Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как дети реагируют на развод




В течение первого года или года с небольшим после развода или расставания родителей, большинство детей проявляют различные признаки стресса. Злость, уныние и растерянность - основные эмоции, которые они обычно испытывают в этот период.

Дети могут злиться на обоих родителей за то, что они не сохранили семью. Они могут злиться на самих себя за то, что их непослушание привело к разрыву между папой и мамой или за то, что они не предприняли ничего для того, чтобы родители не расстались. Ребенку бывает трудно преодолеть или выразить эту злость. Он может опасаться, что если проявит эту злость в отношении родителя, покинувшего семью, то может быть окончательно отвергнут и лишен возможности посещать этого родителя. Он также может думать, что если будет слишком усердствовать в выражении своей злости по отношению к родителю, с которым он остался, то также может быть отвергнут этим родителем. Он может опасаться интенсивности, накала своей злости, бояться, что если даже частица этой злости выплеснется наружу, это чувство может стать неуправляемым.

Злость, испытываемая по отношению к одному из родителей, может быть переключена на другого, на которого злиться не так опасно. Это обычное дело для нас всех. Вспомните случаи, когда мы изливали злость на старых друзей или родственников, будучи уверены, что они нас не покинут. Разумеется, мы, скорее всего, попридержали бы гнев и злость в отношении новых друзей или менее покладистых родственников, опасаясь, что если мы сделаем какой-то неправильный или опрометчивый шаг, они нам "помашут ручкой".

Иногда детская злость может выплеснуться на школьных друзей и учителей или проявиться в деструктивном, вызывающем поведении. Это - так называемый феномен "пинка кошке", выраженный в поведении деловой женщины, вернувшейся домой с работы после разноса, полученного от своего начальника. Она не может пнуть своего начальника, так как немедленно будет уволена, и поэтому срывает злость на ближайшем, одушевленном существе - на несчастной кошке.

Печаль, подавленное состояние - практически постоянный спутник развода. Это состояние естественно при такой беде, и детям так же, как и взрослым, приходится проходить этот мучительный этап, связанный с расколом семьи.

33. Понятие структуры и типа родительских отношений

Родительское отношение описывается в разных психологических школах в весьма различных понятиях и терминах. Вместе с тем практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая задает поляризацию родительского отношения. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения [1, 2, 3, 6, 8].

Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов [13, с. 138]. Эти два начала, которые можно обозначить, как предметное (частичное) и личностное (целостное), не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению. Различие конкретных отношений сводится к относительному преобладанию или выраженности каждого из этих двух моментов [19, с.116].

Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Отношение к младенцу носит в большей степени личностный характер. По мере взросления ребенка начинает проявляться и предметное начало. Характер родительского отношения, который определяется преобладанием у родителя предметного или личностного начала, определяет стиль его поведения с ребенком и оценку ребенка родителем [6, с. 140].

Говоря о типологии родительского отношения можно отметить, что в психологии были предприняты многочисленные попытки построить типологию родительского отношения к ребенку. С. Броди описал четыре типа отношения матери к ребенку:

- Успешное приспособление матери к потребностям ребенка, поддерживающее, разрешающее поведение;

- Сознательное приспособление матери к потребностям ребенка;

- Отсутствие у матери интереса к ребенку, доминирование чувства долга;

- Непоследовательность матери по отношению к ребенку. Последний является наиболее неблагоприятным, так как непоследовательность материнского поведения лишает ребенка ощущения стабильности и порождает у него тревожность [14].

Рое и Зигельман выделили шесть типов родительского отношения: отвержение, безразличие, гиперопека, сверхтребовательность, устойчивость, активная любовь. Они полагают, что устойчивость и активная любовь обеспечивают гармоничное развитие личности ребенка. Отвержение ребенка является наиболее травмирующим и вызывает у него повышенный уровень тревоги и агрессивности [5, с. 72].

Общепринятой в западной психологии является теоретическая модель Баумринд, которая включает три стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный и попустительский [6].

