Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архипастырский призыв духовенства

и общества к борьбе с пьянством [1]

I.

Два опаснейших и жестоких врага ходят среди людей. Появившись еще в самом начале человеческого рода, они и доселе разгуливают среди него то скрытно и втихомолку, то явно и безбоязненно, и всюду, куда бы они ни появились, содрогаются народы под их ударами. Эти враги суть разврат и пьянство. О первом мы уже говорили ранее, а о втором хотим поговорить сегодня.

Какой же из этих врагов опаснее, хуже? – может быть, кто-нибудь спросит нас. Надо думать, что хуже разврат, так как он находит для себя поддержку в самом сильном инстинкте человеческой природы. Но как бы ни был вреден и отвратителен порок нецеломудрия во всех его видах, со всеми его последствиями, однако едва ли можно смело и не обинуясь сказать, что пьянство менее дурное качество и лучше распутства, так как в бесчисленном количестве случаев человек к распутству приходит путем пьянства. Когда начинаешь размышлять о пьянстве, то невольно поражаешься представлением о том, какую огромную силу имеют у людей обычай и привычка. Ибо не инстинкт природы причина пьянства, а исключительно обычай и привычка! Известный английский натуралист Дарвин сказал: «Путем своих собственных наблюдений, а также наблюдений отца и деда, которые простираются более чем на сто лет, я пришел к убеждению, что ни от одной причины не произошло и не происходило столько болезней, бедствий и страданий в мире, как от употребления спиртных напитков».

Один из борцов против алкоголизма пастор Бадельшвинг на Прусском съезде в 1885 году в отношении опасности от алкоголя употребил такое выражение: «Дело, которое нас сейчас занимает здесь, настолько ужасно, что не поддается описанию… Бедствие поистине невыразимое». А председатель немецкого общества против злоупотребления спиртными напитками доктор Штраус говорит: «Под алкоголизмом разумеется центральный узел всех телесных и душевных изменений, которые происходят в организме человека от ядовитого действия алкоголя… Что так понимаемый алкоголизм в настоящее время представляет громадную опасность для здоровья более, чем все заразные и эпидемические болезни, взятые вместе, - это ясно для каждого, кто изучает всю область болезненных явлений с их причинами и последствиями в народном организме». И профессор Форель (Цюрих) также называет алкогольную заразу одной из зловещих язв, которые вызывают, ускоряют и усиливают процесс вырождения в нашем бедном человечестве. А наш русский борец с пьянством Булгаковский говорит: «Нет ничего на свете хуже пьянства. Никакое зло, никакое несчастье нельзя сравнить с ним. Пожар, неурожай, наводнение не оставляют после себя таких разрушительных следов, как пьянство. Семейный разлад, неизлечимые болезни, страшные преступления, преждевременная смерть – все это бывает от пьянства. Для пьяницы ничего нет святого. Из человека он делается зверем. Не трогают пьяницу ни слезы жены страдалицы, ни слезы детей малюток, которые часто плачут с голода или от его брани и побоев. Теряет он стыд, не боится греха. Гаснет в нем все доброе, и в душе его помрачается образ и подобие Божие». Что еще сказать о горе-злосчастье, которое идет от пьянства? Припоминаются мне здесь слова одного древнего писателя, который, описывая мучения первых христиан, сказал: «Если бы у меня было сто языков и сто уст и если бы у меня был железный голос, то и тогда бы я не мог назвать всех ужасов и жестокостей, которые терпели невинные христиане от мучителей-язычников». А я скажу: «Если бы кто умел говорить на всех языках и наречиях всего света и имел бы тысячу уст и тысячу голосов, то и тогда он не в состоянии был бы рассказать о всех ужасах и гибельных последствиях пьянства у нас в России».

