Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С целью информирования читателей о вышедших книгах используют информационный жанр - краткие сообщения об изданиях с аннотацией, которые помещают обычно под рубрикой «Коротко о книгах».




Самым сложным являются художественно-публицистические жанры. В эту группу входят очерк, зарисовка, фельетон, памфлет.

Художественно-публицистические жанры представляют собой органическое слияние фактической точности, обстоятельности и образности, и это надо учитывать редактору.

Очерк содержит обычно элементы публицистики, вместе с тем он близок к малым формам художественной литературы - к рассказу или короткой повести, но отличается от них своей фактографичностью: он строится не на вымысле, а на конкретной информации. Назначение очерка - образно представить человека в жизни и деятельности, в различных ситуациях, где проявляются его высокие нравственные и моральные качества.

При построении очерка обращают внимание на логичность и последовательность освещения событий, на выбор приемов и средств, позволяющих убедительно раскрыть смысл и значение явлений, дать характеристику людей. В очерке выявляют пять основных элементов: экспозицию, которая вводит читателя в тему и в курс событий; завязку, или начало, действия; развитие действия; его высший момент - кульминацию; развязку, или концовку.

Описываемые в очерке события воспроизводятся документально, поэтому он информативен. Исследуя события в соответствии с целевой установкой, автор дает им полную оценку, выражает свое к ним отношение. И не только положительное - в очерке возможна критика негативных явлений. Показываемые в очерке события и люди должны быть «очерчены» четко, без ненужных подробностей и деталей, которые могут затмить главное. Важно найти основное и выделить самое яркое и типичное.

Фельетон возник из литературно-критической статьи и рецензии. Специфичными элементами в нем являются особые приемы изложения. Характерными для фельетона являются сатира и юмор, стиль обычно отличается живостью, легкостью и обзорностью. Использование в фельетоне иронии и насмешки, метких и выразительных сравнений служит цели обличения недостатков и пороков людей.

Необходимые качества фельетона - правдивость и убедительность. Обычно его отличают особая актуальность темы, четкая целевая направленность, в соответствии с чем и определяется его построение и привлекаются соответствующие языково-стилистические средства. Он должен основываться на достоверной информации, имеющей важное общественное значение. Нет смысла печатать фельетон, посвященный незначительным частным событиям или явлениям.

В фельетоне допустим вымысел, однако он должен искусно сочетаться с правдивостью фактов и не выходить за пределы фактической точности. Нацеленный на обличение зла, он не должен отвлекаться на забавные мелочи, сенсационность, языково-стилистическое щегольство, во что легко бывает впасть автору, особенно когда он не обладает необходимым опытом. Суждения и выводы, изложенные в фельетоне, не должны быть поверхностными, основная задача редактора - помочь автору добиться глубокой проработки материала и обоснования оценки и заключений.

Фельетон сочетает в себе информативность, публицистичность и образность. Этим во многом диктуются требования к его языку. В нем используются точные и ясные языковые средства, исключающие двусмысленность и непонимание; широко применяются экспрессивные и эмоциональные элементы языка.

Изложенная характеристика жанров отражает не все формы подачи информации, встречающиеся в периодических изданиях, но основные из них. В зависимости от профиля и программы периодическое издание имеет различный жанровый состав. Редактору достаточно овладеть схемой, которую предлагает теория печати. Каждый редактор, исходя из целей и задач, сферы деятельности представляемого им печатного органа, должен найти место редактируемого материала в общей классификационной схеме, правильно понять, где нарушение традиций и неправильное использование возможностей жанра, а где - появление новой плодотворной формы.

Строгий подход к жанру не лишает произведение своеобразия, не мешает раскрыть творческую индивидуальность автора, а, напротив, помогает (соблюдая диалектическое единство общего, повторяющегося и особенного) обрести свободу изложения материала для более доходчивого восприятия его читателем, т.е. для лучшего соблюдения условия о целевом назначении и читательском адресе каждого произведения.