Е. Шафер предложил динамическую двухфакторную модель родительского отношения с двумя основными факторами - эмоциональным (любовь - ненависть) и поведенческим (автономия – контроль). Конкретная родительская позиция определяется выраженностью каждого из компонентов и их взаимосвязанностью. Наиболее благоприятным считается родительское отношение, находящееся в секторе 1, наиболее неблагоприятным - в 3 и 4 секторах [20, с. 76].

В отечественной психологии были так же описаны типологии родительского отношения на основе анализа клинических данных. В.И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания:

- Неприятие индивидуальных особенностей ребенка;

- Гиперсоциализация, выражающаяся в повышенных требованиях к ребенку без учета его индивидуальных особенностей;

- Эгоцентризм, когда ребенок становиться "кумиром семьи", "смыслом жизни" для родителей [18, с. 22].

Все три типа воспитания крайне неблагоприятны для развития ребенка и ведут к формированию различных неврозов.

А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер описали следующие типы неправильного семейного воспитания [20]:

- Потворствующая гиперпротекция - воспитания по типу " кумира семьи". Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, скучных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвалы и обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания, слышать разговоры о себе, все желаемое получать с легкостью. Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для ребенка кризисную ситуацию. С одной стороны, с детства утверждается желание всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежными становятся непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя, осуществить лидерские функции;

- Доминирующая гиперпротекция - чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного наблюдения за ребенком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность принимать собственные решения пугают ребенка, создают у него впечатление, что ему "все нельзя", а его сверстникам "все можно". Гиперпротекция не дает возможности учиться на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за ребенка все решают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать;

- Повышенная моральная ответственность - в таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов и способностей, тешатся мыслью о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Ребенок чувствует, что от него ждут очень многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи.;

- Эмоциональное отвержение - при этом виде воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше. Ситуация усугубляется, когда рядом есть брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу "Золушки"). Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся ребенком, гонят подобные мысли, даже возмущаются, когда указывают им на это. Родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок чувствует вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла;

- Жестокое обращение - может проявляться открыто: суровыми расправами за мелкие проступки, а еще более тем, что на ребенке "срывают зло" за других. Но жестокие отношения не избирательно касаются только самого ребенка - они господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя в семье могут быть и скрыты от посторонних взоров. Это - душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, пренебрежение интересами других членов семьи;

- Гипопротекция - этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Иногда гипопротекция простирается до такой степени, что ребенок оказывается совершенно заброшенным - ненакормленным, неодетым. Скрытая гипопротекция наблюдается когда контроль за поведением и жизнью ребенка отличается крайним формализмом. Он чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношении него лишь тягостные для них обязанности, и были бы рады от них освободиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с со скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребенок научается обходить формальный контроль старших и начинает тайно от них жить своей жизнью.

- Воспитание в атмосфере культа болезни - преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доминирующей гиперпротекции. В итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье.

- Противоречивое воспитание - члены семьи в таких случаях применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

А.И. Захаров полагает, что родительское отношение может быть оценено по следующим параметрам:

- Интенсивность эмоционального контакта родителя и ребенка: гиперопека, опека и принятие, непринятие ребенка;

- Параметры контроля, среди которых выделяется разрешительный, допускающий, ситуативный и ограничительный контроль;

- Последовательность или непоследовательность воспитания;

- Аффективная устойчивость или неустойчивость родителя;

- Тревожность или нетревожность родителя [8, с. 61].

А.Я. Варга выделила следующие составляющие родительского отношения: интегральное принятие - отвержение ребенка; межличностная дистанция родителя и ребенка; формы и направление родительского контроля; социальная желательность поведения ребенка для родителя. Каждая составляющая содержит три компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный [2].

Детско-родительские отношения очень неоднозначны, факт их противоречивости и амбивалентности был клинически подтвержден в работе А.Я. Варга. Она считает, что такие элементы эмоционального компонента родительского отношения, как симпатия - антипатия и уважение - неуважение, бесконечно разнообразны по содержанию в зависимости от времени и ситуации.

В заключение отметим, что родительское отношение имеет устойчивые и неустойчивые черты. Устойчивые черты внеситуативны, они проявляются в таких базовых модальностях, как, например принятие - непринятие, и во многом определяют тип родительского отношения. Неустойчивые черты ситуативны, подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов, они оказывают незначительное влияние на родительское отношение в целом, однако в крайних вариантах эти черты могут закрепиться в своеобразный неустойчивый тип родительского отношения, крайне неблагоприятный для развития ребенка.