Если присоединить сюда те строгие изречения святых отцов и Священного Писания, коими так беспощадно бичуется этот порок, то ясно будет, что пьянство есть величайшее зло. Но о размерах его легко можно, однако же, сделать неверное представление, если судить о нем только на основании того, что от времени до времени приходится слышать об его опасности и видеть только в своем собственном кругу. Ибо не везде одинаково развито оно и мы далеко не все можем видеть, что от него происходит. О том, как много кто-либо пьет, знают только немногие, самые близкие к нему; равно не всегда мы знаем, что те или другие болезни и того или другого рода несчастия суть следствия неумеренного употребления спиртных напитков. При составлении своего понятия о сем необходимо иметь в виду свидетельства статистической и медицинской наук, которые проливают ясный свет на это. К сожалению, у нас статистика народонаселения далеко не так высоко стоит, как это было бы желательно или по крайней мере как стоит это дело в других странах. Но как бы ни была она у нас несовершенна, однако же и она дает нам понять, как велико у нас бедствие, происходящее от пьянства и каких чудовищных размеров оно достигает. Так за 1904-й год у нас выпито 72 миллиона ведер одной водки, за 1905-й – 75 миллионов, за 1907-й – около 86 миллионов, а за пять месяцев 1907 года - более 33-х миллионов ведер. Уже отсюда можно заключить, какие громадные убытки и потери несет страна наша чрез злоупотребление спиртными напитками. С точностью определить эти убытки и потери, конечно, нельзя, но если принять во внимание все те составные части, из коих они слагаются (около миллиарда рублей пропиваемых населением чистыми деньгами, пахотную землю, засеваемую житом и картофелем для производства алкоголя, убытки вследствие повышения смертности людей от пьянства - на тысячу человек в России умирает сорок; расход на содержание и призрение алкоголиков в больницах; потерю умственной и телесной работоспособности и наконец потерю рабочих сил на производство алкоголя), - то эти убытки простираются до четырех миллиардов рублей. Какая это исполинская сумма для нашей страны! Ведь этой суммы достало бы на покрытие всех наиболее существенных нужд страны, как, например на народные школы, на призрение бедных, на улучшение быта рабочих, на войска, на флот и т. п. Около 15-й части всей пахотной земли требуется на посев жита и картофеля для производства алкоголя, миллионы людей для исполнения этих работ. Не напрасная ли это трата? Благочестивый отец, когда увидит дитя, бросающего кусочек хлеба, говорит ему: «Не делай этого – это грех!» А сколько хлеба, позволю себе так выразиться, бросается у нас даром и превращается в ядовитое вещество, которое так мало приносит пользы и добра и так много вреда и зла, и сколько рук могло бы быть свободными для лучшей и более полезной работы! Этими средствами значительно можно было бы облегчить ту тяжесть жизни, под давлением которой так глубоко вздыхают многие из злополучных наших соотечественников.

Но пьянство, естественно, ведет и к гораздо более страшным последствиям. Говорить об этом подробно не входит в настоящую мою задачу. Я намерен говорить о задаче или обязанностях Церкви и ее органов в борьбе с пьянством. А потому об этих последствиях я скажу только в самых общих чертах, но и они, думаю, покажут нам многое. Я не могу обойти этого совершенным молчанием, так как здесь имеет место слово одного ученого: «Ничто так не пробуждает нашу совесть, как свет знания», - ибо только ужасные последствия неумеренности понуждают нас к борьбе с нею и из рассмотрения только их мы можем правильно определить великость и размеры пьянства, границы которого в наших глазах так суживаются.

По свидетельству наших статистиков, в России целые миллионы подвержены пьянству, а вместе с пьяницами всегда ведь страдают и близкие к ним, где таковые имеются: жены или же мужья, дети, а часто еще и внуки, родители, братья, сестры. И кто из нас не знает, сколько при этом переносится горя, мучений и слез!

Если подвести итог всем этим несчастным, то получится количество в несколько десятков миллионов. Более двухсот тысяч пьянство приводит ежегодно к преступлениям и суду, около двух тысяч к самоубийству, столько же почти к убийству, около сорока тысяч в дома умалишенных. До сорока тысяч гибнет от несчастных случаев в состоянии опьянения. Отсюда же происходит громадное количество слабоумных родителей, и кому также не известно, что и чахотка, эта беспощадная истребительница населения, более всего имеет успеха в своем развитии там, где господствует порок пьянства! Наконец, нельзя не обратить внимания и на то, что и в дома терпимости в бесчисленном количестве случаев приводит также чрезмерное употребление алкогольных напитков, что, следовательно, и половые болезни со всеми их ужасающими последствиями для мужей, жен и детей происходят тоже от пьянства, равно как и бесчисленное множество девиц теряют свою невинность в тот час, в который алкоголь раздражит их чувства, отуманит их разум и расслабит их волю.

