· потенциальностью (скрытостью);

· перманентностью (постоянством, непрерывностью);

· тотальностью (всеобщностью).

 

Потенциальные опасности реализуются в определенных условиях, которые именуются причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств и условий, в результате которых формируются опасности, которые вызывают нежелательные последствия, например экологический или экономический ущербы, травмы, заболевания и т. п.

Превращение потенциальной опасности в реальную происходит по схеме: латентная потенциальная опасность – причины – нежелательные последствия.

Чаще всего нежелательные последствия вызывает комбинация нескольких опасностей. Зачастую одна и та же опасность может быть реализована в нежелательные последствия через разные причины.

Вся система взаимодействия человека со средой обитания в концентрированной форме заложена в аксиомах БЖД:

· любые объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека;

· любая деятельность потенциально опасна для человека;

· ни в одном виде деятельности нельзя добиться абсолютной безопасности;

· безопасность любой системы может быть достигнута с любой степенью вероятности, однако, не исключающей существование объекта.

Аксиома о потенциальной опасности предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего психические, кроме позитивных свойств и результатов генерируют опасные и вредные (негативные) факторы.

Таким образом, опасность для человека вызывается наличием в сфере его жизнедеятельности негативных факторов, которые подразделяются на вредные и опасные.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...