Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные центры (СЦ) и их применение

Классификация ИС

В качестве признаков классификации используются:

· Область применения,

· Охватываемая территория,

· Организация информационных процессов,

· Направление деятельности,

· Структура,

· Др.

Классификация АИС по территориальному признаку:

· Геоинформационные,

· Международные,

· Общегосударственные,

· Областные,

· Республиканские,

· Окружные,

· Городские,

· Районные,

· Другие

Классификация АИС по сфере применения:

· АИС в экономике,

· АИС в промышленности,

· АИС в торговле,

· АИС на транспорте,

· АИС в правовой сфере,

· АИС в медицине,

· АИС в учебных заведениях,

· И т.п.

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по областям применения.

Правовые ИС можно условно разбить на:

· АИС, используемые в правотворчестве,

· АИС в правоприменительной практике,

· АИС в правоохранительной деятельности,

· АИС в правовом образовании и воспитании.

Правовые ИС можно классифицировать с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и используются:

· АИС органов прокуратуры,

· АИС органов юстиции,

· АИС судов,

· Др.

АИС, основанные на системе нормативно-правовых актов:

· Информационно-поисковые системы по законодательству,

· Справочные правовые системы.

АИС, содержащие разнообразную социально-правовую информацию ненормативного характера:

· Криминологическую,

· Криминалистическую,

· Судебно-экспертную,

· Оперативно-розыскную,

· Научную правовую,

· Др.

АИС могут быть полнотекстовые и фактографические:

· Полнотекстовые АИС содержат текстовые документы,

· Фактографические АИС – описание выбранных характеристик

Существуют классификации АИС по виду используемых технических, программных, лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации.

Также АИС могут быть предназначены для специалистов, для широкого круга пользователей.

Классификация АИС по назначению:

· Автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

· Автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

· Экспертные системы(ЭС) и системы поддержки принятия решений;

· Автоматизированные рабочие места (АРМ);

· Автоматизированные системы управления (АСУ);

· Автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО).

АИСС – в области права – предназначена для сбора, систематизации, хранения, и поиска правовой информации по запросам пользователей:

· ИС «Эталонный банк правовых актов» - НТЦ «Система» при Государственном правовом управлении Президента РФ,

· БД по законодательству «Эталон» - научный центр правовой информации,

· СПС «Гарант» - НПО «Гарант-Сервис» - МГУ,

· ИС «Кодекс» - «Центр компьютерных разработок» – Санкт-Петербург,

· СПС «Консультант Плюс – ЗАО «Консультант Плюс».

Принципиальная особенность АИСС – «информационный поиск».

Большое количество АИСС создано и функционирует в правоохранительной и судебной сферах:

· «Убийство»,

· «Следователь»,

· «Рэкет»,

· «Хищение оружия из хранилищ»,

· «Расследование» - по организации расследований отдельных видов преступлений,

· «Девиз-М» - по расследованию поддельных денежных знаков,

· «Рецепт» - по расследованию поддельных рецептов на получение наркотических средств,

· «Досье» - по автоматизированному учету особо опасных преступников,

· «Папилон» - по проверке отпечатков пальцев и дактилокарт,

· «Криминал – И» - по учету правонарушений и преступлений, совершенных иностранными гражданами и гражданами России за рубежом,

· «Автопоиск» - по учету и организации поиска угнанного и бесхозного автотранспорта,

· «Антиквариат» - по учету похищенных культурных ценностей,

· «Наказание» - об отбывающих наказание,

· «Кортик» - по экспертизе холодного оружия,

· Др.

Основные сферы применения АИСС правовой информации:

· Систематизация и исследование проблем законодательства,

· Законотворчество,

· Правоприменительная практика,

· Правовое образование.

Для систематизации законодательства используется предметная классификация НПА. Неоспоримо преимущество АИСС при анализе связей между различными НПА.

В законотворческой деятельности АИСС позволяют учесть предшествующее законодательство на этапе разработки новых НПА. Машинный поиск существенно повышает оперативность работы с законодательством. В последнее время сильно выросло число специалистов, не имеющих юридического образования и работающих с правовой информацией. Современные АИСС предоставляют широкий спектр поисковых возможностей, позволяющих на высоком уровне решать многие задачи.

 

АИЛС – позволяют на базе специально систематизированного массива правовой информации с помощью специальных логических процедур решать задачи анализа правовой информации.