Но это только факты особенно выдающиеся, факты, которые своими страшными последствиями особенно бросаются в глаза. А сколько присоединяется сюда еще другого вреда, который мы объясняем иногда другими причинами! Ведь нет вообще ни одного органа в нашем теле, который не затрагивался бы неумеренным употреблением алкоголя. Кровь алкоголика портится, содержащийся в ней кислород уменьшается, кровообращение изменяется, все тело много теряет в своей устойчивости и силе сопротивления: болезни начинаются быстрее и легче, а проходят и излечиваются труднее и медленнее, многие из них и появляются от алкоголя. У одного воспаляется горло и гортань, у другого появляется катар желудка, здесь страдают тонкие кишки, а там сердце; здесь печень, а там почки; у одних расстраивается нервная система и страдает мозг, а у других происходит ломота в костях и перерождаются кровеносные сосуды. И все это находит место, по новейшим медицинским исследованиям, не только у явных пьяниц, но и у большой части таких людей, которые далеки от того, чтобы быть пьяницами, которые, может быть, считают себя очень умеренными, а на самом деле переступают меру именно тем, что регулярно, изо дня в день употребляют известное количество спиртных напитков. Здесь все заключается в постоянной регулярной привычке; при такой привычке употребление спирта и малыми дозами есть уже зло. Фрик, профессор медицины, говорит об этом так: «Если бы кто-нибудь спросил меня: господин доктор, какое количество пива и вина могу я ежедневно выпивать без вреда для своего здоровья? - то я, как добросовестный доктор, сказал бы ему: «Без вреда вы можете выпивать ежедневно такое количество, которое называется нуль!» И в книге «Домашний лечебник», изданный Рейссигом и многими другими врачами, читаем мы: «Следует заметить, что те небольшие дозы, которые обыкновенно считаются невинными, например от трех до четырех стаканов пива при ежедневном употреблении, врачами признаются теперь вредными. А потому многих из тех, которые считают себя трезвыми, в действительности нельзя причислить к таковым». Равно и Комерель (доктор) в своем очень распространенном сочинении «Arztliches Ubrtrinken» приходит к такому заключению: «Ежедневное (я подчеркиваю, ежедневное) употребление хотя бы и небольшого количества пива и вина в течение года и десятков лет действует вредно на здоровье и сокращает жизнь. При этом способе употребления алкоголя в особенности происходит изменение или перерождение в сердце и кровеносных сосудах». А доктор Линднер в известных своих «Письмах к молодому священнику» пишет: «Как врач, я должен твердо установить и поддерживать следующую мысль: организм человека совсем не нуждается в алкоголе. Последний не есть питательное средство, он ничего не приносит в питание (это доказали новейшие научные исследования), он есть, за исключением случаев врачебного употребления в болезнях, чисто предмет роскоши, прихоти, вкусовое средство в маленьких, не слишком часто повторяемых дозах безвредное, в средних и постоянно употребляемых не безразличное и не безвредное, а в больших дозах очень опасное». Непосредственно перед этим тот же автор на вопрос, с какого пункта можно кого-либо из употребляющих спиртные напитки считать пьяницей, дает такой ответ: «По моему мнению, критерий здесь может быть такой: если кто привык пить алкоголь более, чем сколько его тело может перенести без труда и без всяких повреждений, то он – пьяница». Как руководственное правило это принципиальное положение может быть формулировано приблизительно так: «Если кто-либо не может отказать себе хотя бы в продолжение нескольких дней в своей обычной порции алкогольных напитков без того, чтобы не захандрить и не сделаться даже больным, то он – пьяница, хотя бы количество обычно употребляемого им алкоголя было и не очень велико.» Итак, в коротких словах можно резюмировать это положение так: пьяница есть тот, кто в течение долгого времени употребляя спиртные напитки, причиняет вред своему здоровью, а такой вред следует предполагать у каждого, кто хотя и говорит, быть может, о себе: я могу обойтись без спиртных напитков, но если ему действительно приходится дня на два отказать себе в удовлетворении своей привычки, то он теряет при этом душевный мир и не прежде успокаивается, как когда снова начинает пить. «Жажда или тоска об алкоголе есть такой предостерегающий сигнал, за которым каждый должен наблюдать. Если умеренно употребляющие алкоголь в течение долгого времени не замечают вредных последствий для своего здоровья, то это, конечно, очень отрадно, но не может, однако ж, служить ручательством за то, что они не откроются впоследствии. Один из профессоров в Нюрнбергском собрании естествоведов сказал, что небольшое количество ядовитых веществ, например алкоголя, в продолжение многих лет остаются без видимых последствий, а потом сразу обнаруживаются в очень грозном виде».