31. Кризисные периоды в развитии супружеских отношений. Факторы, способствующие их возникновению и пути выхода из кризиса

Кризисы супружеской жизни

Переход семьи с одной стадии супружеской жизни на другую сопровождается возникновением кризисных ситуаций. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то болезнь и т.д.), изменения в семье или ее структуре, вызываемые этими событиями, неизменно порождают в семье те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов.

Для характеристики таких проблемных ситуаций, порождаемых саморазвитием семьи, переходом с одной стадии ее жизненного цикла на другую, американская исследовательница Рона Рапопорт в 1963 г. ввела понятие «нормативного стресса» или «нормального кризиса». Она отмечала, что в нормальном развитии семьи существуют некие моменты, названные «точками необратимости», которые являются границами между стадиями жизненного цикла и которые имеют критическое значение для развития семьи. Они ведут либо к разрешению кризиса и дальнейшему развитию семьи, либо к дальнейшим трудностям, семейной дезадаптации и последующему распаду семьи.

Под семейным кризисом понимается ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, выливающийся в невыполнение репродуктивной и социализационной функции семьи, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников, союза родителей и детей, союза супругов, ослаблением триединства родства-родительства-супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей.

По мнению психолога В. Сатир, семья по мере роста каждого ее члена должна пройти десять основных кризисных этапов, которые сопровождаются повышенной тревожностью, требуют подготовительного периода и последующего перераспределения душевных и физических сил. Вот эти критические ситуации:

1. Зачатие, беременность и рождение первенца. Брак как отношение в известной мере эгоистическое перерастает в семью как отношение альтруистическое. Изменение ролевой структуры семьи.

2. Начало освоения ребенком человеческой речи, что требует серьезной работы со стороны родителей.

3. Налаживание отношений ребенка с внешней средой, чаще всего в школе. Необходимость адаптации со стороны детей и родителей в связи с проникновением в семью элементов школьного, «уличного» мира.

4. Вступление ребенка в подростковый возраст, трудности возраста, конфликтные ситуации с родителями.

5. Взросление ребенка, оставление дома в поисках самостоятельности, независимости. Ощущение родителями этого периода как потери (синдром «пустого гнезда»).

6. Женитьба молодых людей, вхождение в семью новых членов (невестка, зять, внуки), возникновение проблемных ситуаций во взаимоотношении с ними.

7. Наступление климакса в жизни женщины-жены.

8. Уменьшение сексуальной активности у мужчин как психологическая проблема.

9. Радости и проблемы становления родителей в качестве бабушек и дедушек.

10. Период заката: уход из жизни одного из супругов, а затем и второго.

Несомненный интерес представляют исследования М. Плзак и С. Кратохвил, установивших и описавших два типичных критических периода в жизни семьи как закономерности.

Первый кризис - 3-7 лет существования семьи, продолжительность кризиса (при благоприятном стечении обстоятельств) может быть около года. Ведущую роль в этом случае играют исчезновение романтических настроений, активное противодействие контрасту в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост разногласий во взглядах на вещи, учащение проявлений отрицательных эмоций, рост напряженности в отношениях, чувства неудовлетворенности, возникновение молчаливого протеста, ощущений обманутости и упреков.

Второй кризис - 17-23 года совместной жизни. По сравнению с первым кризисом этот - менее глубокий, но более длительный по времени - около двух лет. Для него характерны повышенная эмоциональная неустойчивость, страхи, появление различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с отделением детей от семьи, усиление эмоциональной зависимости жены, её переживания по поводу быстрого старения; возможные измены мужа. Однако следует отметить, что избежать таких кризисов, как правило, нельзя, но сознательно управлять ими, их протеканием в интересах дальнейшего укрепления семьи возможно и необходимо. Иллюстративный пример семейных кризисов:

Типы структурных изменений в ходе жизненного цикла семьи Структурные стрессоры, определяющие физическое или психологическое членство в семейной системе
Образование брачной пары Обретение супруга Обретение свойственников Перестройка отношений с родительской семьей Инкорпорация новых или исключение старых друзей
Рождение первого ребенка Обретение нового члена семьи Возможный уход из мира внесемейной работы Потеря коллег по работе и т.д.
Дети впервые идут в школу Отделение ребенка из семейной системы в мир школы Обретение учителя, друзей и приятелей ребенка или принятие их как части его мира
Связанное с работой присутствие/отсутствие родителей или супругов в семье Обретение/отделение, связанное с внесемейными ролями Военная служба, отсутствие в связи с исполнением служебных обязанностей Стресс как результат повторяющихся уходов и возвращений Выход отца на пенсию и его постоянное пребывание в доме и др.
Подросток покидает дом Отделение подростка от семейной системы в мир его друзей, учебы или работы Обретение приятелей и близких друзей подростка
Появление в семье неродных детей Вхождение других потомков в семейную систему: сводные дети, внуки др.
Типы структурных изменений в ходе жизненного цикла семьи Структурные стрессоры, определяющие физическое или психологическое членство в семейной системе
Утрата супруга (смерть, развод и пр.) Отделение супруга из брачной пары. В случае развода - пара функционирует на уровне сородительства.
Потеря родителя, родителей Отделение детей от родителей Обретение нового супруга
Образование новой пары Обретение новой сети свойственников Инкорпорация или исключение старых друзей

 