Функциональная подсистема «След», разработанная в рамках автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры (АСИО-Прокуратура). С помощью этой системы транспортные прокуроры получают методические рекомендации по расследованию преступлений, совершаемых на транспорте.

ЭС относятся к системам искусственного интеллекта. Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объясняя ход решения.

ЭС в области права – АИС, в которых на основе специально систематизированной правовой информации решаются конкретные задачи юридической практики.

Функционирование ЭС связано с решением трех основных проблем:

· Передача знаний от экспертов-людей компьютерной системе,

· Представление знаний, т.е. реконструирование массива знаний в определенной правовой области и представление его как структуры знаний в памяти компьютера.

 

ЭС создаются программистами и экспертами-юристами для решения конкретных вопросов в достаточно ограниченных правовых областях, т.е. являются узко специализированными.

Подобные системы задают вопросы пользователю, направляют ход его мыслей, используя формальные и эвристические знания экспертов.

Начиная с 1970г. В Великобритании, США и ФРГ было разработано более 25 исследовательских проектов, охватывающих использование методов искусственного интеллекта в процессе правовой аргументации.

Примеры:

TAXAMAN-I, TAXAMAN-II – Великобритания – налоговое право Великобритании,

MITProject – система Милдмана для уголовного права,

Judith – программа Пиппа и Шлинка на основе Гражданского кодекса ФРГ (обрабатывает юридические документы и их проекты, относящиеся к гражданскому праву),

LRX – система Харнера – специализируется на договорном праве,

Rand Project – система Ватермана и Петерсона – моделирует процесс принятия решений в гражданском процессе

 

В отечественной законодательной и правоприменительной практике в последнее десятилетие создано около полутора десятков правовых экспертных систем:

· ЭС «БЛОК» - предназначена для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступностью и помогает установить возможные способы совершения краж при проведении строительных работ.

В ЭС имеются подсистема помощи и подсистема обучения пользователя.

Для разработки системы привлекались наиболее опытные сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. В развитие ЭС «БЛОК» предусматривается возможность обращения к автоматизированным учетам органов внутренних дел.

С 1964г. Во ВнииСЭ (судебных экспертиз) успешно действует ЭС «АВТОЭКС». Система в режиме диалога решает 8 вопросов, связанных с наездом на пешехода. В ЭС автоматизировано большинство операций: экспертный анализ исходных данных, выбор хода исследования, выполнение расчетов, составление заключения, формулировка вывода с последующей распечаткой.

ЭС может выдать численные значения параметров ДТП: скорость автомобиля, его остановочный путь, удаление автомобиля от места наезда в конкретный момент времени и т.п. Расчетно-логические вопросы: наличие или отсутствие у водителя возможности предотвратить ДТП. На производство одной экспертизы затрачивается в среднем 5 минут. Можно также исследовать наезды транспортных средств на препятствие и столкновения ТС.

Современные компьютерные системы не могут обнаруживать моральные, религиозные, социальные и политические настроения, как это делают люди в процессе принятия решения. Они не обладают ни интеллектом, ни здравым смыслом, ….

Перечисленные виды информационных систем могут входить составными частями в более сложные информационные образования.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста – ПГ, принтер, плоттер, сканер, другие устройства; прикладные программы для решения конкретных задач профессиональной деятельности.

АИСС могут входить в состав АРМ в качестве подсистем.

3 способа построения АРМ:

· Индивидуального пользования,

· Группового пользования,

· Сетевой.

Сетевой способ построения АРМ позволяет получать информацию из удаленных банков данных (федерального, международного уровня).

Примеры АРМ:

· «ГРОВД» - оперативно-розыскная и управленческая деятельность городских и районных ОВД (в т.ч. статистическая обработка информации);

 

Автоматизированные системы управления (АСУ) – комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами.

Основная функция АСУ – управление информацией. АСУ обеспечивает автоматизированный сбор, передачу информации и выдачу управля6емых воздействий на объект управления.

В настоящее время разрабатываются АСУ-МВД, АСУ-Юстиция и др.