С приведенными мнениями гармонируют и данные статистики. В одной из немецких брошюрок под заглавием: «Макробютика» (то есть искусство долго жить), изданной в 1891 году профессором Колльманом, мне пришлось прочитать, что женщины живут долее (на 3 года в течение 38 лет), чем мужчины, что автор справедливо объясняет тем, что мужчины более пьют водку, чем женщины. И таблицы английских обществ страхования жизни, которые (общества) имеют все причины и побуждения к более тщательному изучению этого предмета, показывают, что совсем воздерживающиеся от алкоголя дольше живут, чем пьющие, так что названные общества от первых больше извлекают выгоды, чем от последних, хотя берут с них (первых) премию на 8-10% менее. У одного, например, общества в 14 лет между невоздержными оказалось 80% смертных случаев, а между воздержными только 56. Пьяниц же они и вовсе не принимают. Англия и кассы имеет особую для непьющих и особую – для пьющих. Продолжительность жизни у совершенно непьющих людей по сравнению с пьющими в одном и том же возрасте составляет, по английским исследованиям, разницу во всяком случае не менее 10 лет. В Англии такие статистические вычисления особенно удобны, так как там есть много совершенно непьющих.

Понятно теперь, какое бремя и какой ущерб от этого несет общественная жизнь народов. Сколько сбережений можно было бы сделать на тюрьмах, смирительных и исправительных домах, больницах, психиатрических заведениях и учреждениях для эпилептиков и идиотов, как были бы облегчены товарищеские кассы и кассы благотворительных учреждений, если бы не было алкоголя! Насколько повысились бы физические и духовные, военные и хозяйственные силы, словом, все благосостояние и счастье нашей страны, если бы его вставить в свои надлежащие границы! Если бы нашему народу удалось этого достигнуть, тогда легче разрешились бы все наши социальные политические вопросы.

Но, что важнее всего, поднялась бы религия и нравственность. Где на престоле сидит бог-алкоголь, там Бог неба и земли, когда живется хорошо, забывается, а когда худо, осмеивается, оскорбляется, затем и совсем забывается. И как поступают с Ним Самим, так и с Его заповедями. Благородные чувствования души, ее самые нежные и чистые движения вследствие пьянства притупляются; низменные инстинкты усиливаются; плотские влечения и страсти обостряются; вкус извращается; воля ослабевает; самообладание утрачивается; семейная жизнь разлагается, - а это все, естественно, далеко не благоприятствует религии и нравственности. Люди нравственно опускаются, делаются чувственными, плотскими существами без высших идеалов, животными, грубыми, один из профессоров медицины, Форель, не будучи ни богословом, ни священником, высказал, однако ж, такое наблюдение: «Не говоря уже о патентованных, объявленных пьяницах, - говорит он, - достаточно наблюсти за умеренно пьющими, чтобы видеть, как они нравственно грубеют, как мало дорожат истиною, как холодеют их чувства по отношению к семье, как небрежны они к воспитанию детей своих и как мало думают о их будущем!» Алкоголик, который прежде не был ни врагом религии, ни врагом Церкви, в состоянии постоянного опьянения теряет способность жить пред Богом, жить с Богом и жить в Боге. И кто может сосчитать, сколько людей потеряли на этом пути высокую цель своей жизни, свои высшие и, религиозные идеалы?

Было бы в высшей степени странно, если бы человечество при виде такого колоссального вреда от алкоголя оставалось совершенно равнодушным к нему и оставляло бы его вне своего внимания. Но благодарение Богу! оно сознает теперь всю пагубу этого ядовитого вещества и объявляет ему решительную войну. На западе борьба против злоупотребления спиртными напитками составляет теперь одну из самых важных задач, и сознание вреда алкоголя все более и более проникает во все слои общества. Возникают мало-помалу и у нас теперь общества, союзы, кружки и братства, поставляющие себе целью борьбу против этого исконного и опасного врага, и у нас намечаются и вырабатываются меры для этой борьбы, и у нас обращено теперь внимание и прессы, и общества, и государственных учреждений.

