Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административное устройство Северного Кавказа в конце XIX — начале XX в.




 

Начало контрреформ после убийства Александра II стало пово­ротным моментом в истории России. Период 80-х гг., сопровож­давшийся ужесточением правительственного курса, принес карди­нальные перемены и для системы управления Кавказом. Прави­тельство, по-видимому, больше не испытывало необходимости в существовании института наместничества как особой формы государственно-административного устройства. Кавказу надлежа­ло превратиться в рядовую административно-территориальную единицу империи. Будущее показало, сколь преждевременным явился такой шаг.

Ликвидация наместничества повлекла за собой череду соответ­ствующих мер: функции наместника передавались Главноначальствующему гражданской частью с ограниченной самостоятельнос­тью. Прерогагивы управления бывшим наместничеством перешли к центральной власти и канцелярии генерал-губернаторов. 24 мар­та 1888 г. обнародован указ "Об учреждении управлений Кубан­ской и Терской областями и Черноморским округом". Согласно ему, управление Кавказским краем и войсками вверялось Военно­му министерству и его представителю на Кавказе — командующе­му военным округом, а также атаману казачьих войск с правами генерал-губернатора. Начальникам округов вменялось в обязан­ность осуществлять контроль над деятельностью судебно-административных учреждений сельских обществ и их союзов. На Кавказе установился режим полицейского надзора. Наряду со Ставропольским губернским полицейским управлением было учреждено Тер­ское областное жандармское управление. Надежную опору репрес­сивному режиму власти видели в казачестве, укрепление которого продолжалось, равно как и рост численности переселенцев. Этому способствовало издание специальных законов 1889, 1897 и 1900 гг., предоставлявшихим льготы, денежные ссуды и снижение железно­дорожных тарифов270.

Особенно интенсивно на Северном Кавказе шло освоение Тер­ской области. С 1863 по 1897 г. прирост населения составил более полутора миллионов человек. Что касается жителей горных рай­онов, то, по некоторым данным, в 80-х гг. переселилось на равнину всего 327 дворов271.

21 марта 1888 г. в соответствии с очередным Положением Терская область была разделена на три казачьих отдела и четыре округа. Ингушский округ остался в составе Сунженского отдела. Только в 1905 г. Ингушетия смогла выделиться в отдельный Назрановский округ, как и Веденский округ — из Грозненского.

Власть губернаторов и начальников областей значительно уси­лилась. Так, в Дагестане начальники округов назначали сельских старшин и их помощников. Даже власть сельского кадия утверж­дали военные власти.

В мае 1894 г. вышло положение "Об устройстве земельных повинностей в областях Терской и Кубанской". Его основные статьи перекочевали в "Положение о сельских (аульских) общест­вах, их общественном управлении и о повинностях государствен­ных и общественных в Терской и Кубанской областях", утвержден­ное в ноябре 1896 г. По нему местному населению предписывалось отбывать казенные и земские повинности, куда входили "подым­ная подать", денежные сборы взамен отбывания воинской службы, содержание трактовых дорог, мостов, переправ, земельной почты и т.д. Кроме того, горные жители были обязаны отбывать общественные мирские повинности272.

Губернская форма правления, комплектация состава чиновни­ков и полицейских чинов из одних и тех же лиц и прочие новшества породили глубокие противоречия и провоцировали столкновения между группами населения. Напряженность возросла и во взаимо­отношениях властей с местными жителями, грозя вылиться в от­крытые антиправительственные выступления.

С наступлением контрреформ произошли ощутимые перемены и в идеологической сфере.Вот что писал об этом американский исследователь М. Раев: "Правительство Александра III, стремясь опереться на население империи, вступило на путь воинствующего великорусского шовинизма, носившего православную окраску. Привилегии и автономия, которыми пользовались инородцы не православного вероисповедания, и прежде скромные, теперь были драконовски урезаны или совсем отменены. В остзейских губерни­ях, в Польше, на Кавказе, даже в Финляндии началась политика беспощадной русификации"273. Рвение мелких правительственных чиновников на Кавказе к тотальной русификации смыкалось с угодническим поведением местных начальников (кавказских уро­женцев) — сельских старшин, духовных лиц и их окружения, ради личных выгод поступавшихся интересами собственных народов.

Особенно явственно правительственная политика проявилась в языковом вопросе и в сфере конфессиональных пристрастий. Она нанесла огромный вред историческому процессу сосуществования народов империи, вред, последствия которого еще долго отзыва­лись.