Организация редакционно-издательского процесса

На ход редакционно-издательской подготовки журнала большое влияние оказывают его типологические признаки. Поэтому в разных журналах своя специфика и порядок прохождения издания в производстве. Структура журнальной редакции зависит от целевого назначения, читательского адреса и других особенностей издания. Она призвана обеспечивать высокий идейно-политический, теоретический, научный, художественный и профессиональный уровень публикуемых материалов; в соответствии с программой журнала и редакционными планами организовывать работу с авторами и читателями, рецензирование и редактирование авторских оригиналов и своевременную подготовку статей для печати.

Редакция журнала может эффективно решать стоящие перед ней задачи лишь при условии тесных контактов с широким авторским активом, опираясь на специалистов соответствующей отрасли. Необходимо систематически информировать читателей о результатах рассмотрения поступивших в адрес редакции замечаний и предложений, о мерах, принимаемых в связи с критическими выступлениями.

Сотрудники журнала обязаны четко работать на всех этапах редакционно-издательского процесса, строго соблюдать графики прохождения журнала в производстве. Оформление материалов для печати ведется в соответствии с требованиями, определяемыми государственными стандартами, техническими условиями, другими нормативными документами и договорами, заключенными между издателем и издательством, между издательством и полиграфическим предприятием, органами распространения произведений печати и другими организациями.

В каждом журнале есть Положение о порядке прохождения материала, учитывающее условия деятельности и специфику конкретного журнала. Оно должно своевременно пересматриваться и вновь утверждаться при изменении условий выпуска журнала.

Для более четкой и оперативной работы редакции журнала иногда на основе перспективного тематического плана составляют планы на ближайшие два-три месяца. Такой план называется «Первоочередные темы журнала». В него включаются материалы, которые готовят ответственные работники отрасли, указываются сроки сдачи авторских оригиналов в редакцию. По такому плану редакции (редактору) легче следить за поступлением материала; иногда можно позвонить и напомнить автору, что до сдачи статьи (обзора, интервью и т.д.) осталось столько-то дней, т.е. это своего рода метод организации - работа редакции, управление ею.

В отраслевых журналах обычно за редакторами закрепляется тематика (раздел), и в этом направлении они занимаются организацией материала. Однако процесс формирования редакционного портфеля мог бы быть более действенным, если бы к нему активнее подключались члены редакционной коллегии. Они сами являются потенциальными авторами. Иногда принимается разумное решение: каждый член секции должен в течение года выступать на страницах журнала в качестве автора не менее одного раза. Думается, что такие решения целесообразно принять во всех отраслевых журналах.

Работа редакционной коллегии. Состав редакционной коллегии подбирается обычно главным редактором и утверждается организацией - издателем журнала. Состав редакционной коллегии пересматривается не реже одного раза в 5лет и может быть изменен по решению издателя.

Число членов редколлегии устанавливается в зависимости от объема издания, разнообразия его тематики, но главным образом - исходя из необходимости обеспечить представительный состав для эффективной работы редакционного коллектива. Редакция заинтересована в том, чтобы иметь «своего» компетентного специалиста по каждому кругу освещаемых журналом вопросов. Однако чрезмерное расширение количественного состава редколлегии делает ее немобильной, негибкой в работе, создает организационные затруднения.

Редколлегия - это постоянно действующий рабочий орган журнала. Для более широкого участия общественности в деятельности журнала при редколлегии может быть создан общественный консультативный орган - редакционный совет. Задача его - содействовать повышению идейно-политического и профессионального уровня журнала, более глубокой разработке его тематики, усилению актуальности и действенности публикуемых материалов. В состав редакционного совета, возглавляемого главным редактором журнала, привлекаются высококвалифицированные специалисты, ученые, общественные деятели. Совет заседает не реже одного раза в год, как правило, в тех случаях, когда обсуждаются текущие и перспективные планы, тематические номера, когда необходимо перестроить проблематику журнала в связи с важными событиями в жизни страны.

Организационно работа редколлегии строится в соответствии с положением о конкретном журнале. Оно определяет периодичность заседаний, порядок их проведения, круг вопросов, которые должны быть вынесены на обсуждение. Однако обязательным требованием для всех журналов является участие в редколлегии не менее 2/3 ее членов.

Главные задачи редколлегии - обеспечение тематической направленности издания, забота о содержании каждого номера журнала, его соответствии целевому назначению издания, высоком качестве составляющих его материалов, их актуальности.