Что же должна делать и как относиться к этому движению наша Православная Церковь и мы, ее служители? Что и нам необходимо нечто делать в борьбе против пьянства в более тесном и более широком смысле этого слова, об этом я не буду много говорить, - я думаю, что это не имеет нужды ни в каком обосновании. Мы обязаны это делать как в силу греховности, нравственно-религиозного вреда, так и в силу страшных социальных бедствий и несчастий, которые происходят от пьянства. Церковь, которая допускает развиваться такому злу в рядах ее членов, не оказывая ему никакого противодействия, перестает быть Церковью, а потому на нее с ее органами падает значительная часть той борьбы, которая ведется сейчас против алкоголя. Вот почему Священный Синод наш, который и прежде не раз призывал духовенство к борьбе с пороком пьянства, в настоящее время, повторяя снова этот призыв, счел необходимым дать со своей стороны некоторые общие и краткие руководственные указания относительно средств для этой борьбы, которые мне хотелось бы вам сейчас, отцы и братия, пополнить и разъяснить.

Итак, что же мы должны делать в исполнение этого призыва? Один из выдающихся борцов с алкоголем говорит, что нам более всего необходимы сейчас лучшие воззрения, лучшие нравы и обычаи, лучшие законы. Лучшие, более правильные воззрения суть основы для дальнейшего успеха в этом деле. На них должно строиться и все другое. Необходимо устранить ложное воззрение на спиртные напитки, господствующее в нашем Отечестве, и тогда легче будет изменить нравы и обычаи и ввести лучшие законы и правила и скорее можно будет применять их к жизни. Общественное мнение есть одна из самых величайших сил, дающих направление жизни, а оно у нас доселе еще в дружественном отношении с алкоголем, так что можно без нарушения правды сказать: оно поддерживает и развивает страсть к винопитию со всеми ее последствиями у великих и малых, у богатых и бедных.

Но Церковь может и должна воздействовать на это общественное мнение. На ком же, в самом деле, более всего лежит эта обязанность, как не на Церкви и не на нас, служителях ее, не на нас, пастырях? Церковь должна громко возвысить здесь свой голос и так сказать это слово истины, дабы весь народ наш услышал его. И мы, пастыри, должны показать, что мы можем еще кое-что сделать и в такое время, когда наши недоброжелатели готовы выбросить нас за борт как сор, как негодную траву. Мы должны воздействовать на укоренившееся в народе неправильное воззрение и переделать его! Мы обязаны теми многочисленными случаями, при которых мы по долгу служения призываемся к слову, воспользоваться для того, чтобы разрушить дружбу, разорвать связь между нашим народом и алкоголем. И тогда не будут упрекать нас, говоря: где же наша Церковь, где ее влияние на народ в такую тяжкую годину, где наши пастыри, эта так называемая соль земли? А для этого нам нужно всем до единого воодушевиться желанием принять самое деятельное участие в противоалкогольном движении и действовать, невзирая ни на какие препятствия.

Но чтобы приобрести большую охоту работать на поприще этой борьбы, нужно, первее всего запастись достаточными сведениями в этой области, основательно изучить алкогольный вопрос и быть, как говорят, в курсе дела. Здесь я совершенно присоединяюсь к мнению Квензеля, который говорит: «Опыт показывает, что почти каждый, который серьезно поразмыслил и понял опасность алкоголя, охотно становятся на сторону его противников». Вот почему первым делом нашим должно быть обязательное изучение основания настоящего антиалкогольного движения. Основательно ознакомившись со всеми добытыми и установленными наукой данными об истинных свойствах спиртных напитков, мы, без сомнения, проникнемся желанием рассеять в темном народе мрак алкогольных предрассудков. Об алкогольном вопросе следует сказать то же, что и о миссии: чем ближе знакомится миссионер со своим делом, тем большую приобретает к нему любовь и тем более воодушевляется желанием приложить свое знание к делу. То, чего я не знаю, никогда не сделает меня горячим. Но чтобы иметь какой-нибудь успех в борьбе с пьянством, нам необходимо быть не теплыми только, но и горячими.

