Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”.




Термины и определения.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность - Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек- Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Признаки опасности.

1. Угроза для жизни.

2. Возможность нанесения ущерба здоровью.

3. Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности.

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. окружающая среда;

3. явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

1. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

2. гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружабщую природную среду, а ущерб при этом энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Аксиома о потенциальном негативном воздействии в системе «человек - среда обитания». Примеры воздействия негативных факторов.

Анализ общественной практической деятельности, включающей многообразные формы человеческой актив­ности, приводит к заключению о потенциаль­ной опасности деятельности. Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном характере проявления при определенных, нередко трудно предсказуемых усло­виях. Суть опасности заключается в том, что возможно такое воздействие на человека, которое приводит к трав­мам, заболеваниям, ухудшению самочувствия и другим нежелательным последствиям. Опасность может быть соответствующим образом оце­нена количественно. Опасность – понятие стохастиче­ское, случайное, которое зависит от многих факторов, численно изменяющееся со временем. Опасность можно количественно оценить риском нанесения того или иного ущерба здоровью человека. Риск определяется как отно­шение тех или иных нежелательных последствий в еди­ницу времени к возможному числу событий. В мировой практике находит признание концепция приемлемого риска, т. е. такого риска, при котором защитные мероприятия в основном направлены на поддер­жание достигнутого уровня. Делаются попытки количественно оценить приемле­мость риска, связанного с определенным видом деятель­ности в зависимости от ее полезности. При оценке риска могут учитываться следующие ка­тегории последствий: смертельные травмы; тяжелые трав­мы; заболевания; материальный ущерб и др. Приемлемый уровень риска зависит от характера по­следствий. Для смертельных случаев он имеет значение 10~6 на человека в год. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека Всякая деятельность потенциально опасна! Критерием (количественной оценкой) опасности является понятие риска.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

9. Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”.

Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей. Опасности:

- по происхождению: природные, техногенные, экологические, смешанные;

- по времени проявления: импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током); кумулятивные (накапливающиеся, напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);

- по локализации: литосферные (землетрясение, извержение вулканов); гидросферные; атмосферные (озоновые дыры); космические (солнечные циклы).

 

3 Критерии оценки негативного воздействия в системе «человек - среда обита­ния».

Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”.

Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей. Опасности:

- по происхождению: природные, техногенные, экологические, смешанные;

- по времени проявления: импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током); кумулятивные (накапливающиеся, напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);

- по локализации: литосферные (землетрясение, извержение вулканов); гидросферные; атмосферные (озоновые дыры); космические (солнечные циклы).

Существует несколько критериев для оценки негативного воздействия факторов окружающей среды на человека:

- в производственной среде: коэф частоты травматизма Km=(Nm/Ч)*1000, где Nт – число травм, Ч – число работников; коэффициент тяжести травматизма Km=Nmn Дп- число дней нетрудоспособности; коэффициент частоты заболеваемости Кз=(Nз/Ч)*1000, где Nз – число заболевших, Ч – число работников.

- факторов окружающей среды: степень загрязнения воздуха, воды, концентрация загрязняющих веществ в почве, уровни радиации.

- некоторые демографические показатели: показатель смертности, рождаемости, среднеожидаемая продолжительность предстоящей жизни

 

4 Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь негатив­ных факторов бытовой, производственной и городской среды.

Опасный фактор – производ. фактор, возд-е к-го на работающего в опр-ных усл-ях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья (эл.ток,ИИ). Вредный фактор – фактор, возд-е к-го на раб-го в опр-ных усл-ях приводит к заболеванию или снижению работосп-сти. Факторы делятся:

-в зависимости от хар-ра возд-я: 1.активные (проявл-ся за счет энергии заключенной в них);2.активно-пассивные (проявл.за счет энергии заключенной в ч-ке, опасность работы на высоте, скользкая поверхность);3.пассивные(дейст.опосредствованно, напр., коррозия металлов, старение материалов).

-в зависимости от энергии, которой обладают факторы: 1.физич.(движущиеся машины,ЭМИ, шум);2.хим.(хим в-ва наход-ся в воде,пище, почве); 3.биолог.(вирусы,грибки);4.психофизиол.(стресс,утомление).

Существенные факторы бытовой среды: 1.Тяжелые металлы(краски). 2.Летучие орг. соед-я (раств-ли, клей) 3.Формальдегид(мебель). 4.Пестициды. 5.Побоч.продукты сгорания(СО2,SO2) 6.Пыль 7.Бактерии, вирусы. 8.ЭМИ(эл/проводка). 9.ИИ (газ радон).

Соотношение уровней повреждений от негативных факторов в бытовой и производственной среде 1:2, исключением является повреждения от электропроводки 1:1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...