Упразднение наместничества вовлекло Кавказ в орбиту обще­российской политики и имперского законотворчества.Все меро­приятия правительства направлялись на укрепление режима. Надо заметить, что это было единственное, в чем центральная власть не обошла вниманием Кавказский край, в то время как его многочис­ленные текущие проблемы полностью игнорировались. Чем, как не репрессивной мерой, можно назвать предписание от 14 мая 1893 г. "О временном воспрещении горцам, не состоящим на государст­венной службе, селиться в Грозном и слободах Воздвиженская, Шатой и Ведено"?274

Превращение Кавказа из автономного наместничества в рядо­вую территориально-административную единицу государства со­провождалось механическим распространением на него действую­щих во внутренних губерниях законоположений. Так, 13 марта 1896 г. в городах Георгиевске, Грозном и во всей Терской области вводилось городовое положение, которое двумя месяцами позже начало действовать во всех городах Закавказья и Ставропольской губернии, где оно не было введено раньше275.

Структура административного деления Кавказа после 1881 г. не претерпела никаких изменений, за исключением последовавшей 10 мая 1899 г. директивы об изъятии Ставропольской губернии из управления Кавказского края276.

Редкие попытки местного начальства привлечь внимание Пе­тербурга к нуждам Кавказа встречали явное неудовольствие. "Только благодаря личной настойчивости, — писал позднее И.И. Воронцов-Дашков, — некоторым главноначальствующим удавалось доводить свои предположения до высших законодательных учреждений, и то, по преимуществу, в сфере усиления той же власти их по общему надзору и охранению порядка"277.

Отсутствие сильной централизованной власти на Кавказе сказалось негативно на всех сферах общественной жизни края. Его отдаленность от Петербурга при фактическом нежелании столичных министерств заниматься текущими делами подведом­ственногоим региона не способствовала функциональному управлению Кавказом. Дезинтеграция вела к хаосу, грозившему прочности имперской власти. В условиях бурного общественного подъема, вызванного целым комплексом внутренних и внешних факторов, правительство приняло решение о восстановлении Кавказского наместничества. Его ликвидация была признана недальновидным и поспешным шагом. 26 февраля 1905 г. должность наместника занял И.И. Воронцов-Дашков, имевший опыт службы на Кавказе. Одновременно Терскую область возглавилМ.Т. Лорис-Меликов. Назначение столь крупных государственных деятелей на ключевые посты в наместничества наглядно иллюстрировало степень обеспокоенности Петербурга обстановкой на Кавказе, стремление как можно скорее поправить дела.

И.И. Воронцов-Дашков отметил промахи правительства в его кавказской политике, главнейшим из которых, по его мнению, было упразднение наместничества и привязка Кавказа к централь­ным органам власти, совершенно не готовым заниматься пробле­мами далекой окраины. Открытым для наместника оставался лишь вопрос об определении меры его собственной самостоятель­ности в управлении краем. Его размышления сводились к одному: "в пределах каких правомочий должно быть установлено его от­дельное управление Кавказом"278.

Альтернативой централизму оставался региональный курс, к которому тяготел И.И. Воронцов-Дашков. "Централизация, — писал он, — допустима только тогда, когда она в силах внима­тельно следить за всеми проявлениями жизни населения на определенной территории и регулировать их в определенном направ­лении". По его убеждению, лишь наместник с широкими полномо­чиями мог олицетворять власть на Кавказе, "которая, сосредоточивая в себе до известной степени полномочия министров, была бы способна согласовать в своих решениях начала общегосударственной политики с местными потребностями, могла бы удовлетворять последние быстро, по возможности, в момент их возникновения, и имела бы право возбуждать перед законодатель­ными учреждениями империи вопросы о местных нуждах, вне зависимости от личных взглядов на них представителей централь­ного правительства"279. Он считал опасным проводить безликую абстрактную политику применительно к конкретным регионам с их неповторимой спецификой: "Эти местные особенности жизни нельзя игнорировать, насильно подгоняя их под общеимперские рамки, но необходимо их использовать, организуя в направлении, отвечающем целям единства государства"280.

Возвращение к принципам регионализма, ярко воплощенного в политике М.С. Воронцова в 40 — 50-х гг.XIX в., условно говоря, завершило цикл, вместивший в себя несколько десятилетий поиска оптимальной системы управления Кавказом, борьбы нейтралист­ской и регионалистской тенденций в правительственном курсе самодержавия. Подобная дилемма неизбежно вставала перед все­ми империями, занимавшими огромное географическое простран­ство, и от правильного решения ее зависела степень могущества и, прежде всего, срок продолжительности их существования.

Наместник считал целесообразным введение в состав своего Совета наблюдателей из общественных организаций, к примеру земских представителей281. Предусматривалась возможность их участия в обсуждении сложных и спорных вопросов. Беря на себя ответственность власти, равной министерской, он вовсе не ис­ключал вероятности соучастия министров в вопросах, "которые неотделимы от общеимперских задач, например в сфере таможен­ной, железнодорожного тарифа, выдачи привилегий на изобрете­ния и т.п."282.