Изучив этот предмет, мы смелее можем выступить со своим знанием перед народом, в котором и доселе еще господствуют совершенно ложные воззрения и убеждения в том, что алкоголь укрепляет, согревает, питает, что без него нельзя обойтись, - воззрения, от коих не свободны и широкие сферы образованных людей. Скажите им, что алкоголь безусловно вредное для здоровья вещество, и они посмотрят на вас не только с недоверием, а, пожалуй, еще и с великим изумлением. Относительно вреда водки или так называемой «сивухи», пожалуй, еще согласятся, по крайней мере образованные, но чтобы опасны были для здоровья также и пиво, и хорошие «укрепляющие» вина, это для многих из них будет нечто новое и совершенно невероятное. Когда в 1898 году, еще десять лет назад, в одном из обществ борьбы против алкогольных напитков произнесена была речь о безусловном вреде их, то это послужило поводом к большим разговорам, и в тогдашней прессе немало было нападок на врачей, почему они не объяснят этого своим пациентам, а, напротив, сами еще прописывают вино как лекарство. Тогда один из профессоров оправдал их тем, что они и сами в своих университетах едва ли что-нибудь слышали о разрушительных последствиях алкоголизма. Теперь, конечно, много изменился взгляд на этот предмет, но мы, однако же, едва ли и сейчас можем ожидать, чтобы масса народная знала то, что тогда не было известно и самим врачам.

II.

Перейду теперь к тем способам и средствам борьбы, которые находятся в нашем распоряжении. У нас есть церковная проповедь. И вот эта-то проповедь может и должна быть первым и самым сильным средством в борьбе с пьянством. Мы должны чаще проповедовать об опасностях пьянства и при этом не случайные только делать о них замечания, не мимоходом, так сказать, касаться этого предмета, нет, – мы должны делать его особой темой своих проповедей и таким образом время от времени основательнее входить в рассмотрение его по существу. Мы иногда жалуемся на то, что наши проповеди однообразны, маложизненны, а потому наводят скуку на слушателей, коим приходится нередко слушать об одном и том же предмете. Поэтому в наших же интересах расширить круг проповеднических мыслей путем включения сюда таких, например, тем: «Безнравственность и алкоголизм», «Истинное достоинство спиртных напитков», «Наше правильное отношение к ним», «Наше отношение к неумеренному употреблению их другими» и т. п., причем для таких проповедей можно избирать особенные дни и недели. Речи с таковым содержанием, взятым из такого источника, которого никогда нельзя исчерпать, - из той самой жизни, в которой вращаемся мы и те, к коим мы говорим, не могут не быть интересными, не производить соответствующего благотворного впечатления, ибо «что берется из жизни, то лучше и воспринимается жизнью», сказал один из ученых. Я позволю себе назвать здесь и некоторые тексты, на которые, по моему мнению, лучше всего говорить такого рода проповеди:

 

Не убий (Исх. 20, 13); тема: «алкоголь - яд, коим многие убивают и тело, и душу».

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8); тема: «алкоголь есть яд - самый опасный и губительный враг человека».

Вино и музыка веселят сердце, но лучше и того и другоголюбовь к мудрости (Сир.40, 20); тема: «умеренное употребление вина, как дара Божия, позволительно, но пьянство – грех, губящий и душу и тело».

Не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится (Лк. 1, 15); тема: «детям, как своим, так и чужим, никогда и ни одной капли не нужно давать спиртных напитков».

Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф. 5, 18); тема: «неумеренное употребление алкоголя есть причина нравственного падения и нарушения целомудрия, так как в состоянии опьянения человек теряет рассудок и силу воли».

Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той (Лук. 21, 34), т.е. пагуба; тема: «возрастающее пьянство грозит великим бедствием всему человечеству: вырождением, одичанием и озверением».

Не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фес. 5, 6); тема: «обязанность всех принимать участие в борьбе с пьянством».

Все подвижники воздерживаются от всего (1Кор. 9, 25); тема: «алкоголь в борьбе за существование».

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Притч. 14, 1); тема: «женщина - мать семейства, и алкоголь». Благоразумная мать не дает своим детям ни капли вина, заботится об их обучении, делает домашний очаг приятным для мужа, воспитывает и в дочерях своих чувство семейности. Последнее особенно важно в настоящее время. Многие из жен, жалующихся на пьянство мужей своих, сами бывают виноваты в этом, так как надолго оставляют своих мужей дома одних, проводя время со своими жалобами у соседок и не стараясь приводить в порядок своего дома и хозяйства».