Обычно на редколлегии обсуждается отдельно каждый материал, заслушивается мнение о нем каждого члена редколлегии. Выступающий должен дать общую принципиальную оценку статьи, мнение о возможности ее публикации, внести предложения по ее совершенствованию. Если член редколлегии не смог принять участие в ее заседании, он должен сообщить редакции свое мнение о материале.

В заседаниях редколлегии, где обсуждаются материалы, как правило, принимают участие все заведующие отделами, а иногда весь творческий коллектив. Каждый имеет право высказать свое мнение, внести предложения. Особенно это важно для сотрудника, которому предстоит редактировать, материал. Такая практика - один из эффективных видов производственной учебы. Но к сожалению, не везде редакторы присутствуют на заседаниях редколлегии при обсуждении авторских оригиналов.

Еще одно направление работы редколлегии - участие в формировании авторского актива при создании редакционного портфеля. Оправдывает себя практика тех изданий, в которых члены редколлегии отвечают за определенное тематическое направление, организуют материалы по «своим» проблемам, выступают на страницах журнала в качестве авторов. Выезжая в командировки, ведут пропаганду издания, заказывают статьи, устанавливают контакты с теми специалистами, которые могут подготовить материалы для публикации.

Большую помощь оказывает редколлегия в проведении организационно-массовой работы, в установлении «обратной связи» - «читатель - редакция». Специалисты, входящие в состав редколлегии, не только рассматривают планы этой работы, но и оказывают поддержку, реально участвуют в организации конкурсов, читательских конференций, «круглых столов» и т.д.

Руководит работой редакционной коллегии, редакционного совета и редакции главный редактор. Он несет персональную ответственность за содержание журнала, его идейно-политический, научный, художественно-эстетический и профессиональный уровень; за сохранность сведений, запрещенных к опубликованию; отвечает за выполнение требований нормативно-технической документации по вопросам журнально-издательского дела, повышение уровня профессионального мастерства и квалификации сотрудников, за нравственно-психологический климат в редакции. Кроме того, главный редактор обязан обеспечивать условия для творческой работы членов коллектива, проявлять заботу об удовлетворении их производственных и личных нужд; издает распоряжения и приказы о поощрении сотрудников и наложении на них взысканий, о предоставлении отпусков, направлении в командировки и т.д. Главный редактор привлекает творческих работников, не состоящих в штате редакции, к выполнению отдельных заданий; регулирует использование средств (включая гонорары); осуществляет в установленном порядке договорные отношения с авторами на основе норм и положений авторского права; подписывает номер журнала в набор, в печать и на выпуск в свет.

У заместителя главного редактора журнала свои функции. Круг обязанностей зависит от структуры редакции, организации в ней работы. Чаще всего главный редактор и его заместитель дополняют друг друга. Например, если у главного редактора, обладающего необходимыми для этой должности свойствами, в том числе и незаурядными журналистскими способностями, меньше всего развит организаторский дар, то в таком случае на должность заместителя главного редактора лучше всего подобрать человека, умеющего организовать работу коллектива.

В специальных журналах главный редактор чаще всего - крупный ученый, или отраслевой специалист, или руководитель института. Его журнальная деятельность - общественная работа. Он обеспечивает высокий профессиональный, научный уровень изданий. Все остальные заботы по руководству журналом, управлению редакционным коллективом ложатся, как правило, на заместителя главного редактора. Это, естественно, вносит существенные изменения в обычное распределение функций между руководителями.

За производственные аспекты работы редакции несет ответственность ответственный секретарь. Он призван согласовывать, координировать усилия всех участников создания журнала (и в редакции, и в издательстве, и в типографии), чтобы каждый журнал вышел в свет точно в срок, соответствовал всем предъявляемым к качеству современных изданий требованиям - по содержанию и художественному оформлению. Главная его задача - организация работы редакции.

Функции ответственного секретаря в редакциях различных журналов следующие: контроль за выполнением тематических планов, координация действий отделов редакции, руководство работой по конструированию номера, регулирование взаимоотношений с полиграфической базой, знакомство со всеми поступившими в редакцию материалами и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...