Подробному анализу Воронцов-Дашков подверг систему уп­равления горскими народами или так называемое военно-народное управление. Он полагал неуместным до сих пор существовавшее полновластие военного ведомства в Кубанской и Терской облас­тях, где численность гражданского населения даже превышала казачье население. "Военные губернаторы и окружные начальники с их помощниками, — считал наместник, — состоя на службе по военному ведомству, ныне уже являются представителями не ар­мии, а чисто гражданского управления, и функции их не заключают в себе ничего военного, а представляются только объединенными в руках этих должностных лиц функциями обычных губернского и уездного управлений"283. По сути дела, военно-народное управ­ление, продолжая сохранять внешние формы "военного", прак­тически трансформировалось в гражданское.

Помимо чисто административных мер его волновали и другие проблемы, требовавшие безотлагательного решения, в первую очередь проведение аграрных реформ. В 1906 г. создается комиссия для изучения состояния землепользования и землевладения в на­горной полосе Терской области, которая подготовила проект земельной реформы, представленный на обсуждение Государст­венной Думы в 1913 г. Но начавшаяся вскоре мировая война помешала его принятию.

Согласно Положению от 7 июля 1913 г., в Дагестане был создан институт мировых посредников, назначаемых местным во­енным губернатором из числа российских чиновников и коренных владетелей.

В первые годыXX в. сохранялись прежние формы управления народами Кавказа, с той лишь разницей, что с 1905 г. все властные функции сконцентрировались в руках наместника. Сохранялось и прежнее административно-территориальное деление, несмотря на его изъяны, обусловленные временностью и условностью многих границ, требовавших пересмотра. Такова была внутриполи­тическая обстановка на Кавказе накануне Октября 1917 г.

Ретроспективный взгляд на историю становления системы уп­равления на Северном Кавказе приводит к следующим выводам. Процесс утверждения российской административной власти в реги­оне можно условно разделить на два крупных этапа. Первый — с конца XVIII в. до серединыXIX в. — отмечен значительной ограниченностью действий правительства в отношении коренных народов. Эти действия не выходили за рамки внешнего контроля и поощрения торгово-хозяйственных связей с переселенцами из внутренних губерний. Контроль осуществлялся военными властя­ми, активно внедрявшимися в географическое пространство Кав­каза (строительство крепостей, укрепленных линий, создание но­вых гарнизонов и мест дислоцирования российской армии). В на­чале 20-х гг., когда вспыхнула Кавказская война, роль военного ведомства как гаранта политической стабильности возросла и про­должала усиливаться. Учреждение наместничества нисколько не ущемила исключительного права военных властей осуществлять административные функции в отношении горских народов. Ин­ститут наместничества лишь способствовал упорядочению сложив­шихся форм управления местными народами и координации дей­ствий военного ведомства в различных районах края.

Поскольку правительство не вмешивалось во внутренний рас­порядок жизни кавказских народов, они продолжали жить соглас­но своим традиционным нормам права. Однако административ­ный контроль за жизнью местных обществ постепенно становился все более организованным и всеохватным.

С окончанием Кавказской войны и покорением горцев в 1864 г. наступил качественно новый этап в истории становления рос­сийской власти на Кавказе, характеризовавшийся значительной активизацией правительственной деятельности и выходом за рам­ки привычных взаимоотношений. В этот период центральная власть начала последовательно строить целостную администра­тивную структуру, приспосабливая ее к существующим формам управления кавказскими народами и пытаясь максимально сбли­жать ее с внутрироссийской. Ключевым принципом правитель­ственной политики на Кавказе стал централизм, означавший, в отличие от регионализма, унификацию и стандартизацию форм управления и государственно-административной структуры. Вну­тренняя жизнь коренных народов края подвергалась все большей регламентации и идеологическому воздействию, внушению чув­ства причастности к империи, созданию психологического сте­реотипа представления о Кавказе как естественном продолжении территории России.

На втором этапе своей деятельности на Кавказе правительство допустило немало промахов, стремясь форсировать объективный процесс вовлечения края в орбиту империи. Так, упразднение наместничества в 1881 г. и переподчинение Кавказа власти цент­ральных учреждений привело к дестабилизации внутриполитической обстановки, расшатыванию сложившейся структуры управле­ния и нарастанию регрессивных тенденций практически во всех областях жизни края. Наступивший экономический спад и общест­венная нестабильность порождали взрывоопасную ситуацию. В этих условиях правительство пошло на восстановление институ­та наместничества на Кавказе, вновь наделив наместника неог­раниченными полномочиями — для скорейшего разрешения нако­пившихся проблем. Однако власти Петербурга направляли свои усилия в основном на ужесточение режима. Излишне жесткая политика грозила взорвать изнутри один из наиболее конфликтных регионов Российской империи. Практические действия наместника И.И. Воронцова-Дашкова отчасти сбалансировали сложную ситу­ацию. Однако дальнейшие бурные революционные события и вступление страны в первую мировую войну оборвали этот процесс на Северном Кавказе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...