Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии разрешения политических конфликтов




Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

Пути урегулирования конфликтов:

• отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов

• применение насильственных, репрессивных мер к 1 или всем конфликтующим сторонам.

• Урегулирование с помощью правовых и моральных норм (обязательное условие: согласие сторон на рассмотрение конфликта с этой точки зрения)

• дискредитация руководителей конфликтующих сторон или руководителей одной из сторон.

• перевод конфликта в мирное русло, устранение его непосредственных причин.

• осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать конфликт (относится к конфликтам, которые можно спрогнозировать благодаря ФОМ, ЛЕВАДА – авторитетные общественные опросы). Например, как спрогнозировали переход спортивного конфликта на фоне убийства болельщика спартака в политический конфликт.

• достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок. (Например, Ю.Корея могли бы пойти на уступки – западная модель. С.Корея – полит модель советского союза. Не идут на уступки, т.к. разные политические модели)

• уклонение от конфликта.

Политологи различают консенсус в «узком» смысле – как способ политического разрешения различных споров и конфликтов, и в «широком» общеполитическом, который иначе называется гражданским согласием. «Широкое» политическое понимание консенсуса тесно примыкает к социологическому, с позиции которого консенсус – это «согласие значимого большинства людей любого сообщества, относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях»

 

Политическим кризисом называется такое состояние политической системы, когда наивысшего накала достигает острота противоречий в ней, необходимость ее преобразования становится необратимой. В этой ситуации сложившиеся способы поддержания общественного порядка, формы разрешения конфликтов неприемлемы, и их использование лишь усугубляет ситуацию. Основные проблемы, существующие в обществе и стимулирующие активность людей, не решаются несмотря на действия и решения властных структур.

Причины политических кризисов:

- Несовершенство избирательной системы

- Слабость оппозиции

- Поляризация общества

- Отсутствие объединяющей национальной идеи

- Кризис институтов власти

- Отсутствие сформированного среднего класса

- Несформированность институтов гражданского общества

- Кадровый кризис

- Отсутствие в обществе широкой поддержки действий политических лидеров

- Отсутствие контроля за деятельностью политического класса и механизмов - ответственности перед обществом

- Внешнеполитическое влияние

Динамика политического процесса – это циркуляция разнообразных по силе и направленности потоков политической активности, в ходе которых формируется определенный политический порядок активности, в ходе которых формируется определенный политический порядок.

Выделяются два основных режима протекания политических процессов:

1) Режим функционирования - это период устойчивой деятельности политических институтов, применения государственной властью традиционных методов управления, отлаженного действия политических процедур (конституционных, законодательных, избирательных и др.), ожидаемого поведения всех политических субъектов.

2) Режим развития означает более или менее радикальное изменение в деятельности политических институтов.

 

Типы политических кризисов:

правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом;

парламентский кризис – кризис представительных и законодательных органов власти, который проявился в Республике Беларусь в 19994-1996гг., когда парламент пытался сохранить монополию власти, хотя реально в стане был избран Президент;

конституциональный кризис отражает несовершенство конституциональных норм государства. Референдум 24 ноября 1996г. По инициативе Президента Республики Беларусь разрешил конституциональный кризис путем четкого разделения властей и полномочий;

общенациональный кризис обозначает массовое недовольствие властью и стремление общества к революционным преобразованиям, что 25 октября 1917г. Привело к социалистической революции в России;

внешнеполитический кризис характеризуется противоречием между государствами или группой государств. Примером международного политического кризиса может служить политический кризис 1962г., где главными субъектами были США и СССР, который получил название Карибский кризис. Кубинское правительство обратилось с просьбой к правительству СССР оказать помощь в укреплении обороны, разместить на территории Кубы стратегическое ядерное оружие. К берегам Кубы США направили 180 военных кораблей, 85 тыс. матросов, в воздухе постоянно находилось 20% стратегической авиации США с атомными и водородными бомбами.

Примером внешнеполитического кризиса может служить война США против Ирана в 2003г., которая вызвала массовый протест мировой общественности.

 

Политическая стабильность - устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Состояние политической стабильности нельзя понимать как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Стабильность рассматривается как результат постоянного процесса обновления, которое покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.

Главное в политической стабильности это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, определенности, эффективности деятельности властных структур, в постоянстве норм ценностей политической культуры, привычности типов поведения устойчивости политических отношений. Известно, что наибольших, успехов достигли те общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений приводила к тому, что разрешение проблем и конфликтов достигалось дорогой ценой. Для того чтобы развитие и упорядоченность сосуществовали, необходимы согласованность последовательность, поэтапность изменений и, одновременно, peaлистическая программа, способная соединить цели со средства ми - ресурсами и условиями.

Проблема стабильности в динамических системах может рассматриваться как проблема оптимального соотношения преемственности и модификации, обусловленной внутренними и внешними стимулами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...