Примеры АСУ:

· АСУ «Дежурная часть» - автоматизация управления силами и средствами подразделений и служб ОВД в процессе оперативного реагирования на преступления и правонарушения; выполняет следующие основные функции:

- автоматизированный сбор и анализ информации об оперативной обстановке в городе, выдача указаний подразделениям ОВД, экипажам патрульных автомобилей (ПА), контроль за их исполнением в реальном времени,

- автоматизированный сбор, обработка, хранение, документирование и отображение на средствах индивидуального и коллективного пользования в ДЧ и подразделениях ОВД информацию о расстановке сил и средств, о положении и количестве ПА, фактах преступлений и правонарушений на фоне электронных карт,

- автоматизированный сбор по каналам связи из подразделений и служб ОВД информации о лицах, совершивших правонарушение, о похищенных вещах, угнанных автомобилях, др, а также выдача информации по запросам подразделений ОВД из региональных и общегородских банков данных;

- автоматическая регистрация деятельности подразделений ОВД, подготовка аналитических и статистических отчетов, анализ процессов и событий.

Автоматизированная система информационного обеспечения (АСИО) – АИС, обеспечивающая максимально полное удовлетворение информационно-правовых потребностей различных правовых образований на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов.

Пример: АСИО «Прокуратура»

 

Ситуационные центры (СЦ) и их применение

В последние годы они находят все более широкое применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач; для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.

Российскими разработчиками ситуационная комната (СК) рассматривается как интеллектуальная вершина, куда поступает множество сообщений по каналам связи, а группа людей, сидящая в комнате, - как некий «супермозг», который всю эту информацию впитывает и перерабатывает. Допустимы интерактивные процессы. Это может быть использовано для организации мониторинга, разрешения чрезвычайных ситуаций, др. Эффективность использования СК связана с максимальным использованием мультимедийных средств и коммуникационных каналов.

Некоторые тенденции в развитии методологических подходов к проектированию СК.

Новые приоритеты при создании СК:

· От точности к интеллектуальности (показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости),

· От справочной работы к аналитической (аналитика – искусство анализа),

· От одного эксперта к группе,

· От внутренней среды к внешней,

· От регистрации данных к экстракции (Экстра́кция (от лат. extraho — извлекаю) — метод извлечения вещества из раствора или сухой смеси с помощью подходящего растворителя (экстраге́нта).) знаний,

· От защиты информации к менеджменту (менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления экономическим субъектом для улучшения эффективности его деятельности) безопасности,

· От накопления опыта к когнитивным (когнитивные карты представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте) схемам.

Создание СЦ является одной из актуальных задач повышения эффективности управленческой деятельности.

Факторы, обеспечивающие активное внедрение СЦ в практическую деятельность органов управления:

· Необходимость совершенствования управленческих процедур путем включения в них руководства не только на этапе принятия решения, но ин а этапе выбора решения,

· Возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации с помощью современных ИТ,

· Возможность повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого решения путем использования современных ИТ, обеспечивающих интеграцию средств связи, аналитической обработки и визуализации информации,

· Необходимость обеспечения лиц, вырабатывающих и принимающих решение, полной достоверной информацией по проблеме,

· Возможность доступа п6ервого лица ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения.

Можно выделить 2 типа СЦ:

· Стационарные СЦ (привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания),

· Мобильные СЦ (разворачиваются на месте событий).

Режимы работы СЦ:

· Режим мониторинга - центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, …,

· Плановый – вырабатывается повестка, группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с разработкой системы моделирования,

· Режим работы в кризисных ситуациях, когда нужно собрать информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активно участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.

Основным элементом оснащения СЦ является экран коллективного пользования.

Технические средства оснащения СЦ:

· Средства видеоконференц-связи, высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц - системы, а также системы управления светом.

· Электронные средства ввода графических данных6 сканеры, цифровые фото- и видеокамеры.

· Интегрированные системы управления (для управления сложными аппаратными комплексами).

· Несколько типов рабочих станций: презентационная – для проведения аналитических расчетов, студия нелинейного монтажа – для работы с видеоматериалами, узел связи с абонентскими пунктами – для взаимодействия с другими информационными системами.

 

 

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

ИПС (информационно-поисковая система) - это система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации (индексе) на основе информационно-поискового языка и соответствующих правил поиска.

В 1960г Д.А. Керимов высказал мнение о том, что «автомат, человек и общество имеют совершенно различную природу, но каждый из них представляет сложно организованную систему, некоторые информационные процессы которой имеют количественную тождественность между собой».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...