34. Материнство как психологический феномен

Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть – нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются, часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т.п. Все это вместе может быть охарактеризовано как конкретно-культурный «путь к модели» материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства» ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях. Изменяется и отношение женщины к своей роли матери. В современных условиях эти изменения настолько стремительны, что имеющийся «путь к модели» материнства, складывающийся в общественной практике в течение десятков тысяч лет и включающий в себя способы формирования у матери наряду с осознаваемыми неосознаваемых ни ею самой, ни обществом материнских функций, не успевает измениться соответст-вующим образом.
В наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Заметное возрастание стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют родительству. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, утрата традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, – это ее собственный ребенок.
Интерес к материнству в психологии возник первоначально в русле двух направлений: при изучении роли матери в образовании ранних личностных структур (психоанализ и другие направления психологии личности: 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.) и в практических исследованиях, связанных с нарушением психического развития ребенка (задержки и нарушения психического развития, детская психиатрия, социальная дезадаптация, психологические проблемы детей и подростков: А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Маллер и др.). В отечественной психологии в рамках второго направления изучалось материнское отношение, материнская (родительская) позиция, детско-родительское взаимодействие (В.И. Гарбузов, Э.Г. Эйдемиллер, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина и др.).
В современной психологии личности и психотерапевтически ориентированных направлениях материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации (Р.М. Shereshefsky and L.J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, М.J. Gersoon at all, W.B. Miller и др.). Во всех этих случаях выделяются отдельные стороны материнства или отдельные его функции. Самостоятельным направлением можно считать перина-тальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода в психологическом и физиологическом аспектах.
Другой аспект материнства представлен в русле изучения материнско-детского взаимодействия в детской психологии, как отечественной, так и зарубежной. Роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе, в отечественной психологии легла в основу выделения взаимодействия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, О.В. Баженова, Л.Л. Баз, Г.В. Скобло, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.И. Свердлова, И.Ю. Ильина и др.). Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка как субъекта познавательной активности, общения, самосознания. В зарубежных исследованиях (осуществляемых в первую очередь в рамках таких подходов, как социальное научение – J.В. Rotter, D.N. Stem, Т. Fietd и др., психоанализ – 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон и др., теория объектных отношений – М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Маллер и др.) мать и ребенок рассматриваются как составляющие единой диадической системы, только в рамках этой системы приобретающие статус «матери» и «ребенка» и взаимно развивающиеся как элементы этой системы. Мать рассматривается как «среда» для ребенка, а ребенок в свою очередь будучи «объектом» для матери, – как ее проявление в качестве этой «среды» (и наоборот). Таким образом, в качестве объекта исследования здесь тоже выступает взаимодействие матери с ребенком.
Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.
Материнство: врожденное или приобретенное?
Полемика вокруг проблемы «материнского инстинкта» разгорелась во второй половине XX столетия. Одни придерживались убеждения, что материнская привязанность подчиняется во многом тем же врожденным механизмам, которые роднят человеческий вид с животными (Р. Дж. Геллес, Дж. Боулби, К. Лоренц, Е. Панов, Р. Шовен, X. Монтане и др.). Свойство матери эмоционально переживать стимуляцию от ребенка и выражать свои эмоции во взаимодействии с ним, стремиться участвовать в его эмоциональной жизни и взаимодействиях с миром рассматривается многими как ее природная особенность. Такой точки зрения придерживается Д. Винникотт, описывая состояние матери после родов как особое, позволяющее ей непосредственно переживать состояния ребенка. Вмешательство «советников», объясняющих матери, что и как она должна делать, только мешает реализации этих ее свойств, ориентируя мать не на свое чувство, а на сознательный анализ своего поведения (Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 16-20). Другую крайнюю социоцентристскую позицию занимает Элизабет Бадинтер (Цит. по: Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учебное пособие. М., 1999). Проследив историю материнских установок на протяжении четырех столетий (с XVII до XX века), она пришла к выводу, что «материнский инстинкт – это миф». Она не обнаружила никакого всеобщего и необходимого поведения матери, а напротив – чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь – это понятие, которое не просто эволюционирует, но наполняется в различные периоды истории различным содержанием. Исследовательница рассматривает во взаимосвязи три главные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализующейся женщины. Она полагает, что в различные эпохи та или иная из этих ролей становилась главенствующей. Э. Бадинтер указала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребенка: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство». Она проанализировала динамику материнских установок на протяжении нескольких веков во Франции и пришла к выводу, что до конца XVIII века материнская любовь была делом индивидуального усмотрения, случайным явлением. В те времена репродуктивная функция женщины воспринималась лишь как рядовая, ничем не выделяющаяся, часть ее обязанностей в семье, ничуть не более важная, чем участие женщины в семейном производстве. С другой стороны, при отсутствии или малой эффективности контроля рождаемости репродукция оставалась неотъемлемой стороной жизни почти всякой женщины. Ценность ребенка определялась его сословным положением, порядком рождения и полом (ценился прежде всего законнорожденный мальчик и первенец), а отнюдь не личными качествами. Расхожим являлось спокойное отношение к гибели ребенка: «Бог дал, Бог и взял», «в мире ином ему будет лучше». При появлении нежеланных и внебрачных младенцев был распространен так называемый закамуфлированный инфантицид – практика несчастных случаев или же подбрасывания новорожденных в чужие дома. Инфантицид предпочитался искусственным родам из-за