Каин, что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (Быт. 4, 10); тема: «Не соблазняй твоего брата на водкопитие». В высокой степени прискорбно бывает видеть, как иного пьяницу, который с неимоверными усилиями борется со своею злою наклонностью, несмотря на его сопротивление, друзья его, товарищи безумнейшим образом толкают и склоняют к дальнейшему пьянству. И мне нередко приходилось слышать из уст врачей жалобу на то, что друзья и знакомые их пациентов часто бывают самыми злейшими их врагами. Редко где совесть человека так шатка, как здесь, тогда как нигде так не нужна строгость с ее стороны, как именно здесь.

Равным образом немало можно найти текстов, пригодных для такого рода тем и в других местах Священного Писания. Таковы, например, следующие изречения: У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного (Притч. 23, 29-30).

Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: «подавай, и мы будем пить!» (Ам. 4, 1).

Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином (Ис. 5, 11).

Впрочем, была бы только охота говорить об этом, а в темах недостатка не будет. Не очень давно один из священников, ревнителей трезвости, мне рассказывал, что он вышел однажды сказать проповедь против безнравственности, но при этом и сам не заметил, как перешел он к сестре ее – страсти водкопития – так рос материал в руках его, и он, вместо предполагавшейся одной, сказал одну за другой целых три проповеди против алкоголизма. Так следует делать и всем нам. Этого требует сама жизнь. В этом отношении нам можно, кажется, поучиться у католических и протестантских проповедников, которые и на церковной кафедре не забывают алкоголизма, но энергично и с большим успехом ведут против него борьбу.

Чтобы показать, с каким успехом они ведут это дело и каких достигают результатов, я дозволю себе привести две выдержки – одну из сочинения доктора Вертмана «Образцы католической проповеди в борьбе с алкоголем», а другую из книги доктора Мартия под заглавием: «Руководство к изучению алкогольного вопроса». Первый из них вот какую картину рисует из деятельности одного католического миссионера в Силезии, в такой местности, которая особенно сильно заражена была пьянством. «Лишь только прибыл этот миссионер на место своей проповеди, как между жителями началось возбуждение. Одни приветствовали его с великою радостью, а другие встретили с нескрываемою злобою, недоброжелательством и насмешками. Заинтересованные в торговле алкоголем старались путем всякого рода насмешек отклонять винопийц от посещения проповедей, однако не много имели успеха. Нужно было видеть, как народ перед проповедью со всех сторон устремлялся к костелу: мужчины и женщины, взрослые и дети, рабочие прямо с работы – все спешили, чтобы заблаговременно захватить местечко в костеле. В 7 часов после обычного пения молитв, начинается первая проповедь. Все приходит в напряженное состояние. Весьма немногие верят в успех, большая же часть приходят с таким предубеждением: пусть проповедник говорит, что хочет, но я не оставлю моего напитка, я не могу без него ни жить, ни работать, да к тому же я ведь не пьяница, - ведь пьют также и многие другие – и богатые, и духовные. Введение в проповедь, или приступ, в большинстве случаев имеет решающее значение. В нем проповедник старается взволнованных и возбужденных слушателей успокоить, заинтересовать и завладеть их вниманием. Вот пример:

«Когда я был еще мальчиком, так начинает проповедник, я услышал однажды в нашем городе такой страшный гром, что задрожал даже пол в том доме, где я находился, затрещали стекла. Что случилось? Тотчас же стало известно, что в одном месте города от взрыва взлетела на воздух динамитная фабрика. В последнее время это страшное несчастие повторилось у вас еще раз, и притом со многими человеческими жертвами. Многие из вас оплакивают своих ближних, которые погибли во время этого несчастья. А потому для меня очень понятно то обстоятельство, что эта фабрика стоит сейчас уже не в городе, а среди поля, что приняты меры предосторожности при обращении с этою смертоносной материей – динамитом, что никто из посторонних не имеет доступа к этому опасному месту, чтобы не произошло нового несчастия, новой скорби. - Но вот что мне непонятно. Я знаю одну материю, которая гораздо опаснее, чем динамит, знаю и такие места, которые несравненно более уносят жертв, чем ваша динамитная фабрика. От этой материи и в этих местах гораздо более погибло и гибнет людей, чем на фабрике; там очень и очень многие теряют свое счастье, там многие дома и богатые хозяйства взорваны и взлетели на воздух. И какими горючими слезами многим из вас приходится оплакивать этих несчастных из ваших семейств, которые там погибли! И, однако, эти фабрики стоят дюжинами в вашем городе! Каждый имеет свободный доступ к ним, никому не воспрещается входить туда, каждый может этим смертоносным веществом, разрушающим человеческое счастье, убивать себя и других, - не принято и не соблюдается никаких мер предосторожности. Эти фабрики – ваши трактиры и питейные заведения, а это вещество – алкоголь. Вот я и пришел теперь к вам, чтобы предупредить вас об опасности этих несчастных фабрик и этого смертоносного вещества, чтобы начертать правила предосторожности».