большой токсичности абортивных веществ. В целом общество было безразлично к фактам исчезновения, внезапной болезни и гибели детей. К. Боннэ, прослеживая историю социального сиротства, утверждает, что между проявлением инфантицидов и отказом от ребенка имеется глубокая связь. В зависимости от того, за какую форму отказа от материнства общество могло законодательно меньше покарать, та и проявлялась в большей степени (Цит. по: Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учебное пособие. М., 1999). Все это заставляет предположить, что материнство не является полностью обеспеченным врожденными механизмами. Акцент на материнском инстинкте как наиболее значительной составляющей психологической готовности к материнству вызывает сомнение. Инстинктивное поведение – жестко закрепленные в наследовании поведенческие формы. Возможность кардинального нарушения материнства свидетельствует о том, что инстинкт не играет определяющей роли в поведении матери. Акцент на инстинкте уводит внимание от проблемы собственной активности женщины в решении стать матерью или отказаться от материнства. Личность при таком подходе предстает как пассивная арена борьбы различных мотивов, а личностный выбор становится результатом столкновения разных сил, оставаясь не связанным с активностью самой личности. Материнство – это одна из социальных женских ролей, поэтому, даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Материнское чувство включает в себя биологическое стремление к материнству, окрашенное или преобразованное интериоризованными социальными нормами (Колпакова М.Ю. Особенности психологической работы с матерями-«отказницами» //Московский психотерапевтический журнал, 1999. №1. С. 127-154). Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.
Стремление к материнству, по-видимому, нельзя сводить ни к биологическому влечению, ни к следованию социо-культурным нормам. Материнство, по словам Т. Флоренской, – предназначение женщины, и поэтому можно говорить о существовании духовной потребности, которая является главным источником стремления женщины стать матерью (Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии, М., 1991).
Формирование материнства
Д. Винникот пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства. «Мать не может научиться тому, что от нее требуется, ни из книг, ни от патронажных сестер, ни от докторов. Ее наука – это собственный опыт младенчества. Кроме того, она наблюдает, как другие родители ухаживают за детьми, возможно, сама ухаживала за младшими сестрами или братьями, и – что очень важно – она многому научилась в раннем детстве, играя в «дочки-матери» (Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 47). Д. Рафаэль-Леф также считает, что женщина начинает становиться матерью с раннего детства. В Китае существует поговорка, что девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего будущего ребенка с детства. Как отмечают многие исследователи, самыми решающими считаются отношения с собственной матерью и семейная модель материнства (Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Колпакова М.Ю., Захаров А.И., Северный А.А., Ениколопов С.Н. и др.). В зарубежной психологии выделилось самостоятельное направление, предметом которого являются материнско-дочерние отношения. Авторы выделили более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающих историю жизни женщины, ее семейное, социальное положения, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка (См.: Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учебное пособие. М., 1999).
В данной работе проанализированы некоторые аспекты, влияющие на формирование материнской сферы.
Родительская семья
Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Зарубежные исследователи подчеркивают неблагоприятное влияние нарушений межличностных взаимоотношений в родительской семье на развитие личности будущей матери. Известно, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Б. Стил, Д. Поллок описали грубое, пренебрежи-тельное обращение с детьми в двух и трех поколениях семей (Колпакова М.Ю. Особенности психологической работы с матерями-«отказницами» //Московский психотерапевтический журнал, 1999. №1. С. 127-154). Личность многих «женщин, не готовых к эффективному материнству», формировалась в своеобразной субкультуре агрессии (Gelles R. J.), часть из них в детстве страдали от холодного отношения со стороны своих родителей, унижающего достоинство, угнетения, в большинстве семей дочерей «воспитывали» грубостью, криком, а часто и побоями (Цит. по: Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. // Вопросы психологии, 1994. №5. С. 31-36), т.е. они находились в неблагополучной психотравмирующей среде. Только в Уд случаев, поданным Брутман В. И., Панкратовой М. Г., Ениколопова С.Н., женщины характеризовали отношения в родительской семье как хорошие. Многие росли без отца.
Взаимодействие с собственной матерью
Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот период жизни сам по себе является сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру (Э. Эриксон). В последние годы в центре внимания исследователей находится феномен привязанности матери и ребенка. Ему придается большое значение в формировании эффективного материнского поведения. В рамках этологического направления привязанность рассматривается как врожденный биопсихический механизм, объединяющий большинство видов животных с человеком (Лоренц К., Ainsworth М.D., Bowlby J., Stern D. и др.). Дж. Боулби считал привязанность первично специфической системой, смысл которой в поддержании взаимодействия между матерью и младенцем, необходимого для его выживания и развития. Первым шагом к привязанности, по данным многих авторов, является установление связи в результате ранних контактов в течение первых часов после рождения (Kreisler L.). Было показано, насколько психосоматическое равновесие ребенка тесно связано с эмоциональным контактом с матерью. Ее поведение при этом рассматривается как ответное и комплиментарное врожденному репертуару поведения младенца (Stern D.). Как любой акт социального поведения, имеющий принципиальное значение для выживания вида, привязанность имеет селективные и пусковые механизмы: морфологические черты, особые запахи, движения, позы (Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период бсременности.// Вопросы психологии, 1997 №б С. 38-47). Исследования привязанности показали, что существуют внутрисемейные циклы непрочной привязанности, передающиеся по материнской линии. Разные формы непрочной привязанности матери являются источником непрочной привязанности ребенка (Ricks и др.). С. Фрайберг отмечает, что глубокие внутренние конфликты, коренящиеся в детстве, мешают возникновению у матерей привяза

35. Факторы и условия психического риска для будущего развития ребенка

А. Стрессы матери во время беременности. Хотя природа предусмотрела систему многоступенчатой защиты бе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...