В этом смысле, в этом направлении он излагает затем в целом ряд проповедей (от шести до восьми) с нравственной, христианской и социальной точки зрения учение о вреде алкоголя.

После каждой проповеди, при общенародном пении, он совершает молитву и заканчивает благословением народа. В глубоком раздумье, с серьезным настроением расходится народ из храма по домам. По приходе домой семья в полном своем составе под впечатлением проповеди бодрствует до поздней ночи, причем идет суждение о ее содержании, приводятся на память из нее особенно выдающиеся места и выражения. Случается, что иными воспроизводится целиком вся проповедь.

В течение всей миссии во всем городе или селении парит спокойствие и тишина. Кабаки и трактиры пусты, только некоторые закоснелые пьяницы, как бы в угоду сатане и наперекор миссионеру-проповеднику, стараются пить вдвое и втрое больше обыкновенного. Но это только исключения. В большей же части домов и семейств господствуют никогда не бывшая тишина и спокойствие. Если бы миссия трезвости ничего более не могла делать, как только в течение недели сохранять мир и спокойствие в этих семьях, то и тогда уже ее заслуга была бы неоценима. Отец семейства, коего давно уже его семья не видела среди себя в вечернюю пору, сидит теперь дома. Муж, после продолжительной размолвки, снова дружественно говорит с женою. Дети, которые никогда не видали такой ласки со стороны гуляки-отца, сидят с ним лицом к лицу и слышат ласковые речи. Ко многим, очень многим семействам возвратилось на эту по крайней мере неделю истинное счастье. О, почему не бывает здесь так и всегда! Это первое веяние весеннего тепла после суровой зимы.

Наступает конец миссии. Это - полдень воскресного дня. Церковь не может вместить народа. Какая чудная картина! Как отрадно видеть настолько переполненным храм Божий, и переполненным не женщинами только и детьми, а большею частью мужчинами, и по преимуществу из рабочего мира! Душный жаркий воздух наполняет церковь, градом льется пот с лица проповедника. Еще одна песнь в честь Богоматери и миссионер-проповедник в последний раз взошел на кафедру. Усталым, ослабевшим голосом начинает он речь свою, и однако он не должен ослабевать, ибо ему еще нужно произвести последний штурм, сделать последний натиск на сердца людей. А для этого нужны почти сверхчеловеческие силы. В предыдущих речах своих он изобразил весь ужас, весь позор и унижение, все бедствие безумного пьянства, - но ах, пьяница еще не убежден! Впрочем, нет. Он убежден в истинности того, что он слышал. «Проповедник прав, каждое слово его – истина», - говорит совесть пьяницы, но сердце, однако, не хочет еще покориться. Несчастный любитель алкоголя трепещет при мысли о том, что он должен навсегда отказаться от любимого своего напитка. Каждый нерв, каждая капля крови, так сказать, нашептывают ему: это невозможно, разве можешь ты жить без твоей рюмочки? Но чтобы успокоить свою совесть, он говорит сам себе: теперь я не буду уже более опиваться и буду всегда пить умеренно - а в этом кто может упрекнуть меня! Или: пить я теперь, пожалуй, не буду, но давать этот торжественный обет – нет! Этого я не могу! А потому пусть проповедник говорит, что ему угодно, для меня это все равно. - И однако что же мы видим? Замечательно. Проповедник-миссионер в своих проповедях изобразил всю жизнь пьяницы, все его бедствие, а теперь, кажется, проник уже и в его сокровенные мысли. «Друг мой, - взывает к нему проповедник, - ты обманываешь себя, думая, что ты не можешь быть трезвым! Вступай в братство трезвости, дабы ты вместе с примерами трезвости мог пользоваться и чудными плодами благодати церковного братства. Ты говоришь: я не оставлю моей рюмочки, - мне все равно, что ни говорил бы проповедник? Ужасное слово! - Так иди со мной в тюрьмы, в больницы и взгляни на это бедствие, на эти стоны и страдания. Знаешь <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...